Михаил Кожевников. Точка зрения.
Образование, как сфера услуг, коим оно долгое время было, – весьма сомнительное состояние и определение. Ведь любое взаимодействие учителя и ученика – это не только передача знаний, но и передача жизненного опыта, то есть, воспитание. Отделить образование от воспитания, по большому счету, невозможно, это как «орел» и «решка» в монете, две составные единого целого. Таким образом, система образования как была заточена под воспитание, так и остается таковой.
Но сейчас, с определением нынешнего, 2023 года, годом учителя и наставника, фокус внимания направляется именно на воспитание, на передачу опыта и формирование определенных ценностей, которые важны и для семьи и для страны в целом. Все проистекает из того, что сейчас на уровне общественного сознания и федеральных нормативных актов четко фиксируется, что мы придерживаемся традиционных ценностей. Это значит, что в системе образования, помимо получения знаний ребенок должен и воспитываться в парадигме традиционных ценностей.
Как социальная система сейчас образование становится крепче и более целенаправленным. Все потому, что задачи, которые решает наставничество – это передача опыта и мотивация к учебе. Потому, что без передачи жизненного опыта, основанного на определенных ценностях и без мотивации к учебе в течение всей жизни, любой образовательный процесс становится бессмысленным.
Роль педагога и учебника во все времена была чрезвычайно высока. Сейчас, в условиях скорости получения информации, все, что происходит с учителем, учебником и учеником – весьма динамично. Современный учитель должен очень быстро ориентироваться в новой и уже структурированной информации и оперативно донести детям позицию, которая является, во-первых, государственной (потому, что он сотрудник государственной системы образования), и, во-вторых, личностной – как гражданина и здравомыслящего человека. Неизменной во все времена остается основополагающая задача педагога – воспитывать человека и гражданина.
Учебник в этой парадигме – база, краеугольный камень. Всю остальную навигацию в море знаний и информации ребенок ведет с помощью различных гаджетов при помощи взрослых или своих сверстников. Вопреки предположению, что в новых условиях роль учителя снижается, можно с уверенностью сказать, что его роль только возрастает. Он должен быть и авторитетом для ребенка, и, обладая уже указанными навыками быстрого сбора и структурирования информации, подавать ее ученику в государственно-личностном преломлении.
Необходимо понимать, что учебник – это не просто книга, монография и даже не научный труд, а учебно-методический комплекс, что гораздо сложнее иных пособий. В нем и дидактический материал, и упражнения, и контрольные задание на закрепление знаний и их оценку. К классической форме учебника сейчас подключаются цифровые ресурсы и методологические рекомендации учителям. Стройная концепция изложения предмета усиливается необходимыми заданиями, которые развивают практические навыки поиска, усвоения и использования знаний. С тем, чтобы ребенок понимал, зачем ему нужны эти знания и навыки, как они работают в реальной жизни. К тому же наблюдается, особенно сейчас, разворот в сторону участия учебников в формировании гражданской позиции юного члена общества. Эта функция учебников была некоторое время размыта, особенно в начале 2000-х годов. Поступательные ежегодные изменения содержательной части учебников возвращают эту важнейшую составляющую с точки зрения целей государственной политики в сфере образования и патриотического воспитания. Первый шаг закрепления во ФГОСах третьего поколения содержательного ядра предмета и способов его преподавания уже сделан. Новый стандарт вступит в силу уже 1 сентября нынешнего года.
«Закония» в соц. сетях