Чем четче в учебниках прописаны критерии оценки, тем меньше в ней субъективизма

На полях учебника пересекаются три направления интересов: государственный образовательный стандарт (его наличие определяет государственная экспертиза, только после решения которой учебник может быть допущен к публикации), интересы ребенка (учебник должен быть для него понятным и привлекательным) и интересы учителя, для которого это инструмент для достижения качества образования. Поэтому создание каждого учебника – огромнейшая работа не только коллектива авторов, но и большого числа ученых, практиков, экспертов в той или иной сфере знания.
В учебнике нет критериев оценивания тех заданий, которые размещены в нем, они даны в методических пособиях для учителя, но, когда составляются задания, в первую очередь решается задача по их соответствию двум задачам: это либо формирующее задание, чтобы ребенок научился, и в этом случае оценка не важна, либо это задание контрольного характера. И вот в этом случае должны быть заложены конкретные критерии оценки, понятные учителю и ученику. Чем меньше будет субъективизма в оценке, чем больше будет формализованного критериального отношения, тем больше учителю и ученику будет понятна справедливость ее выставления. Нынешние учебники, в отличие от предыдущих концепций строятся с учетом обязательной совместной работы учителя и ученика, а не на правлены на самостоятельную работу. Поэтому оценка в данном случае выставляется, если можно так сказать, общему результату работы.     

02.09.2021

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Формы и виды системы оценки знаний учащихся трансформируются и при этом постоянно подвергаются критике. Не бывало еще, чтобы в начале и конце учебного года в тот же ЕГЭ не полетели камни. Но кто оценивает и по какой шкале саму школу, качество даваемых ею знаний, как проверить объективность высоких или низких оценок? Пункт 29 ст. 2 ФЗ «Об образовании» определяет качество образования как меру соответствия образовательным стандартам или потребностям обучающегося. Если с соответствием ФГОСам относительно понятно, то как быть со вторым параметром, в чем он заключается и не должен ли быть главным?

    Диагностика качества

    Ее осуществляют целые государственные институты: Роспотребнадзор и его Федеральный институт оценки качества образования, в Москве – Центр качества образования, различные международные организации по нескольким направлениям. В соответствии с п. 13 ст. 28 закона «Об образовании в РФ», образовательная организация обязана наладить внутреннюю систему оценки качества знаний для объективной оценки уровня подготовки обучающихся. Такую диагностику и анализ в столице проводит упомянутый Центр качества образования на уровне результатов всех учащихся образовательных организаций столицы; учащихся школы в целом; отдельного класса и отдельного обучающегося. Родители могут даже за небольшую плату сами с разрешения ст. 95 закона проверить там качество обучения их чада, чтобы узнать, он действительно неуч или к нему придираются? Есть и вовсе простейшая математическая формула оценки процента качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во "пятерок" + кол-во "четверок") × 100% / общее кол-во учащихся.

    Тренды

    Не получается ли в таком случае т.н. «средняя температура по больнице»? Итоговую оценку качеству знаний ставит, как известно, жизнь, и в этой связи как, например, оценивать качество знаний Луитпольдовской гимназии в Мюнхене в бытность обучения там юного Альберта Энштейна, у которого по ботанике, зоологии, иностранным языкам и философии были на удивление скверные оценки, в отличие от математики, латыни и физики? Последние лет пятнадцать школы Великобритании и США ставят две оценки: за старание и за результат. Эксперты давно просят впустить эту систему «сделай плохо, а потом сделай лучше» в российские школы. Она больше помогает выпускнику быть успешным в мире, где не все может получаться с первого раза «на отлично»: в бизнесе, в науке и т.д. Труднее как раз ребенку, от которого ждали только пятерок – он менее гибок, быстрее «ломается».

    То же можно отнести и к оценке всей системы обучения. Не пора ли уйти от подхода, когда учеба «на тройки» воспринимается, как катастрофа, а уровень школы определяется по количеству медалистов и общему баллу ЕГЭ? Разве это главное, а не то, сколько успешных ученых, предпринимателей, музыкантов, инженеров, программистов, представителей рабочих специальностей выпустила школа? Считаете ли вы объективной существующую оценку качества знаний учеников и школ, нуждается ли она в корректировке? Что должно быть важнее в этой связи в п. 29 ст. 2 ФЗ «Об образовании» – соответствие ФГОС или потребностям ребенка?
    Написал П. В. (аdmin) 30.08.2021 14:53
  • Случаи, когда родители предъявляли претензии к школе из-за, по их мнению, низкого уровня качества знаний, встречаются в практике, но их немного по той причине, что доказать это непросто, особенно, если не знать, как это сделать. Провести независимую оценку качества обучения, знаний своих детей достаточно легко – обратиться, например, в столице, в Центр качества образования. Он проводит независимое тестирование и дает независимую оценку.
    Когда же речь идет о выборе школы для обучения и при этом большое внимание уделяется именно даваемым знаниям, в первую очередь работает «сарафанное радио». Родители делятся друг с другом, где хорошие учителя, качественная образовательная организация, хотя, разумеется, это мнение может быть субъективным. К объективным критериям можно отнести количество высокобальников по ЕГЭ и поступивших после школы в вузы.    


