Светлана Добровольская. Точка зрения.
Во многом предложенные Минэкономразвития меры по изъятию земельного участка обусловлены высоким уровнем пожарной опасности СНТ. Зачастую собственник, который запускает свой участок, находится неизвестно где. Он, может быть, утратил интерес к этому участку, переехал в другой регион и так далее. Но в то же время, у него есть бремя собственности помимо права собственности. Если он не хочет его нести, то и должен быть лишён права собственности.
Такой механизм находится в духе нынешнего законодательства. Если есть какая-то проблема, то её решают в виде запретов, наказаний, изыманий и так далее. Обратите внимание: если законопослушный гражданин-водитель не совершал за год никакого нарушения ПДД, кто-то ему будет снижать налоги и сборы? Но если, не дай Бог что-то нарушил, то сразу к нему применяются драконовские меры ответственности. Сама система законодательства ведёт к тому, что если есть какое-то нарушение, то реагирование происходит мгновенно, причём жёсткое. При наличии положительного поведения участника правоотношений государство не реагирует. В рамках такой правовой политики такое предложение вполне закономерно.
Главная законодательная новелла Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» состоит в том, что с 1 января 2019 года будет действовать жёсткое правило: одна территория – одно садовое товарищество. Если раньше на одной территории, путем почкования, отделения, могли образовываться несколько товариществ с равными правами, своим трансформатором, вывозом мусора и так далее, то теперь ситуация кардинально поменяется. И индивидуалы и бывшие товарищества будут взаимодействовать лишь с одним юридическим лицом, владеющим землями общего пользования.
Так называемые «индивидуалы» также столкнутся с серьезными изменениями. Отныне они должны будут платить наравне с членами товариществ за содержание имущества общего пользования, текущий и капремонт объектов капстроительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом. Естественно, у индивидуалов возникают вопросы: за что? У нас есть свой надел, и мы сами обеспечиваем его содержание. Но ведь они также пользуются землями общего пользования, также ездят по дорогам, точно также работает по отношению к ним сторож, бухгалтер, который начисляет зарплату этому сторожу. Они прямо или косвенно вливаются в жизнь этого садового товарищества. Отсутствие членства – не есть отсутствие обязанностей по оплате труда тех лиц, которые обеспечивают работу этого товарищества. При этом прав у них будет меньше, так как на общих собраниях, где принимаются все решения по управлению имуществом, у них будет лишь совещательный голос.
Часто в связи с принятием и началом действия закона приходится слышать о том, что Гражданский кодекс стоит выше федерального закона и, например, та же необходимость индивидуалам платить за не принадлежащее им формально имущество, или в целом осуществлять платежи безналичным расчетом должна регулироваться ГК. Это не так. Есть понятие коллизии закона – закон специальный отменяет закон главный. Закон о садовых товариществах - это специальный закон, который действует по отношению к ГК. Если ГК формирует правоотношения между всеми юридическими лицами, то садовые товарищества – спецсубьекты и в отношении них существует особое законодательство.
«Закония» в соц. сетях