Альбина Бикбулатова. Точка зрения.

8 комментариев За последние годы в вузах России многое сделано для развития инклюзии

Москва в эти дни уже третий раз принимает IV Национальный чемпионат «Абилимпикс», организатором которого выступили федеральные Министерство просвещения и Министерство труда и социальной защиты при поддержке Правительства Москвы. В этом масштабном мероприятии принимают участие 1200 человек из 83 субъектов РФ, победители региональных чемпионатов, люди в возрасте от 14 до 65 лет с различной степенью инвалидности. Они соревнуются в конкурсах профессионального мастерства. В этом году в России в соревновательной программе было всего 107 компетенций, а на Национальный чемпионат приехали соревноваться по 57 компетенциям: это и поварское дело и художественный дизайн, ювелирное искусство, это очень большой блок IT-компетенций, связанных с 3D-проектированием, информационными технологиями, это медицинский и социальный уход, лабораторные анализы и так далее. То есть, практически представлена вся линейка профессий, которая доступна сегодня для абсолютно любого гражданина Российской Федерации с ограниченными возможностями здоровья.

Россия достаточно поздно присоединилась к Международной конвенции по правам инвалидов, и, конечно, еще не всё сейчас идеально в вузах Российской Федерации в вопросах инклюзивного образования. Это связано со многими причинами, не всегда зависит от государства, потому, что ряд вузов находится в исторических зданиях. Очень часто преподаватели не готовы к тому, чтобы развивать инклюзивное образование. Но за  последние четыре года, когда начался второй этап реализации Госпрограммы «Доступная среда» сделано очень много. Создана сеть вузов, которые поддерживают и разделяют принципы инклюзивного образования. Создан 21 ресурсный центр по всей стране, которые охватывают все федеральные округа и регионы. Один из них находится как раз в нашем университете. Аналогичная система создаётся в колледжах, в каждом субъекте есть базовая организация, которая развивает принципы инклюзии и также создана сеть из 25-ти ресурсных учебно-методических центров.

Я достаточно много и долго занимаюсь этим вопросом, хочу сказать, что студенты к инклюзии готовы в большей степени, чем педагоги. Этого внутреннего барьера в группах нет. А вот в педагогах – есть, потому, что это сложно учить разные категории, но мы говорим о том, что сегодня в образовании каждый должен получать индивидуальное внимание. То есть сложно работать с талантливым ребёнком, и есть особые потребности у людей, имеющих ограничения по здоровью. Поэтому, нужно готовить педагогов, нужно готовить и оснащать вузы и иные образовательные организации определенными техническими средствами.

И также по моему опыту могу сказать, что инвалиды на этот термин в большинстве своём не обижаются. Надо разделять общечеловеческий аспект, по которому мы называем их «люди с инвалидностью» - так случилось, что у них  есть особенность, и нормативно-правовое основание, которое позволяет получать выплаты. В федеральном законе написано: «инвалид» и «лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья». Это разные статусы и разные выплаты. 

23.11.2018
  • Альбина Бикбулатова Альбина Бикбулатова

    Проректор по методической работе и инклюзивному образованию РГСУ, кандидат технических наук.

    Эксперт