Человек, не желающий слышать мат, никогда с ним не встретится в искусстве

Человек, не желающий слышать мат, никогда с ним не встретится в искусстве

Нельзя думать, что у нас один и тот же кинематограф. Кинематограф ранних лет, кинематограф вечерних сериалов, кинематограф авторского кино, которое в России никто никогда не показывает на телевидении, кинематограф документального кино, которое вообще никогда никто не показывает в кинотеатрах. У нас же много типов фильмов. Почему мы через запятую сравниваем фильмы Гайдая с документальными фильмами, которые показывают на Артдокфесте? Это все разный кинематограф.

Конечно, есть ограничения. Но как-то вообще вся эта история выдумана. Я никогда не слышал мата на российском телевидении, кроме,  может, в каких-то идущих глубоко ночью закрытых показах. Все взрослые люди все понимают. Нет этой проблемы.

Первое. Тема мата в первую очередь связана с авторским документальным кино, когда люди хотят достоверности. Второе. Это ни на что не посягает, ни на что и нигде. Третье. Действительно ограничение «18+». Четвертое. Всюду есть нормы. Вчера я присутствовал при ситуации, когда Президент нашей страны сказал на открытии года литературы во МХАТе о том, что если уж вы так хотите, законодательно преследовать не будем и т.д. Это выдуманная драма, ее нет. Этого нет в фильмах для молодежи, нет в фильмах при дубляже.

Меня не перестает удивлять то, что ни одна чудесная актриса, молодая женщина, мать, правоохранительная организация,  не подавали ни на один телеканал в суд за (кажется посчитала «Комсоммольская правда») 1, 5 тыс. убийств в праймтайме. Никаких проблем, никого это не волнует. У меня от этого ощущение, что кто-то надругался над российской культурой, над детьми.

Мой опыт подсказывает, что режиссеру мат может быть необходим для художественного видения проблем веры, жизни, драм, но он не ставит мат для продажи. Никогда не видел, чтобы для того, чтобы заработать 3 рубля, шли по этому пути. Кроме того, это не связано с тем, что они хотят поиграть с чем-то запретным, как с эротическими сценами, например. Они, видимо, касаются этого, потому что им кажется, что это великий второй язык. Какой-то безмерный внутренний трагизм жизни, как им кажется, они не передадут без него. Они хотят передать своим зрителям, именно своим зрителям, собственное видение происходящего. Что-то есть в их побудительном мотиве, он всегда связан с искусством. А те, кто продвигает картину в кинотеатры, на диски, в интернете, это люди, которые понимают «кто почем» и «что почем», кто будет смотреть, кто не будет смотреть. Любой человек, который не хочет слышать мат, никогда с ним не встретится.

30.01.2015

Даниил Дондурей

 в избранное

Позднее об этом

  • Автор имеет право на мат, но по закону его запикают или смягчат при дубляже 12 комментариев Автор имеет право на мат, но по закону его запикают или смягчат при дубляже

    Закон о запрете нецензурной брани, в том числе, в кинофильмах, демонстрируемых в кинотеатрах, вступил в силу с 1 июля 2014 г.  Также существует возрастная маркировка продуктов массовой культуры. Для того, чтобы кинофильм мог демонстрироваться в кинотеатре, дистрибутор выдает ему прокатное удостоверение. Это прокатное удостоверение говорит о том, что данный фильм под таким-то названием имеет определенный хронометраж, имеет определенные возрастные ограничения и будет демонстрироваться в данных кинотеатрах. В каждом кинотеатре есть человек, который занимается репертуаром, и он уже формирует так называемую репертуарную сетку. Существуют сеансы вечерние, дневные, утренние. Соответственно,  если у фильма ограничения «12+», «18+», то его ставят на вечер.

    Естественно, дистрибуторы, которые заказывают дубляж зарубежных картин, придерживаются закона. Мы все соблюдаем законодательство, и если в картине присутствует ненормативная лексика, то она либо запикивается, либо смягчается при  дубляже, либо фильм выходит в нескольких версиях, более мягкая прокатная версия для кинотеатров и авторская версия на дисках, для личного пользования. Так сейчас выходят из положения, не нарушая законодательство. Ответственность за  недопущение детей для просмотра данного контента лежит на самом кинотеатре. Билетер в кассе должен запросить удостоверение личности у потенциального зрителя для того, чтобы продать ему билет с ограничением «12+», «18+» и т.д. Это прекрасно работает. Вы, например, приходите и просите билеты на всю семью на фильм «50 оттенков серого», ничего о нем не зная. Билетер обязан вам сказать, что данный фильм имеет ограничение «18+».

