Николай Крючков. Точка зрения.

3 комментария У российских и зарубежных компаний в конкурентной борьбе должны быть одинаковые правила и ответственность

В фармокологической отрасли успех импортозамещения в больше степени можно отнести к сфере производства дженериков. Здесь доля отечественных препаратов достигает 50%. Правда, есть один нюанс: крупные зарубежные фармакологические компании в последнее время активно размещают в России свои производственные мощности, строят заводы, либо входят в альянсы с российскими фирмами. Поэтому размер доли отечественного производства дженериков, препаратов госпитального сегмента весьма условен. Тем не менее, рост заметен. Другой вопрос, что изготовление дженериков не является высокодоходной деятельностью.

В чем мы действительно отстаем, так это в собственной разработке и производстве оригинальных (инновационных) лекарственных средств – в том, что наиболее высоко ценится на международном фармацевтическом рынке. Это процесс наукоемкий, длительный, требующий больших интеллектуальных, финансовых и организационных ресурсов. На создание нового фармацевтического препарата надо потратить не один год разработок и лабораторных испытаний и значительные средства. В цене препаратов этой группы очень высока доля интеллектуальной составляющей.

Чтобы развить этот сегмент российского фармацевтического рынка, двумя-тремя годами не обойтись. Поэтому пока, увы, 70% оригинальных препаратов на полках наших аптек – импортного производства. Развивать это направление надо уже потому, что наши оригинальные препараты одной фармокологической группы с иностранными стоят дешевле. Покупатель платит меньше, в том числе, за бренды. Имя стоит дорого. Для того чтобы стать по-настоящему конкурентоспособными, нам надо ориентироваться не столько на российский рынок, сколько на международный, на экспорт. Если наши препараты смогут выйти на рынки Европы, Азии, Латинской Америки, то и инвестиционная привлекательность производящих их компаний станет выше.
Это задача на долгосрочную перспективу, и именно в ней необходимо государственная поддержка. Применять какие-то меры регулирования этого рынка в виде вытеснения зарубежных препаратов на сегодняшний день невозможно. Принято решение отказаться от ряда зарубежных лекарственных препаратов, но оно продиктовано тем, что у нас есть неплохие отечественные аналоги. Отказываться же от всего – особый риск: ряд товаров мы просто не сможем сейчас произвести. Поэтому здесь государству нужен комплексный подход. О регулировании я не говорю, но даже протекционизм должен быть осторожным.

И очень важно установить как для российских, так и для иностранных компаний одинаковые правила игры. Есть неоднократные случаи, когда международные фармацевтические гиганты ведут себя нечестно в конкурентной борьбе в России. Давят своим авторитетом, именем и так далее. Справедливости ради стоит сказать, что и наши компании порой грешат нечистоплотными методами. Должны быть одинаковые правила для всех, одинаковые требования и одинаковая ответственность. 

24.08.2018
5 комментариев Идет процесс лоббирования продажи безрецептурных препаратов в гипермаркетах

Все лекарственные препараты, которые есть сегодня на рынке, делятся на две категории: рецептурные и безрецептурные. Сейчас не рассматривается вопрос (этого в принципе не будет) об отмене, о прекращении регистрации и изменении статуса безрецептурных препаратов. Это значит, что безрецептурные лекарства останутся на рынке. Речь идет о том, чтобы рецептурные препараты не продавались без рецепта. Собственно, в этом и суть самого термина. Однако мы знаем, что сегодня есть множество препаратов, включая антибиотики, болеутоляющее, которые можно купить без рецепта.
В марте 2017 года вступил в силу приказ Минздрава, регламентирующий новый порядок отпуска, работы, циркуляции в системе здравоохранения рецептурных препаратов. Там был принят ряд ограничений на их отпуск. В частности, запрещалось без правильно оформленных рецептов получать эти препараты. Регламентируется, как их нужно хранить, определен объем площадей: минимально 150 квадратных метров должно быть в каждой аптеке.
Но надо понимать, что параллельно идет процесс лоббирования продажи безрецептурных препаратов в неспециализированных учреждениях, а именно через гипермаркеты, магазины (специализированные отделения). Сейчас это возможно только через аптеки и онлайн-продажи. Это такой тренд. Вот эти два момента: первый – вступление в силу в прошлом году нового порядка отпуска рецептурных препаратов, и второй – продолжающиеся разговоры о лоббировании отпуска безрецептурных препаратов вне аптек и создают общественную дискуссию.
Что касается рецептурных препаратов, то здесь мнения фармацевтических компаний разделились. Многие компании встали на сторону Минздрава и, соответственно, радуются изменению правил отпуска. Но не все фармацевтические компании.
Понятно, что порядок нужно наводить. Если говорить о рецептурных препаратах, вопрос только в том, как просто будет получить эти рецепты? Рецепт ведь от двух до четырех недель действует. Не придется ли теперь каждый месяц хроническим больным ходить и получать новый рецепт, и, соответственно, для этого проходить обследования и все прочее? 

13.04.2018
  • Николай Крючков Николай Крючков

    кандидат медицинских наук, президент компании «Клиникал Экселанс Груп»

    Эксперт