Имидж негосударственной сферы безопасности портят охранники-драчуны без лицензии

Имидж негосударственной сферы безопасности портят охранники-драчуны без лицензии

В этом году профессиональное сообщество негосударственной сферы безопасности отметило 25-летие принятия закона «О частной детективной и охранной деятельности». По нему мы долго и упорно жили, к нему уже много было принято поправок. Но мы понимаем, что нам нужен новый закон.

Мы сейчас обсуждаем, в том числе на площадке Общественной палаты России, несколько новых проектов законов, которые могли бы не просто улучшить жизнь отрасли охранной деятельности, но более эффективно использовать потенциал негосударственной сферы безопасности и охранной деятельности в обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Необходимо готовить комплексный пакет документов, не просто отдельно закон о частной охранной деятельности, но и готовить закон о детективной деятельности, и о других направлениях. Будут поправки в налоговую сферу, в сферу административной деятельности. Мы хотим, чтобы закон также подразумевал возможность работы частных охранных предприятий за рубежом, и в других сферах деятельности, в том числе на транспорте.

В обществе в отношении сотрудников негосударственной сферы безопасности сложились неоправданные стереотипы. Большинство резонансных случаев, которые были в средствах массовой информации, о том, что где-то охранники избили кого-то,  например, была фраза такая, что «охранник-садист избил семилетнего мальчика»... Мы все эти ситуации брали на свой контроль, проводили расследование совместно с разрешительной системой Росгвардии, и 99,9% – это творили не лицензированные охранники, никакого отношения к ЧОПам они не имели. Это так называемые контролеры торговых залов,  администраторы и так далее, люди без разрешения на занятие охранной деятельностью. Получается, мы несем имиджевые издержки в связи с этим.

Если граждане сталкиваются с подобными нарушениями, можно направить обращение в электронном виде на сайте Общественной палаты России, в профильные комиссии – в комиссию по безопасности, по общественному контролю, о вопиющих фактах. У нас есть механизмы реагирования,  обращение мы берем на личный и общественный контроль.
 

06.06.2017

Дмитрий Галочкин

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Профессия телохранителя в России может быть легализована, а возможности частных детективов расширены. В Госдуме РФ готовит законопроекты «О частной охранной деятельности» и «О частной детективной деятельности».
    В марте 2017 года соответствующие законы были приняты на Межпарламентской ассамблее государств — членов СНГ. Поэтому Россия, как и другие участники ассамблеи, должна разработать на их основе собственное законодательство в этой сфере.

    По данным зампреда думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, помимо легализации телохранителей, в законопроектах будет прописан порядок привлечения частных охранных предприятий (ЧОП) к охране объектов в условиях военного времени или чрезвычайного положения. Поправки также коснутся частных детективов, которые смогут официально запрашивать документы у органов власти и встречаться с подозреваемыми (обвиняемыми) по уголовным делам.

    Частный сыск получил широкое распространение в США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции, Японии и других странах. Государство при этом поощряет деятельность частных детективных структур и детективов, законодательно ее регулирует и предоставляет им обширные права.

    Так, в США любой гражданин для расследования любого дела может нанять частного детектива для получение объяснений у пострадавших от преступления, очевидцев, а также других лиц, которые могут быть привлечены к процессу в качестве его участников, собирания предметов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, истребования документов и т.д.

    В некоторых штатах частным сыщикам разрешено производство обыска, выемки, использование средств электронного наблюдения и даже ареста подозреваемых в совершении преступления. К слову, детектив, действуя без судебного ордера, должен быть уверенным, что задержанное им лицо совершило преступление. В противном случае за необоснованное задержание суд может оштрафовать его на крупную денежную сумму.

    Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» принят в России в 1992 г. Однако, по мнению экспертов, реализовать его практически невозможно, поскольку УПК РФ эту деятельность не регулирует, а среди большинства работников правоохранительных органов бытует мнение, что участие детектива в сборе сведений по уголовному делу будет препятствовать расследованию и может превратиться в параллельное следствие. Граждане частный не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, сегодня это – исключительная прерогатива государственных силовых структур.

    На форумах профессиональных интернет-сообществ детективы пишут, что закон не позволяет им нормально работать, поэтому они его нарушают, когда сочтут нужным, руководствуясь при этом нередко «внутренним чувством справедливости», по выражению частного детектива Александра Шатунова из Уфы. Ему «невозможно работать абсолютно в правовых рамках, т.к. власть боится дать нам возможности для работы». Пользователю вторит детектив Виталий Архимандритов из Самары: «Что есть закон о ЧД? Пустая формальность не более…». Реакция ГУ МВД России по Самарской области, выдавшего лицензию этому детективу, на такую позицию их подопечного неизвестна.

    Действительный член Сообщества профессионалов конкурентной разведки, профессор Уральского экономического университета Евгений Ющук отмечает,, что большинство частных детективов в России – грамотные профессионалы, умеющие выполнять поставленные задачи, не вступая в противоречия с законом и не объявляя его «никчемной формальностью». Но и «оборотней», влившихся в ряды детективов после чистки минувшей реформы МВД, никто не выявляет, механизм контроля, обеспечивающий недопущение их к судебному расследованию, государством не определен. Так что, по мнению профессора, прежде чем расширять права детективов, надо провести тщательную сортировку этих специалистов. Иначе возможна гроза злоупотребления этими правами в ущерб гражданам, а то и национальной безопасности России.

