Клиническая психология и психиатрия должны работать в связке
Западный опыт законодательного регулирования оказания психологической помощи неоднороден. Есть англосаксонская правовая семья, где законов в принципе мало, но есть обычаи, практика, этическое регулирование, и на их основе работают профессиональные ассоциации. В континентальной семье больше законов, которые точечно регулируют соответствующие сферы деятельности.
В вопросе регулирования психологической помощи главный вопрос: что считать медицинской помощью, а что нет. Если говорить о психическом здоровье, о ментальных нарушениях, то, конечно, с одной стороны, это традиционно медицинские сферы в нашем понимании. Поэтому у нас есть психиатрическая помощь. Но в то же время, мы сегодня уходим от узкого понимания психологической помощи, которое сложилось в XX веке, и даже в начале XXI века. Есть понимание того, что многие вопросы можно решить только совместными усилиями. Условно говоря: медик – психиатр и клинический психолог и даже в ряде случаев социальный работник. Они должны работать в связке. Вот к этому наше законодательство не готово совсем. Принятие отдельного закона, который, безусловно, нужен, в целом проблемы этой сферы не решит, так как существует проблема пограничных зон и распределения ответственности, кто за что отвечает, и на практике происходит так, что проблемы эти остаются без решения.
Таким образом, от дробления на медицину и не медицину, на ведомственные зоны ответственности надо уходить. Если двигаться в этом направлении, то у нас есть перспективы, в противном случае, мы будем и дальше загонять эту сферу в бессистемную неурегулированную зону, где каждый занимается вроде своим делом, и вполне неплохо, но проблемный человек теряется из виду, и это приводит к таким последствиям, как трагедия в Нарьян-Маре.
09.11.2019
Комментарии