Право на родительские права
Госдума отклонила законопроект о ювенальной юстиции, приняв перед этим другой – аналогичный.
22 января 2014г. Госдума отклонила и сняла с рассмотрения законопроект «О социальном патронате», ранее принятый в первом чтении. Документ позволял органам опеки изымать детей из семьи не только в случае жестокого обращения, но и если чиновники сочтут, что обстановка в семье препятствует нормальному развитию ребенка. Однако в России со следующего года появится «социальное сопровождение», позволяющее сотрудникам опеки устанавливать надзор за неблагополучными семьями под угрозой лишения этих людей родительских прав.
Правительственный законопроект «О социальном патронате» Госдума отклонила почти единогласно – 332 депутата проголосовали против документа, еще один воздержался. Отклонить правительственную инициативу рекомендовал думский комитет по вопросам семьи, женщин и детей. «Все ключевые моменты законопроекта на текущий момент учтены в других нормативных актах», – объяснила решение комитета его первый зампред Ольга Баталина.
Законопроект о соцпатронате был разработан в Министерстве образования и науки РФ и принят Думой в первом чтении в сентябре 2012 года. В соответствии с ним органы опеки могут немедленно забрать ребенка из семьи на основании изданного ими же акта, если решат, что ребенок находится в социально опасном положении. К тому же законопроект расширял основания для немедленного изъятия ребенка из семьи: причиной могло служить не только «жестокое обращение» с ребенком, но и «создание своими действиями (бездействием) условий, препятствующих его нормальному развитию и воспитанию».
Также документ дополнял действующий закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» статьей о введении социального патроната. Органы опеки могли установить патронат в отношении семьи, находящейся в опасном социальном положении или мешающей ребенку нормально развиваться, если при этом оснований для лишений родительских прав было недостаточно. Если патронат на протяжении двух лет не давал результатов, то мог быть назначен повторный «срок» или мог последовать судебный иск о лишении родительских прав. Обратиться в органы опеки за обеспечением семье соцпатроната мог как один из родителей, так и любой ребенок старше 10 лет.
Законопроект вызвал протесты общественности из-за размытости формулировок. Против высказался и президент Владимир Путин. В своем выступлении на Съезде родителей в феврале прошлого года он отметил, что некоторые положения законопроекта «неоднозначны» и «содержат социальные риски».
«Этот закон предусматривал вторжение государства в дела семьи. Пользуясь его нормами, можно отобрать ребенка даже у вполне благополучной семьи – ведь временные проблемы могут быть у всех», – объясняет «НИ» Ольга Леткова, лидер ассоциации родительских комитетов и сообществ России и директор общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности.
Предусматривалось, что патронат действовал бы так: сначала органами опеки проводится обследование условий жизни семьи, потом составляется план исправления и назначается патрон, и он следит за исполнением плана. В плане обычно содержатся пункты типа «заполнить холодильник едой», «сделать ремонт», «погасить долги по ЖКХ». «Проблема в том, что закон не предусматривает меры поддержки и помощи семьям, а требует только исполнения предписаний. Как они могут сделать ремонт, если у них просто нет на это средств?», – недоумевает г-жа Леткова.
После бурных общественных дискуссий в декабре 2013 года глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщала о том, что работа над законопроектом «О социальном патронате» приостановлена.
Однако в декабре Госдума приняла закон «Об основах соцобслуживания населения», вступающий в силу с 2015 года. Его принятие также вызвало шквал критики в связи с тем, что он дает право соцорганам беспрепятственно вмешиваться в семейные дела. Даже председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин написал письмо депутатам, в котором выражал опасение, что закон «может узаконить систему вмешательства государства в частную жизнь семей с возможностью отбирания у них детей по усмотрению чиновников».
Депутаты настаивают, что соцобслуживание и вводимое законом «социальное сопровождение» неблагополучных семей будет добровольным. «Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только на основании волеизъявления получателя», – утверждает председатель думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев.
«Разговоры о добровольности – это все сказки, – уверена г-жа Леткова, – Да, ты можешь отказаться от соцсопровождения, но из-за отказа тебя могут лишить родительских прав. Совершенно непонятно, зачем отклонять один закон, чтобы принимать другой с тем же содержанием, но под иным названием».
КРИСТИНА КРУТИЛИНА, интервью опубликовано на сайте «Газета «Новые Известия»
http://www.newizv.ru/society/2014-01-23/195852-pravo-na-roditelskie-prava.html
24.01.2014
Комментарии