Андрей Моисеев. Точка зрения.

1 комментарий Влияние примера может сформировать линию поведения у девиантного подростка

Три основных фактора оказывают влияние, определяют решимость и готовность подростка взять оружие и пойти на массовое убийство. Первый заключается в детско-родительских отношениях: либо жестко авторитарном, либо чересчур попустительском стиле воспитания ребенка. Второй фактор девиантного поведения связан с наличием психических травм у ребенка – здоровая личность на преступления, массовые расстрелы не пойдет. Это уже сфера работы психолога и ответственности родителей за то, чтобы вовремя разглядеть психологический надлом у ребенка, подключить к решению проблемы специалиста для проработки травм.
Третьим фактом как раз и является влияние извне: соцсетей, групп сверстников. Он не доминирующий, но формирующий так как подросток, желающий совершить какой-то девиантный поступок, может и не знать, как поступить, но увидев зримый пример, выберет для себя конкретную линию поведения. Сокращение негативных «образцов для подражания» может снизить количество подражателей массовых убийц, но следует понимать, что в советские времена, когда на экранах были только положительные примеры, пионеры все равно мучали кошек, дрались район на район.
Это не исключает того, что положительных образцов сейчас должно быть больше в информационном пространстве, причем они должны быть важными, поощряемыми и популярными в обществе. Над этой проблемой надо глубоко работать как на уровне социума, так и на индивидуальном уровне непосредственно с каждым проблемным ребенком. Главное – не пропустить проблему, не бояться ее лишний раз обсудить со специалистом, чем потом кусать локти. Первые неблагополучные звоночки бывают всегда, например, доселе замкнутый ребенок вдруг становится развязным, или общительный и веселый начинает замыкаться в себе.   
 

17.12.2021
  • Андрей Моисеев Андрей Моисеев

    Психолог, доцент кафедры социальной психологии Московского института психоанализа

    Эксперт