Николай Будуев. Точка зрения.

комментировать Ограничивать барьеры для развития внутреннего туризма надо избирательно и осторожно

Следует осторожно относиться к инициативам, призывающим убрать ограничения, прописанные, в частности, в земельном законодательстве в целях развития внутреннего туризма. В случае смягчения ограничений целый ряд коммерческих организаций под прикрытием высоких материй попытаются приватизировать земли в наиболее привлекательных местах, в первую очередь, в особо охраняемых природных территориях: на Алтае, на Байкале, Северном Кавказе и так далее. Есть целый ряд территорий, которые являются лакомыми, и предприимчивые люди ищут все возможности туда зайти и захватить их. Народ у нас творческий, креативный, в том числе, в туриндустрии, и возможно всякое. Например, перевели земли в другую категорию, построили отель, через некоторое время якобы из-за отсутствия трафика туристов решили этот бизнес закрыть и жить самим.  Разумеется, нельзя подгонять всех под одну гребенку, но высокие риски возникновения таких вариантов есть. Поэтому, к снижению барьеров следует подходить с очень большой осторожностью, в индивидуальном порядке.
Опасения, что без снятия ограничений развития внутреннего туризма не будет – напрасны. Есть большое количество территорий в России, не освоенных для этих целей. Кроме того, туристы, особенно в ряде территорий, несут для экосистемы серьезные экологические риски. В первую очередь речь идет о северных территориях, в частности, Байкале, Камчатке. На юге природа восстанавливается быстрее, ей такая нагрузка не страшна.  

03.06.2022
8 комментариев Для развития и сохранения лесного комплекса стоит возродить министерство лесного хозяйства

Возврат контроля над сохранностью лесов в федеральный центр либо сохранение нынешнего положения, когда эта деятельность находится в ведении регионов – вопрос важный, так как он определяет кадровую политику. Правда, одновременно он распределит и уровень коррупции на тех или иных уровнях власти.

Наиболее важным аспектом является внимание к тем механизмам, которые вольно или невольно стимулируют возникновение лесных пожаров. В советское время лесники были весьма уважаемыми людьми, так как от них зависело, получит житель села право рубить лес и вывозить валежник, или нет. У лесников были достойная зарплата, высокий социальный статус, хорошая мотивация для предотвращения пожаров. Если весь год в пожароопасный период у них на участке возгораний не было, они получали существенную премию. В обратном случае к ним применялись такие меры, как депремирование и другие. Кроме того, количество лесников было в разы больше, и, соответственно, зона ответственности меньше по площади, её можно было просто обойти пешком.

Сегодня ситуация совершенно иная: число лесников в разы уменьшилось, зона контроля увеличилась в десятки раз, без специальной техники территорию не охватишь, а зарплата у них в среднем 15 тысяч рублей. Когда начинается сезон пожаров, за их тушение начисляются премиальные. В зависимости от интенсивности пожаров, доходы лесников могут таким образом увеличиться до 80-90 тысяч. Вроде бы и правильно – человек тушит пожар и должен быть за это материально вознаграждён, но, с другой стороны, и мотивация у лесников теперь другая.

Необходимо повышать уровень их легальных доходов до сопоставимого уровня советских времён, когда зарплата работников лесхозов доходила до 800 рублей. Это были очень приличные деньги, и, соответственно, лесники ценили свою работу. Сейчас ситуация в нескольких оставшихся лесхозах несопоставимая, а большая их часть просто прекратила своё существование.

Говоря о предотвращении лесных пожаров надо говорить о развитии всего лесного комплекса: и лесного хозяйства и промышленности. Лес нуждается и в вырубках, иногда пожары необходимы, так как они уничтожают старые деревья, поражённые болезнями. С лесом надо работать на постоянной основе. Необходимо повышать статус региональных структур комплекса, выделив их из подразделений министерств сельского хозяйства и промышленности в отдельные ведомства, а на федеральном уровне, на мой взгляд, необходимо воссоздать министерство лесного хозяйства. Это тема для обсуждения, но, в любом случае, необходимо, чтобы контроль над регионами из федерального центра усилился путём обратного перераспределения ответственности от регионов к федеральному центру.

При этом необходимо переходить на новые технологии контроля очагов возгораний и состояния лесов, в том числе космические, использовать дроны, минимизировав человеческий фактор. Чтобы любой арендатор понимал, что за ним ведётся онлайн-контроль. Почему это необходимо? На практике до 90% пожаров возникают в 5-10 километрах от лесных дорог и населенных пунктов. Соответственно, подтверждаются высказанные мнения, что возгорания – следствие незаконных вырубок. Вот для этого и нужны новые технологии, потому, что человека можно коррумпировать, запугать и так далее. В регионах имеются многочисленные факты нападения, существенного морального давления на активистов – защитников леса ОНФ, даже с применением оружия, как это было недавно в Иркутской области. 

То, что нынешние пожары стали поводом для общенародного обсуждения и серьёзного исследования на государственном уровне – хороший сигнал. Как говорится, нет худа без добра. Главное, чтобы, когда эмоции пройдут и пожары потухнут, работа в этом направлении не прекратилась. 

09.08.2019
1 комментарий Мы предлагаем разрешить людям продавать дикоросы, что важно, без уплаты налогов

Никаких ограничений в сфере сбора и переработки дикоросов не нужно. Наоборот, необходимо создать все условия для сбора гражданами грибов, ягод и трав и их поступления на прилавки магазинов. Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы подготовлен соответствующий законопроект. Он дополняет Лесной кодекс положениями, определяющими добытые лесные ресурсы как продукцию, полученную при использовании лесов. Устанавливается, что дикоросы могут закупаться у граждан в порядке, установленном Законом «О потребительской кооперации». Это лишь первый шаг для развития данной сферы народного хозяйства, имеющей большой потенциал.  Этот шаг важен для миллионов людей, проживающих в лесных регионах.

Сейчас граждане имеют право заготавливать дикоросы только для собственных нужд. По действующему законодательству они не имеют права продавать дикоросы с рук, с лотков и так далее. Попытки реализовать продукцию через заготконторы являются основанием для привлечения граждан к ответственности за незаконное предпринимательство. Наша поправка направлена на то, чтобы разрешить продавать дикоросы в любые заготовительные конторы и, что самое главное, без уплаты налогов.

По нашему мнению, это стимулирует развитие территорий, обладающих лесными массивами. Проживающие там люди в сезон так или иначе выходят собирать для своих нужд дикоросы, и они теперь получат возможность легального заработка. Что станет для них хорошим финансовым подспорьем, а также толчком для роста сети заготконтор, а далее – для развития сети более крупных организаций и предприятий. В качестве примера могу привести Томскую область, где десятки крупных производителей вышли на внешние рынки. При этом там идёт переход на качественно новый уровень – производство вытяжек из натуральных продуктов. То есть, это уже не продукты питания, а, скорее, продукция из разряда лекарственных препаратов. 

Предлагая подобные инициативы, мы исходим из того, что регулирование отрасли сбора и переработки дикоросов нуждается не в административно-запретительных мерах, а в рыночных. 

12.07.2019
  • Николай Будуев Николай Будуев

    Член Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, член рабочей группы Госдумы «Байкал»

    Эксперт