Норму о головном уборе в школе стоит отразить в законе об образовании

Норму о головном уборе в школе стоит отразить в законе об образовании

Как только кто-то свои религиозные принципы ставит выше общегражданских, возникает цепь, которую потом очень трудно оборвать.

На своем уроке я бы, конечно, попросил снять хиджаб, но здесь ключевое слово «попросить». В Уставе нашей школы этот вопрос  прямо не урегулирован. Не урегулирован он также и в законодательстве РФ: можно ли в школе носить одежду, обусловленную религиозными требованиями. На этом и основаны претензии к действиям директора ставропольской школы со стороны родителей девочек. Потому что они ссылаются на то, что это не запрещено. Правда не очень понятно, было ли это закреплено в Уставе. Если было, то, я считаю, что действия школы в целом законные.

Возвращаясь к моим, возможно, гипотетическим действиям. Я пока не сталкивался с таким в практике, но я бы попросил снять хиджаб. А если следует отказ, то этот вопрос надо решать не волюнтаристскими методами, изгоняя из класса. Запрещать учиться  детям категорически запрещено.

Необходимо сделать что-то вроде арбитража. Обратиться к директору, пригласить родителей, пообщаться, обсудить ситуацию с точки зрения требований Конституции, вспомнить  о светском характере государства и школы, и, соответственно, как-то урегулировать хотя бы внесением соответствующих поправок в устав школы. Это довольно легко сделать. У каждой школы есть управляющий субъект, который может на своем заседании такие поправки внести большинством голосов.

Пусть дети ходят в хиджабах, пока взрослые не урегулировали этот вопрос в уставе школы. Речь идет не только о хиджабах, нужно искать формулировки, исходя из которых обеспечивалось бы  соблюдение нормы Конституции о светском характере государства, а  религиозные символы и религиозного характера одежда в школе отсутствовали. За пределами - пожалуйста, приходи в школу, оставляй в шкафчике в гардеробе, надевай одежду общего светского содержания и ходи.

У нас образование обязательное, и есть органы опеки на всей территории РФ. Если девочка проживает в Москве, как-то зарегистрирована, соответственно, органы опеки должны следить за тем, чтобы дети школьного возраста школу посещали. Если родитель препятствует по каким-то причинам посещению ребенком школы, получению им образования, к нему применяются меры административного воздействия. Крайней мерой является лишение родительских прав.

Подчеркну, речь идет о любых родителях любых национальностей и вероисповеданий. Одна из первейших обязанностей родителей – обеспечить детям образование. Можно отдать в частную школу, они тоже выдают аттестаты государственного образца. Может быть, там условия будут больше приспособлены к запросам родителей.  Государственное образование – территория  публичного, светского, здесь государство требует исполнения своих принципов и законов. Не надо ждать, чтобы то, что произошло на Ставрополье, возникло как резкая конфликтная ситуация в Москве.

Московским властям следовало бы подготовить некие поправки в законодательство и после общественного обсуждения принять их. Чтобы отдельный учитель не пытался выкручиваться в спорной ситуации в соответствии со своим собственным правосознанием, а мог бы сослаться на конкретную норму конкретного закона. На федеральном уровне в Думе сейчас будет приниматься закон об образовании. Я думаю, и там эти вопросы надо урегулировать так, чтобы для всех конфессий условия были равные. Могут быть причины, связанные со здоровьем, которые диктуют ребенку необходимость ходить в головном уборе, тут может быть обоснование.

29.10.2012

Андрей Демидов

 в избранное

Позднее об этом

  • Нет проблемы одежды на Кавказе, есть проблема количества кавказцев в регионах 99 комментариев Нет проблемы одежды на Кавказе, есть проблема количества кавказцев в регионах

    По большому счету, родители детей, которые пришли на занятия в хиджабах, имеют право возмущаться запретом на их ношение в школе. Потому что это касается  их вероисповедания, и, согласно Конституции, они вправе вести себя таким образом, как этого требует их вера. Другое дело, что нужно решать вопрос на уровне страны, законом, чтобы в школах была единая форма.

    29.10.2012
  • Тема ношения хиджаба - не самая важная для образовательной сферы 99 комментариев Тема ношения хиджаба - не самая важная для образовательной сферы

    Свобода религии – отнюдь не навязывание своих правил другим. В ставропольской ситуации директор Марина Савченко поступила абсолютно грамотно, не допустила превращения школьников в предмет нездорового интереса и заложников религиозного конфликта, в этом она права, она встала на сторону учащихся. Может быть, по форме надо было деликатнее это сделать. Это чувствительная сфера, надо «спешить медленно», но по сути она права. Она защищала детей, в том числе и тех, кого одевают в хиджаб, то есть полностью встала на сторону учащихся.

