Астрономия и ЕГЭ нужны школе

Астрономия и ЕГЭ нужны школе

В последние годы многое меняется в сфере образования. Если раньше кричали, что ЕГЭ это реальная подготовка, чтобы поступить в вузы и другие предметы используются для того, чтобы подтянуть математику, русский и еще какой-то предмет, который будет девушка или парень сдавать, то сегодня ситуация поменялась. За последнее время единый госэкзамен уже не используется как инструмент оценки деятельности школ, и это здорово. По баллам уже не оценивают школу, хорошо она работает или плохо, уже не оценивают губернатора по среднему баллу единого экзамена. Вот эти оценки превращаются постепенно, медленно, но превращаются, в инструмент помощи школе. Если видят, что где-то средний балл по какому-то предмету низкий, тогда нанимают независимую бригаду аналитиков, которые приходят и начинают изучать, почему там низкий средний балл. Может быть, плохая низкая квалификация учителей, может быть, не теми учебниками пользуются, может быть еще какие-то причины. И школе дают рекомендации. И если в школе хороший директор, хороший коллектив, то они этими рекомендациями могут воспользоваться и через 2-3 года исправить ситуацию.

В школе появилось очень много новых вещей в связи с введением нового босса. В том числе проектная работа, исследовательская работа, которая как раз развивает в детях возможность смотреть на мир критически, понимать, что жизнь зависит и от них тоже, особенно показывает это проектная деятельность в гуманитарных предметах. Да, это все постепенно меняется.

Почему новый министр образования Ольга Васильева не отменила ЕГЭ? Я не думаю, что какой-то министр, который придет в образование, в науку, в культуру, отменит то, что до него было принято правительством и президентом. ЕГЭ это правительственный проект, который поддерживается президентом. Да, у ЕГЭ есть проблемы, но эти проблемы за десятилетия были решены. За последние годы нет нареканий, нет нарушений. Сегодня практически по всем предметам первая тестовая часть ушла, теперь в ЕГЭ много сложных задач на размышление. Я думаю, Васильева Ольга Юрьевна не будет отменять, да и не хотела отменять ЕГЭ. Прото он будет и дальше совершенстваться. В ЕГЭ будут добавляться еще какие-то формы. ЕГЭ сделал очень важную вещь, - он помог ребятам из очень дальних регионов, из маленьких школ поступить в престижные вузы. Если посмотреть сегодня на состав тех, кто учится в Москве и других больших городах, то он очень отличается от того состава, который был 10-15 лет назад. Тогда учились одни москвичи, а сегодня дети из провинции, которые 10 лет назад никогда бы не поступили в такие вузы. ЕГЭ сыграл роль социального интегратора, социального лифта. Не Ливанов был отцом основателем ЕГЭ. Ливанов пришел, когда ЕГЭ уже был введен и эксперимент закончился. Мне не очень нравится, когда некоторая часть педагогического сообщества начинает кричать «вот пришел новый министр, надо все менять, нужны новые реформы, враги народа всю систему разрушили». Боже мой, а почему же вы не кричали об этом полгода назад? О том, что система разрушена, что Сидоров, Петров, Иванов были теневыми министрами в одном, втором и третьем министерстве образования. Это какой-то отклик, импульс непонятно на что, никто не давал посыла. И это не очень здорово, что в наше время можно выбрать жертву и усиленно травить ее, а такие жертвы уже, к несчастью, появились.

Я думаю, что менять сферу образования надо, но по чуть-чуть и постепенно. Я думаю, что курс нового министра как раз будет направлен на то, чтобы какие-то вещи уточнить. У нас есть проблемы с воспитанием, есть проблемы с трудовым воспитанием, да, в этом направлении надо работать и действовать. Всем работникам образования есть недавнее поручение президента уточнить более глубоко, какие результаты мы хотим получить на выходе ребенка из школы по всем предметам. Над этим все работают, и, я думаю, что новая команда министра также будет работать в этом направлении. Невозможно стоять на месте. Жизнь меняется так быстро, что мы просто за ней не успеваем. А если еще и школа не будет успевать, то мы отстанем навсегда во многом, и от жизни, и от других стран, и от мира, и от самих себя.

Что касается возвращения астрономии в список школьных предметов, да, я думаю, нам нужна астрономия. К сожалению, в какой-то момент мы ее потеряли. Это не просто связано с физикой, это связано с представлением о мире, с другими гуманитарными дисциплинами. Но, конечно, она должна быть где-то в старших классах. Я не дума, что это только идея фикс Ольги Васильевой. Это тот предмет, который формирует наше мировоззрение и позволяет понять, что мир – картинка целого. Проблема нашей школы заключается в том, что у детей формируется представление о мире на уровне разных предметов о разных вещах, но они часто не совмещаются в одну картинку, одну мозаику. Астрономия их тех предметов, которые позволяют склеивать эти маленькие кусочки смальты как литература, как история в общую картину. Я за то, чтобы астрономия появилась в школе, но не в ущерб другим предметам.

17.10.2016

Петр Положевец

 в избранное

Позднее об этом

  • Сочинение по литературе это святое! комментировать Сочинение по литературе это святое!

