Валерий Алферов. Точка зрения.
Еще в 2018 году проводилось исследование по теме субсидиарной ответственности, оно опубликовано в журнале «Модернизация и развитие» в статье «Развитие концепции субсидиарной ответственности как института повышения эффективности института банкротства и обеспечение экономической безопасности». Уже тогда был сделан вывод о том, что развитие данного института необходимо для экономической безопасности Российской Федерации, для раннего выявления неправомерных, недобросовестных действий контролирующих должника лиц. Был проведен анализ эффективности российской экономики в сравнении с экономиками других стран, и в тот период она была лишь в четвертом десятке. А эффективность института банкротства заняла лишь 53-е место. Одна из причин тому – как раз неэффективность института субсидиарной ответственности. За рубежом она достаточно жестко регулируетсяа, например, Служба по несостоятельности Великобритании контролирует и проверяет все дела о банкротстве, т.е. этим занимается государственный орган, а не судебная система, как в России.
Как известно, статья 64.11 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» – субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредитора – определяет, что лицо привлекается к ответственности в том случае, когда не удовлетворяются требования кредиторов за счет имущества в полной мере. В 2021 году было привлечено 4792 человека на сумму 513,4 млрд рублей – это почти на 30% больше, чем в 2020 году, а по сравнению с 2016 годом в 9 раз больше по количеству привлеченных лиц и в 7 раз больше по размеру ответственности.
Если говорить об эффективности механизма субсидиарной ответственности, то впервые в 2021 году удовлетворение требований кредиторов, по данным Федресурса, в тех делах, где привлекались к ответственности КДЛ, процент удовлетворения составил 6,1%, а общее количество удовлетворений составило всего 3,5%. Все это приводит к тому, что кредиторы, видя неэффективность, меньше подают заявлений о банкротстве (активно действует только ФНС), а в конечном итоге к тому, что действенной преграды для неправомерных действий КДЛ нет.
Существуют множество причин распространенности такого явления, как криминальные банкротства. В первую очередь, это общее состояние экономики в стране, в конкретном регионе, благосостояние потребителей, колебания спроса. Тогда то, что первоначально не задумывалось как правонарушение, под влиянием ухудшения экономической ситуации, постепенно переходят в плоскость экономических криминальных действий, когда используется механизм банкротства для вывода активов, в результате которого добросовестные кредиторы ничего не получают, а аффилированные получает максимально. Замечено, что чем хуже экономическая ситуация в стране, тем больше банкротств, в том числе криминальных.
Преднамеренное банкротство по статистике начинается примерно за год до подачи заявления. Владельцы бизнеса предчувствуют проблемы: набранные большие кредиты, по которым растут проценты, неисполняемые обязательства поставщиков, подрядчиков и так далее. Во многих случаях это перерастает в криминальные банкротства, под которыми я понимаю преднамеренное и фиктивное. Зачастую фиктивное банкротство – это когда должник может рассчитаться, но запугивает, говорит «я банкрот, мои дела в плохом состоянии, подаю заявление, поэтому давайте договариваться, сделаем отсрочку платежей», то есть, по сути, это ложное объявление о своём банкротстве. А вот уже преднамеренное банкротство – это мошеннические действия экономического характера направленные на снижение удовлетворения требований всех добросовестных кредиторов, с целью сохранения средств у должника или передачи их аффилированным кредиторам.
Статьи УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», «Преднамеренное банкротство» и «Фиктивное банкротство» работают, но достаточно мало. По статистике в 2016 году всего 17 человек были привлечены по ним к уголовной ответственности, хотя еще в 2015 таковых было 70. Арбитражные управляющие в прошлом году выявили признаки преднамеренного банкротства в 1636 случаях, фиктивного – в 44. Это где-то 20-30% от всех предприятий и организаций, которые проверялись на предмет криминальных банкротств. Кстати, арбитражные управляющие обязаны это делать по любому предприятию, которое банкротится. То есть, согласно статистике, небольшое количество случаев доводится до уголовных дел. Опять же по статистике, на долю криминальных банкротств приходится 0,13% от всех экономических преступлений. В стоимостном выражении – 50 миллиардов из 400 миллиардов рублей общих потерь от экономических преступлений по данным МВД. Надо признать, что это достаточно большая сумма.
В отличие от юридических лиц, у которых есть соответствующие службы, физическим лицам, для того, чтобы понять, что грядет фиктивное банкротство, допустим, строительной компании при долевом строительстве, необходимо отслеживать постоянно состояние дел. Для начала не стоит вкладывать в компанию – новичка на рынке, почитать отзывы, посмотреть рекомендации. Кстати, теперь по законодательству дольщики могут выкупить незавершенные строительством многоквартирные дома, но и достраивать их они должны будут сами.
«Закония» в соц. сетях