Лучшие реформы для образования на данном этапе – увеличить финансирование и уменьшить бюрократизацию
Вопросы введения 12-летнего образования в России дебатируются вот уже 20 лет. Пик обсуждения был в начале 21-го века. Тогда подавляющее большинство образовательного сообщества, родителей и, кстати, парламентариев высказались против введения в России 12-летнего образования по многим соображениям. Напоминаю, что мы говорим об общероссийской инициативе, а не только о столичной. Так вот, если в Москве финансирование образования находится на достойном уровне, то в стране в целом оно составляет половину от минимальной потребности. Причем здесь моя позиция, человека левых взглядов, совпадает с мнением одного из лидеров либерального направления в образовательной политике – Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Мы оба признаем, что для модернизации страны надо выделять на образование 7% от ВВП. Сейчас у нас финансирование образования составляет 3,5%.
Поэтому, если в бюджете на сферу появятся дополнительные деньги, с моей точки зрения, было бы правильным их использовать на горящие нужды школы, которых много, в том числе, на оплату труда педагогических работников. Потому, что по данным Общероссийского народного фронта, если в Москве их заработная плата превышает 60 тысяч рублей, в Ямало-Ненецком – 92 тысячи, то в Алтайском крае – 20 тысяч. Причем, эту заработную плату учителя получают за более чем полторы ставки. Мало того, по данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы за последний год увеличилось вдвое количество учителей, которые работают на две ставки. Как шутят мои коллеги: на одну ставку есть нечего, а на две – некогда, поэтому работаем на полторы. А по моему учительскому опыту, когда ты работаешь на две ставки, ты уже не можешь отдать детям, то, что должен отдать.
Что касается вполне дельного предложения о необходимости профессиональной ориентации учащихся в дополнительный год обучения, думаю, что эту работу вполне можно осуществлять и в рамках школьной программы, если разумно её распределить. Может возникнуть ситуация, когда часть ребят из-за того, что не вовремя окончат школу, будут иметь проблемы с армией. К тому же, дополнительный год – это дополнительное финансирование, а как с ним обстоят дела, понятно по приведенным цифрам.
Достаточно сказать, что в 17 процентах российских школ в сельской глубинке туалеты находятся на улице, и нет спортивных залов. Я в таких школах бываю в рамках своей депутатской и общественной деятельности. К счастью, в этом году у нас в Омской области увеличили объем ассигнований на модернизацию школ. Часть из них потратили на организацию теплых туалетов, потому, что это не дело, когда в 21 веке удобства в школах находятся во дворе.
Еще одна проблема отрасли – нехватка преподавателей, и не только в глубинке. Обратимся к данным ОНФ, полученным в результате опроса 1300 учителей. 44% заявили, что в школах не хватает математиков, 39% - что не хватает учителей иностранного языка, 30% - преподавателей русского языка и литературы, 26% - учителей начальных классов. Именно потому многие педагоги и работают на 1,5 – 2 ставки и им некогда есть и жить тоже. Также по данным ОНФ в 75-ти регионах РФ из 85-ти майский Указ президента, но не 2018 года, а 2012 года №597 в части оплаты педагогического труда до сих пор не исполнен.
Но, есть как минимум одна позиция, которая не требует денег, а может даже, которая позволила бы сэкономить - это дебюрократизация образования. По официальным данным Комитета Госдумы по образованию, каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет в среднем 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей. Российский учитель оказался рекордсменом мира по количеству времени, которое он тратит на то, чтобы заполнять бумаги и составлять отчеты – на бессмысленную работу. Вот если бы мы от этого избавили российского учителя, он бы вздохнул с облегчением и при современной заработной плате.
Но даже при этом положении есть важные положительные моменты. Президент поставил задачу, чтобы наша система образования вошла в десятку лучших в мире. Так вот, наша начальная школа из десятки лучших никогда и не выходила. Наша начальная школа (с 1 по 4 класс) согласно официальным международным нормам PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 21 веке всегда была в пятерке лучших, а по последним измерениям – первая в мире!
Правда, дальше дела обстоят похуже. Наша основная школа (с 4 по 8 класс), по системе TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) в основном все это время была в 10-ке, один раз стала 12-ой. То есть по начальной и основной школе задача войти в 10-ку уже решена. А вот когда мы переходим к старшей школе – образование и грамотность 15-летних, вот тут мы, в основном, в четвертом десятке, иногда попадаем в третий, пару раз попадали в пятый десяток. По этой позиции нам надо стремиться также занять место в первой десятке.
Если мы возьмем последний официальный международный доклад о развитии человеческого потенциала, по образованию мы 19-е. Это лучший показатель по сравнению со всеми остальными. В частности, показатели благосостояния и долголетия намного ниже. То есть российская система образования, при всех её минусах, в том числе недофинансировании, работает намного лучше чем, например, российская экономика, здравоохранение и другие сферы.
31.08.2018
Комментарии