    29.10.2012

Ранее об этом

  • Наказывать за обостренную религиозность запретом на учебу нельзя 3 комментария Наказывать за обостренную религиозность запретом на учебу нельзя

    Вопрос об уместности хиджаба в школе, расколовший общество, сам по себе сложный, и впервые, наверное,  после сталинских попыток, мы вновь вплотную подошли к совершенствованию национальной политики как «глобальной задачи в условиях боевых действий». Недавно мы были свидетелями, какую значимость приобрел в глазах верующих не самый, казалось бы, ужасный или бесчеловечный проступок «Pussy Riot».

    26.10.2012
  • Ставропольское религиозное противостояние – дело рук родителей 3 комментария Ставропольское религиозное противостояние – дело рук родителей

    То, что происходит на Ставрополье, – проблема  многих российских школ. Налицо одно: дети выступают орудием амбиций представителей конкретного вероисповедания, вряд ли сами школьники сильны религиозно. К сожалению, думаю, именно родители подогревают (не хочу говорить о провокации) основу конфликта, и это травмирует детей

    25.10.2012
  • Думая о будущем детей, надо учить их жить по законам общества, а не домостроя 3 комментария Думая о будущем детей, надо учить их жить по законам общества, а не домостроя

    В принципе, ситуация, когда всем без исключения гражданам нравятся законы своего государства – это недостижимый идеал. Но сама идея дает возможность двигаться в этом направлении.

    25.10.2012
  • Не против хиджабов 3 комментария Не против хиджабов

    Я против хиджабов ничего не имею. Я против пропаганды и нарушения правил (закона, устава, обычаев).

    Порядок должен быть такой: сначала изменение школьных правил (на уровне Устава школы или Закона, вводящего или запрет, или разрешение на любое одеяние), а потом одевание в то, что хочешь или должен, в силу своей веры (религии). А не наоборот: сначала я оденусь, а потом вы поменяете в своих правилах то, что я хочу чтоб вы поменяли. Если бы папа написал бумагу в школу с просьбой разрешить (не препятствовать) ребенку приходить на занятия в школу в отличной от остальных детей одежде, а в случае отказа обжаловал в суд? Но правил бы при этом не нарушал? Что изменилось бы?

    Я как-то спорил со своим коллегой, он мусульманин по вере. Эту тему мы обсуждали (хиджабы) еще на примере Франции (кстати, там эту проблему решили, а она острее нашей-то будет).

    Я сказал, хорошо, вот пришла твоя дочь в хиджабе в школу, учителям надо будет объяснить детям, почему так, наказывать тех, кто ее начнет дразнить (а такие точно найдутся), рассказывать про толерантность и т.п. И через какое-то время все поймут, под страхом наказания или по разумению, что все нормально. Эти - в хиджабах, а эти - без.

    Через какое- то время или сразу придет кто-то с нательным крестом поверх школьной формы. Кто-то придет в кипе. А потом появится мальчик с именем (условно) Янне Пухолайнен-Линдгрен и наденет в школу скандинавский шлем с рогами, обосновывая это тем, что он верит в Одина.

    Мой коллега заметил: шлем с рогами - это перебор.
    Я спросил: почему? Он же верит? Ему положено так ходить в школу!
    - Как можно верить в шлем с рогами? Глупость! Что это за религия?
    - Да мало ли? Такая вот... Кто запрещал верить в Одина и носить шлем с рогами?
    - Ну и сколько их - верящих в Одина? А нас - миллиард!
    - А сколько надо зарегистрировать верующих, чтобы им иметь право внешне проявлять принадлежность к своей вере?

    Вот на этот вопрос он не ответил.

    25.10.2012

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии


  • Цитата:

    Сообщение от Спросите у тех кто носит хиджаб.

    Спросите у тех кто носит хиджаб.

    Администрация школы не имеет права задавать школьникам такие вопросы, потому что школа - светское учреждение


    а значит
    вывод администрации "высосан из пальца" или администрация нарушила закон.


    а сведения, полученные с нарушением закона не применимы.
    Написал Noah. 25.10.2012 13:43
  • Спросите у тех кто носит хиджаб. Они Вам расскажут по каким причинам это делают.
    Написал Mukhamed 25.10.2012 13:40

  • Цитата:

    Сообщение от Этика в данной ситуации ... напрямую обусловлена религиозными представлениями.