    В каких рамках можно ли разрешать индивидуальным предпринимателям – частным детективам доступ к расследованию преступлений?
    Написал П. В. (аdmin) 30.05.2017 14:44
  • В этом году профессиональное сообщество негосударственной сферы безопасности отметило 25-летие принятия закона «О частной детективной и охранной деятельности». По нему мы долго и упорно жили, к нему уже много было принято поправок. Но мы понимаем, что нам нужен новый закон.

    Мы сейчас обсуждаем, в том числе на площадке Общественной палаты России, несколько новых проектов законов, которые могли бы не просто улучшить жизнь отрасли охранной деятельности, но более эффективно использовать потенциал негосударственной сферы безопасности и охранной деятельности в обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Необходимо готовить комплексный пакет документов, не просто отдельно закон о частной охранной деятельности, но и готовить закон о детективной деятельности, и о других направлениях. Будут поправки в налоговую сферу, в сферу административной деятельности. Мы хотим, чтобы закон также подразумевал возможность работы частных охранных предприятий за рубежом, и в других сферах деятельности, в том числе на транспорте.

    В обществе в отношении сотрудников негосударственной сферы безопасности сложились неоправданные стереотипы. Большинство резонансных случаев, которые были в средствах массовой информации, о том, что где-то охранники избили кого-то, *например, была фраза такая, что «охранник-садист избил семилетнего мальчика»... Мы все эти ситуации брали на свой контроль, проводили расследование совместно с разрешительной системой Росгвардии, и 99,9% – это творили не лицензированные охранники, никакого отношения к ЧОПам они не имели. Это так называемые контролеры торговых залов, *администраторы и так далее, люди без разрешения на занятие охранной деятельностью. Получается, мы несем имиджевые издержки в связи с этим.

    Если граждане сталкиваются с подобными нарушениями, можно направить обращение в электронном виде на сайте Общественной палаты России, в профильные комиссии – в комиссию по безопасности, по общественному контролю, о вопиющих фактах. У нас есть механизмы реагирования, *обращение мы берем на личный и общественный контроль.
    *


    Дальше...
    Написал Галочкин Дмитрий (Дмитрий Галочкин) 06.06.2017 12:54
  • По действующему закону мы, частные охранники, не имеем права охранять жизнь и здоровье, поэтому в договоре с клиентом прописывается лишь охрана его собственности, к *примеру, *дорогого галстука, костюма, его часов или чемодана. К тому же частная охранная деятельность основывается только на законе о пределах необходимой обороны. Само понятие «самооборона» *исключает защиту третьих лиц. На данный момент этот закон находится в гражданском правовом поле, но не в поле частной охранной деятельности.

    В принципе если обычные граждане становятся свидетелями совершения какого-то преступления, то они имеют право нарушителя задержать. И частный охранник также имеет право задержать и предотвратить преступление. Но при этом нанести минимальный урон нападающему. Потому что вопрос применения оружия очень спорный, и, скорее всего, он будет вести к уголовной ответственности.

    Частные охранники имеют право носить и *применять специальные средства и оружие. Но есть разграничение: охранник четвертого разряда имеет право лишь применять спецсредства (дубинки, баллончики и не более того), охранник пятого разряда имеет право применять спецсредства и служебное травматическое оружие, *охранник шестого разряда имеет право использовать и применять в своей деятельности в том числе и так называемое служебное огнестрельное оружие. Оно должно быть менее мощным, чем у правоохранительных органов, есть определенные требования к нему, определенные калибры, есть перечень данного оружия.

    Но проблема в том, что у нас сегодня охранник может применять оружие, когда есть непосредственная угроза жизни и безопасности ему либо охраняемому имуществу, *либо, например, при нападении на объект. При передвижении с телом (на языке телохранителя, охраняемый объект обычно называется телом), то есть с клиентом, они охраняют имущество. Если нападение на заказчика не совершено, если под угрозой пистолета злоумышленник не пытается снять с заказчика *дорогую цепочку, которую якобы охраняет этот частный охранник, или если они не находятся на охраняемом объекте (то есть в доме или в офисе, который принят под охрану как охраняемый объект, и уведомлена лицензионно-разрешительная система, что на данном объекте ведется вооруженная охрана), то охраннику приходится «подставляться» самому, чтобы де-факто была угроза его жизни и безопасности. И тогда он может применять оружие. *В ином случае охранник не имеет права *защищать с оружием себя и, соответственно, заказчика. Формально телохранитель, спасший от нападения своего клиента, должен потом доказывать, что выстрелил, защищая себя.

    Далее, в 2010 году законодательство исключило совместное ведение охранно-детективной деятельности. И вот этим как раз это сильно усложнило работу телохранителям: одно дело охранять склад, а вот при охране лица надо просчитывать угрозы безопасности, надо просчитывать, откуда может прийти угроза. Для этого требуется анализировать обстановку, собирать информацию.

    А у нас в законе об охранной деятельности четко сказано, что охранники (в том числе, и телохранители, потому что они в законе не прописаны) не имеют права использовать методы, которыми работают детективы. *Фактически служба безопасности, состоящая из телохранителей, не может посчитать угрозы безопасности и собирать информацию в рамках закона. Тем не менее, *многие телохранители наверняка это делают, так как по-другому охранять клиента невозможно. Но это пока, к сожалению, *опять «серое» поле.


    Дальше...
    Написал Куровская Наталья (Наталья Куровская) 06.06.2017 14:10
  • Дмитрий Галочкин Дмитрий Галочкин

    заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (НСБ), заместитель председателя Координационного совета НСБ России

    Эксперт