Дмитрий Поликанов. Точка зрения.

8 комментариев Барьеры создаются обществом, а не только ограничениями по здоровью

На расширенном заседании Общероссийского народного фронта, где присутствовали все представители крупных и небольших организаций, работающих с людьми с инвалидностью, многие участники отмечали, что слово «инвалид» настолько уже прижилось и стало нейтральным в русском языке, что оно не задевает людей, во многих случаях не несёт в себе негативного смысла или содержания.

При этом есть проблемы с определением термина «инвалид» в законодательстве. Когда нам Женева даёт рекомендацию, как соблюдать Конвенцию о правах инвалидов,  думается, они имеют ввиду необходимость поменять подоплёку и содержание этого термина. Если менять сам термин, то придется вносить изменения в более чем 18 тысяч федеральных нормативных актов и в десятки тысяч региональных. А если его чуть-чуть подкорректировать в сторону более социального определения и менее медицинского, то мы бы удовлетворили рекомендациям международного сообщества, а с другой стороны – не сильно себе затруднили работу.

Обычно этот термин задевает  людей, у которых инвалидность не врождённая, они её приобрели во взрослом возрасте. Естественно, для них сложно психологически смириться с этим статусом. И задевает родителей инвалидов, которым нужно дойти до какой-то психологической стадии, чтобы принять такого ребенка.

Менять понятие «инвалид» на «человек с инвалидностью» наверное, психологически правильно, потому, что, таким образом, человек оказывается в центре. Но это не настолько принципиально, если мы потихоньку начнём менять не определение, а иные, более серьёзные вещи. Барьеры – они обществом создаются, а не только ограничениями по здоровью.

На днях состоялось встреча Дмитрия Медведева с представителями общественных организаций-инвалидов. Прозвучала цифра, что 50% объектов в нашей стране так или иначе оборудованы теперь доступной средой, что было совершенно немыслимо еще несколько лет назад.
Мне кажется, что меняется и отношение людей: если еще несколько лет назад мы были свидетелями большого количества скандалов, связанных с дискриминацией инвалидов, то сейчас таких случаев практически нет.

Очень хочется верить, что государству удастся поменять систему медико-социальной экспертизы. Два года уже идёт разговор о том, чтобы людям меньше надо бегать с бумажками, чтобы был электронный документооборот, чтобы не надо было подтверждать инвалидность в том случае, когда ясно, что у человека уже ничего не изменится.

В Азербайджане, например, вся эта процедура происходит заочно. Человек идет к врачу, врач делает медицинское освидетельствование, документы по электронной почте отправляет в соответствующее ведомство, оно на них смотрит, не зная ничего про самого человека, учитывая только  показатели, на которые указал врач, принимает решение и  человеку по электронной почте его отправляет. Инвалиду не надо мыкаться по кабинетам, записываться к десяти врачам, собирать какие-то справки. Вот вам пример, когда бывшая страна Советского Союза сумела у себя наладить такую удобную систему. 

23.11.2018