    Этика в данной ситуации ... напрямую обусловлена религиозными представлениями.

    откуда вы можете это знать?

    вы можете это предполагать, но не знать.
    Написал Noah. 25.10.2012 13:32

  • Цитата:

    Сообщение от Noah.

    не обязательно смешивать религию и этику


    Этика в данной ситуации носит религиозный характер, поскольку напрямую обусловлена религиозными представлениями.
    Написал Mukhamed 25.10.2012 13:30

  • Цитата:

    Сообщение от

    Цитата:

    Сообщение от Если борода нестриженая - это для многих немусульман признак мусульманина.

    Если борода нестриженая - это для многих немусульман признак мусульманина.


    Не соглашусь, устаревшее мировоззрение.


    Цитата:

    Сообщение от Если борода нестриженая - это для многих немусульман признак мусульманина.

    Если борода нестриженая - это для многих немусульман признак мусульманина.


    Не соглашусь, устаревшее мировоззрение.
    это даёт повод поднять вопрос об очередной форме дискриминации женщин

    как объяснить, что обязательный для мусульманина атрибут - борода - не является религиозным символом, а обязательный для мусульманки атрибут - хиджаб - является религиозным символом?




    Цитата:

    Сообщение от Религиозную этику не обязательно демонстрировать в светских учреждениях

    Религиозную этику не обязательно демонстрировать в светских учреждениях

    не обязательно смешивать религию и этику


    однако, сама идея! иметь разную этику на разные случаи жизни.... Uhm




    .
    Написал Noah. 25.10.2012 13:24

  • Цитата:

    Сообщение от Noah.


    религиозные мотивы непосредственно определяют этику.



    Религиозную этику не обязательно демонстрировать в светских учреждениях. В светском государстве она приемлема лишь в рамках религиозных учреждений (мечети, медресе и т. д.) в остальном должна преобладать светская этика.
    Написал Mukhamed 25.10.2012 13:17

  • Цитата:

    Сообщение от Noah.

    отнюдь, была и есть. Если борода нестриженая - это для многих немусульман признак мусульманина.



    Не соглашусь, устаревшее мировоззрение.
    А вообще считаю выводы прокуратуры очень правильными и грамотными.
    Написал Николай (ИвановНиколай) 25.10.2012 13:10
  • практика оценки религиозных мотивов, основанной не на открытом заявлении индивидуума, а на результатах ни с какой точки зрения (этической или логической или иной) не оправданного применения к индивидууму "reverse engineering", заслуживает только осуждения






    .
    Написал Noah. 25.10.2012 13:05

  • Цитата:

    Сообщение от Откуда такие выводы?

    Откуда такие выводы?

    прямая аналогия с рассуждениями противников хиджаба


    Цитата:

    Сообщение от Отнють, борода никогда не была признаком религиозной принадлежности

    Отнють, борода никогда не была признаком религиозной принадлежности

    отнюдь, была и есть. Если борода нестриженая - это для многих немусульман признак мусульманина.




    Цитата:

    Сообщение от Хотите сказать, что хиджаб носят не по религиозным мотивам?

    Хотите сказать, что хиджаб носят не по религиозным мотивам?

    нет
    хиджаб не может быть условием религиозности, и не является.

    искаженное понимание значения хиджаба происходит из низкого уровня религиозной культуры "оценщиков"
    в их глазах хиджаб превращается в предмет культа, они воспринимают хиджаб как предмет наделённый культовыми свойствами.

    религиозные мотивы непосредственно определяют этику.

    этика в свою очередь определяет предпочтения.

    однако только сам индивидуум способен и имеет право судить о происхождении своих предпочтений из каких-то этических представлений и этических представлений из каких-то религиозных мотивов.

    вывод о принадлежности носительницы хиджаба к исламу не основан на чем-то большем чем предположение.
    Написал Noah. 25.10.2012 12:42

  • Цитата:

    Сообщение от Noah.

    Хиджаб настолько же религиозная одежда, насколько борода религиозный атрибут - разве нет бородатых христиан?



    Отнють, борода никогда не была признаком религиозной принадлежности. Есть деловые люди в костюме с бородой, им так нравится, при этом они атеисты.



    Цитата:

    Сообщение от Noah.

    Ислам предписывает для женщин ношение длиннополой одежды - значит в российскую школу мжно прийти только в мини?



    Откуда такие выводы?
    Написал Николай (ИвановНиколай) 25.10.2012 12:03
  • Андрей Демидов Андрей Демидов

    сопредседатель Межрегионального профсоюза работников народного образования «Учитель»

    Эксперт