При помощи семьям на ранних стадиях кризиса, многих трагедий с детьми удалось бы избежать

На сегодняшний день у органов опеки имеются несколько ключевых болевых точек. Во-первых, нет утвержденного инструментария, которым сотрудники опеки могли бы руководствоваться при проведении оценки, и диагностики ситуации в семье. Ведь сейчас действует только акт обследования жилищно-бытовых условий, утвержденный на федеральном уровне, который предполагает преимущественно оценку внешних условий и совершенно не затрагивает вопросы, связанные с детско-родительскими отношениями, с любовью и привязанностью родителей и детей.

Поэтому, у нас часто встречаются перегибы, когда забирают ребёнка, где, допустим, антисанитария в доме, но родители и дети тесно связаны и любят друг друга. Или, напротив, когда органы опеки ни на что не обращают внимания, и ребёнка оставляют чуть ли не умирать. Нет точки объективизма, получается, у каждого сотрудника опеки точка опоры – это его сугубо личное мнение, что такое хорошо, что такое плохо. Но это принципиально неправильный способ принятия решения о судьбе маленького человека.
Вторая проблема – это отсутствие централизованной системы подготовки специалистов органов опеки, которая готовила бы их к решению тех актуальных задач, которые стоят перед ними. Курсы повышения квалификации есть, но это сухая теория, хотя практика бывает намного обширней и сложней.

Приведение этой системы в необходимый баланс и вид очень долгая кропотливая работа, в основе которой – выстраивание поддерживающей структуры для семей с детьми. Для начала надо разграничивать семьи, которые находятся просто в кризисе: мало денег, потеря работы,
невозможность обеспечить блага своим детям, и совершенно другую категорию: семьи, которые жестоко обращаются со своими детьми, несут прямую угрозу жизни и здоровью своих детей. Сейчас обе эти категории оценивают под одну гребенку, не разбираясь. Поддерживающая среда – это безбарьерный доступ семьи и ребенка к тем  услугам, которые им нужны. Это продленки, детские сады, дополнительный досуг,
медицинские услуги, услуги для детей с ограниченными возможностями. И при этом не надо собирать уйму бумаг, чтобы доказать, что ты в этом нуждаешься. Человек по месту жительства должен прийти в соответствующий орган и получить беспрепятственно эти услуги.

Пока этого нет, семьи от невозможности решить свои проблемы доходят до совершеннейшего кризиса, а потом система, которая им не помогла, не находит ничего лучшего, как изъять ребёнка. Если бы их «подхватили» на начальном этапе, многие семьи не дошли бы до такого кризиса и детских трагедий.

В тех же семьях, где есть угрозы жизни и здоровью ребёнка надо подходить тоже дифференцированно, уметь оценивать эти угрозы, Кроме того, когда органы опеки решают забрать ребёнка из семьи, он помещается в специализированное учреждение, а это убийство для его психики, полнейшая катастрофа. Вместо этого ребёнок может быть перемещен к близким и значимым людям, не обязательно родственникам, это могут быть знакомые родителей, друзья, которых ребенок знает, кому доверяет, и где он будет чувствовать себя в безопасности. Это будет более сохранно для его психики.  

22.03.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • До того момента, пока ребенка перемещают в специализированное учреждение или другую семью, у него уже присутствует негативный опыт отношений, когда в собственной семье он не получает в значительной мере любви, заботы, подтверждения того, что он чего-то стоит, что он значим для кого-то. В случае безнадзорности, низкого уровня заботы, протекции и даже жестокого обращения, лишения пищи, крова, это губительным образом сказывается для маленького ребёнка на всё его дальнейшее развитие.

    В плане личностного, эмоционального развития, если он сталкивается с ситуацией отсутствия любви и заботы, отвержения, у него отсутствуют навыки привязанности, нет оптимизма, открытости к взаимодействию с другими людьми, общительности. Это находит отражение в дальнейшей социализации, в трудностях, связанных с развитием представления о себе, образа Я, трудностями с самооценкой, её заниженностью, низким самопринятием. Это также нарушение эмоциональной сферы, склонность к депрессивным состояниям, трудности сопереживания, эмпатии, высокий уровень тревожности  и так далее.

    Жестокое обращение, трудности раннего возраста, влияют и на познавательное, умственное развитие ребенка.  У него имелся дефицит общения, с ним не играли, с ним не разговаривали, и у ребенка наступают нарушения в развитии речи, а на это накладываются уже вторичные нарушения: памяти, мышления, восприятия. Таким образом, ребенок оказывается в очень сложной ситуации социальной и педагогической запущенности, что усиливается трудностями собственного познавательного и умственного развития.

    Даже если ребенка перемещают в интернат или другую семью, он уже испытывает сложности адаптации, развития, так как его психика претерпела крайне неблагоприятное влияние. Эти особенности развития порождают и особенности поведения, которые называются склоняющимися или девиантными: это агрессивность, враждебность, социальные провокации, когда ребёнок делает все с точностью до наоборот, чем от него ждут, стремление обратить на себя внимание, пусть даже в такой неадекватной форме.

    Также для ребенка в этой связи характерны такие эмоциональные нарушения, которые у взрослых и сверстников вызывают недоверие.  


    Дальше...
    Написал Карабанова Ольга (Ольга Карабанова) 22.03.2019 15:14
  • Александра Марова Александра Марова

    Директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, эксперт Общероссийского народного фронта

    Эксперт