    А если режиссер задумал сюжетную линию с использованием ненормативной лексики, если это фестивальное кино, артхаус, или какое-то спецпроизведение, может быть, даже некоммерческое, то, я считаю, автор имеет право на это. 

    30.01.2015
  • Если мат не самоцель, а художественный прием, – запрещать его не надо 12 комментариев Если мат не самоцель, а художественный прием, – запрещать его не надо

    Если бы мне предложили роль, где я должна была бы ругаться матом, спокойно я бы вряд ли к этому отнеслась. В общем контексте мат на телевидении для меня категорически неприемлем, потому что телевизор смотрят дети. Тут должны быть жесткие критерии. Что касается театра, это вещь менее массовая, тут все регламентировано, на взрослый спектакль вряд ли пойдут дети.

    Сам вопрос мата в искусстве сложный и неоднозначный. Конечно, я бы хотела обойтись без мата, но как зритель, я могу понять, что есть фильмы, в которых мат напрашивается, без него не обойтись. Меня это не отвращает от фильма, если фильм действительно хороший. К сожалению, бывают фильмы, в которых мат используется как единственное средство для привлечения внимания. Автор, наверное, видит в этом некий креатив или демонстрирует свою смелость и свободу. Но когда ты понимаешь, что кроме мата в фильме больше ничего нет, это ужасно. Я смотрела один питерский спектакль, в котором было очень много мата. Мне было очень тяжело. Сам спектакль мне понравился, актеры хорошо играли, но мне показалось, что мат там совсем не нужен. Вся сила и глубина тех проблем, которые они поднимают, современных молодежных, пустоты, беспомощности, отсутствия цели у героя, все это и так есть в спектакле. Они как неотъемлемый атрибут добавили мат, но он просто бил по ушам. Может быть, это дает эффект восприятия всего в напряжении. Но у меня было ощущение, что спектакль и без мата интересный и самодостаточный.

    Если говорить о возвращении мата в полный метр, то, я считаю, какой то выбор должен быть, нельзя все повально запрещать. Художнику нельзя запрещать что-то, если того требует художественный замысел. Если режиссеру это нужно для документальной достоверности, убедительности, и при этом мат не самоцель и не единственное достижение этого фильма, то я бы мат не запрещала.

    30.01.2015
  • Пусть режиссеры сами решают, должны их киногерои материться или нет 13 комментариев Пусть режиссеры сами решают, должны их киногерои материться или нет

    Лично я изначально был против того, чтобы мат звучал в кинофильмах. Но с учетом того, что у меня огромное количество друзей-режиссеров, людей, которые снимают кино, то, пообщавшись, мы пришли к такому знаменателю, что запрещать ничего не надо. Художники должны быть вольны в своей реализации. Как это сделано во всех цивилизованных странах, там все четко структруировано. Если фильм содержит какие-то матерные слова, какие-то не совсем литературные выражения, то этому фильму дают прокатное удостоверение, но четко обозначают время показа, например, после 22 часов. Поэтому, может, и нет смысла ограничивать наших режиссеров.

    Буквально на днях мы беседовали с одним режиссером, он автор многих известных сериалов в стране, и он говорил, что после введения закона, запрещающего нецензурную брань, его очень популярный в России сериал вырезали до нельзя. Сокращали какие-то слова главного героя, и тем самым искромсали фильм до того, что фактически теряется всякий смысл, и даже по другому выглядят герои. Поэтому, наверное, не имеет смысла так жестко все это ограничивать. Единственное, надо четко определить, что такие фильмы должны идти в кинотеатрах после 22 часов и пусть сами режиссеры, сами художники решают, каким образом они будут вставлять крепкие слорвечки в свои произведения. 

    30.01.2015

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
  • Даниил Дондурей Даниил Дондурей

    главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ

    культуролог, социолог

    Эксперт