    Никто из родителей не скажет, что он не хочет что-то менять в школе, потому что для каждого главное, чтобы его ребенку было в школе находиться комфортно, безопасно, чтобы ребенок получал качественные знания и чтобы на выходе из школы он мог поступить в тот институт, в какой хотел. Если  изменения в системе образования, инициированные новым министром Ольгой Васильевой, направлены на то, чтобы сделать жизнь наших детей лучше, то, конечно, все родители будут только за.

    На сегодняшний момент, я думаю, самым актуальным остается вопрос, связанный с проведением государственной итоговой аттестации. Те изменения, которые были введены, например, в английском языке (была добавлена устная часть), были восприняты очень многими положительно, потому что она позволяла детям как раз полно продемонстрировать все те знания, которые они получили за время обучения. И с русским языком те же изменения, которые сейчас обсуждаются, будут полезны.

    Я не случайно привела пример экзаменов и по английскому, и по русскому языкам, где оставляют и устную, и письменную часть. Это позволяет с разных сторон увидеть результат обучения ребенка. То же самое касается предмета «литература», сочинение по литературе - это святое. И мы писали, и наши родители, и наши дети должны тоже писать.

    17.10.2016
  • Система высшего образования должна быть максимально прозрачной 1 комментарий Система высшего образования должна быть максимально прозрачной

    Важная прозвучала информация от нового министра образования Ольги Васильевой о том, что будет заново проведен анализ всех решений, которые были приняты об объединении и ликвидации университетов. Сейчас все процессы заморожены. Ни для кого не секрет, нередко были объединения, которые вызывали скандалы. Нередко решения по вузам принимались не вполне прозрачно. И то, что сейчас будет проведен анализ, аудит некий, говорит о том, что будет более внятная политика, направленная на то, что если объединения будут, то без дополнительных ущемлений, без наскоков.

    Это касается всех абитуриентов. Он поступает в высшую школу и рассчитывает на то, что он там будет учиться до получения диплома. Нередкими были случаи, когда ребята поступали, негосударственные вузы закрывали, да, действительно это были не самые крепкие вузы, но были и объединения государственных университетов. Есть случаи, когда студенты учились в 3-х вузах. Поступили в один, но так как прошли два этапа объединения, ребята в итоге получают корочку третьего университета. И тут все должны понимать, какова политика государства в этом направлении, какова политика образования. И нужно сделать все возможное, чтобы система высшего образования стала публичной и прозрачной. Нужно публиковать рейтинги и поддерживать проведение независимых рейтингов, активно участвовать в зарубежных исследованиях с тем, чтобы когда будущие студенты выбирали университет, понимали, куда они идут.

    Плату за обучение у нас устанавливают сами университеты, но они должны ее обосновать. А если мы говорим про повышение в период обучения, то есть университеты, их совсем немного, которые фиксированную плату берут и ежегодно она не повышается. Не все могут себе это позволить. А те, кто имеет право повышать плату, соответственно это должно повышать не больше, чем на уровень инфляции. Уровень инфляции это не то, что говорят эксперты в эфирах, как они это чувствуют, а это то, что прописано в федеральном бюджете, на текущий год это порядка 5-6 %.

    Министр заявила о том, что будут регулировать не столько плату, сколько услуги, которые предоставляет университет. Например, наши мониторинги показывают, что спортивные объекты на территории университета используются не только студентами, приходят посторонние люди, пользуются студенческими площадками, прямо скажем, в ущерб интересам студентов, потому что у них нет денежных средств, чтобы арендовать университетскую инфраструктуру. Студенты могут заниматься спортом или ходить в бассейн только в рамках тех академических занятий, которые есть в программе, и это большая проблема. И то, что в принципе будут определяться границы возможного в рамках экономической политики, вполне оправданно. Это вызывало сильное недопонимание в студенческой среде, приходилось каждый отдельный случай разбирать достаточно жестко. Напомню, пару лет назад была история с общежитиями. Тогда депутаты внесли поправку, согласно которой университеты могли устанавливать плату самостоятельно. Так многие взвинтили цены от 5% от стипендии (500-600 руб.) до 5-6 тыс. в месяц. И, конечно, все студенты взвыли, но администрация вузов имела на это право. И после этого министерство ввело параметры, критерии, максимальный расчет, который может быть сделан внутри университетов, чтобы устанавливалась определенная плата.

    17.10.2016
  • Родители должны участвовать в в жизни школы 3 комментария Родители должны участвовать в в жизни школы

    У меня нет понимания, как в этой новой фразеологии, которую предлагает новый министр образования Ольга Васильева, разобраться родителям. Раньше в течение многих лет четко было установлено, что школа существует за счет налогов граждан. Соответственно, даже если мы не оплачиваем образование, оно финансируется бюджетом. Все равно это некая образовательная услуга, где мы имеем возможность влиять на процессы, в частности развития школы. И в течение многих лет министерство образования поддерживало вовлечение родителей в процесс учебы.

    Очевидно, что проще, конечно, уйти в какие-то высокие плоскости и на вопрос «почему детей так плохо кормят в школе» отвечать, «что вы хотите, это вам не ресторан», а это учреждение, где формируется все лучшее, чистое и светлое в вашем ребенке. Мне кажется, заявления нового министра о том, что «образование не услуга» связаны с тем, чтобы занизить степень претензии к школе со стороны родительского сообщества, что мне кажется неправильным. Отсекать родителей – несовременно, они должны влиять на политику школы, они должны добиваться того, чтобы дети не только были в безопасности, но и развивались.

    17.10.2016

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет