Павел Быстров. Точка зрения.
В книжной отрасли сложилась сейчас весьма интересная ситуация: сначала закрылась одна крупная социальная сеть, что уже можно было расценить, как предвестник повышения продаж книг, а потом ушли голливудские кинопроизводители. И если в конце февраля книгоиздатели с ужасом ожидали предстоящую катастрофу, то уже по итогам марта оптимистично подсчитывали прибыль. На удивление серьезно выросли продажи детских и подростковых книг – видимо, сказалось отлучение юного поколения от каких-то программ. Среди взрослых изданий лидерами по росту продаж (в три раза) стали «1984» Оруэлла и антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Выросли продажи и по другим сегментам, в частности, хорошим спросом, особенно среди покупательниц, пользуются легкие, развлекательные произведения. Сказывается влияние стресса, видимо, и желание отвлечься на что-то позитивное.
Поэтому представители отрасли сейчас испытывают сдержанный оптимизм по поводу перспектив производства книжной продукции. И это притом, что книга – не предмет первой необходимости и люди сейчас хорошо подумают, что им больше надо: книга или колбаса. Цены в среднем на печатные издания в связи с изменениями логистики и конъюнктуры рынка выросли на 40-50% – рост пусть и небольшой, но все же ощутимый. Если же, конечно, говорить о высококачественной мелованной бумаге и цветной печати, то в таком случае рост стоимости достигнет 2,5 раз.
В целом интерес к чтению падает, но у этого процесса есть свои тенденции, которые позволяют не считать этот тренд однозначно негативным. Молодежь, к которой сейчас больше всего высказывается претензий о потере интереса к чтению, на самом деле читает, просто им интересны другие жанры и другие форматы. Например, в сегменте аудиокниг в последние годы наблюдается просто взрывной рост. Это подтверждают данные Литрес, что же касается электронных книг, то некоторые жанры в бумаге практически умерли, а в электронном виде, как, например, фантастика, показывают рост продаж – по 8-10 тысяч экземпляров.
Меняются в этой связи и подходы издателей к продвижению книг. Если раньше можно было повесить баннер в метро и это резко повышало рост продаж, то сейчас такая тактика не работает: вся реклама ушла в интернет, в том числе к блогерам, хотя им уже не верят. Это не хорошо и не плохо, это просто значит, что надо перестраиваться на друге площадки, в том числе на крупные интернет-магазины. Есть данные, что 50% всего объема книг продается именно там. Поспособствовала этому и пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения. Индустрия книгоиздания есть, она развивается в соответствии с новыми тенденциями, люди читали, читают и будут читать. Необходимо просто это продвигать и популяризировать.
«Закония» в соц. сетях