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 02.09.2021 18:07
  • Несколько лет назад Центр стратегий развития образования МГУ проводил комплексные исследования в Кемеровской области, в числе которого проводился опрос учителей. 30% из них не рассматривают образование важным для успеха в жизни. Понятно, что такие ответы они давали исходя из своего жизненного опыта. К сожалению, существует серьезный перекос в оплате труда педагогов, инженеров и уровнем доходов тех же успешных блогеров. Для того, чтобы его исправить, нужен комплексный подход, который, может, решаем не только повышением зарплаты, но и солидным соцпакетом, который стоит дать представителям таких профессий, как педагог, врач и так далее, тем, которые получают высшее образование, обучаясь не один год.
    К тому же современный мир устроен не совсем линейно с точки зрения получения образования, теперь недостаточно одного базового для долгой и успешной карьеры, молодые люди прекрасно осознают, что они могут прослушать курс лекций, отучиться на курсах, тем самым повысить свой уровень, получить новые знания, и, соответственно, быть востребованными на рынке труда. 


    Дальше...
    Написал Зискин Константин (Константин Зискин) 02.09.2021 18:09
  • На полях учебника пересекаются три направления интересов: государственный образовательный стандарт (его наличие определяет государственная экспертиза, только после решения которой учебник может быть допущен к публикации), интересы ребенка (учебник должен быть для него понятным и привлекательным) и интересы учителя, для которого это инструмент для достижения качества образования. Поэтому создание каждого учебника – огромнейшая работа не только коллектива авторов, но и большого числа ученых, практиков, экспертов в той или иной сфере знания.
    В учебнике нет критериев оценивания тех заданий, которые размещены в нем, они даны в методических пособиях для учителя, но, когда составляются задания, в первую очередь решается задача по их соответствию двум задачам: это либо формирующее задание, чтобы ребенок научился, и в этом случае оценка не важна, либо это задание контрольного характера. И вот в этом случае должны быть заложены конкретные критерии оценки, понятные учителю и ученику. Чем меньше будет субъективизма в оценке, чем больше будет формализованного критериального отношения, тем больше учителю и ученику будет понятна справедливость ее выставления. Нынешние учебники, в отличие от предыдущих концепций строятся с учетом обязательной совместной работы учителя и ученика, а не на правлены на самостоятельную работу. Поэтому оценка в данном случае выставляется, если можно так сказать, общему результату работы.     


    Дальше...
    Написал Колесникова Надежда (Надежда Колесникова) 02.09.2021 18:15
  • Оценка качества образования делится на два вида: формирующее оценивание (оценка индивидуального прогресса с комментариями, что у ученика получается, что – нет, в результате у него появляется «зона ближайшего развития») и итоговое оценивание (оценка освоения стандарта). Если первая оценка работает на прогресс, то вторая – на выдачу документа об образовании. В разных школах практикуются разные трактовки оценивания качества знаний учащихся, и тройка в одной школе может быть пятеркой в другой, единый подход существует только в ОГЭ и ЕГЭ.
    Первая категория – оценка индивидуального прогресса как раз и соответствует т.н. оценкам за старание, распространенным в американской и английской системах образования. Их объединяет ориентация на развитие, прогресс: ты сегодня сделал 15 ошибок, а вчера – 20, значит, ты стараешься. Опытные учителя давно так делают, когда вводился ЕГЭ Александр Наумович Тубельский говорил: «Да я Ваньке поставлю пятерку за то, что он сделал не 100 ошибок, а всего 20, а Петьке поставлю тройку потому, что он сделал не одну ошибку, а две». У детей в классе разные потенциалы и задача учителя сделать так, чтобы было интересно всем, подходить дифференцированно, кому-то давая полную нагрузку, кому-то более легкие задания. 


    Дальше...
    Написал Болотов Виктор (Виктор Болотов) 02.09.2021 18:17