Решения властей о размещении киосков в городе противоречивы и непонятны
Я как специалист, возглавляющий в «Опоре России» профильную комиссию по малой торговле и общественную организацию, а также заместитель руководителя общественного Совета при департаменте торговли столицы, не понимаю что происходит с киосками в Москве, скажу вам честно.
Я знаю, что есть планы радикального сокращения нестационарной торговли в Москве, и те бумаги, которые у меня есть, неофициальные, об этом говорят. Читаю в СМИ, что есть идея укрупнять объекты нестационарной торговли и одновременно узко специализировать. У меня возник вопрос: должно быть что-то одно, или узкая специализация или укрупнение. Если я торгую рыбой из киоска, мне не нужно 100 метров площади для торговли еще и овощами с мороженым. При этом надо добавить, что московское правительство давно и, видимо, справедливо борется с субарендой. Но если я взял в аренду крупный объект, а занимаюсь чем-то одним, этот бизнес под маленькие форматы, то у меня нет другого пути, как сдать все остальное в субаренду. В общем, тут вопросов больше, чем ответов.
Если будет реализован план серьезного сокращения количества киосков, ничего хорошего потребителя не ждет. По данным Роскомстата, в Москве с 2012г. впервые индекс потребительских цен стал опережать среднероссийский. Это очень печально. Думаю, это связано напрямую с ликвидацией нестационарных точек и рынков.
23.05.2014
Позднее об этом
-
7 комментариев
Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки» – новые напасти
По итогам кампании по увеличению числа киосков в России и Москве их станет меньше. В интервью глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что появится 3 тысячи новых киосков. Это неплохо, если бы при этом не подлежали сносу 5,5 тысяч старых.
23.05.2014
3 года назад московское правительство установило новые стандарты размещения нестационарных точек торговли, подготовленные Москомархитектуры. Надо было установить торговые павильоны нового типа при условии, что выигран аукцион и получен право работать. 5,5 тысяч представителей малого бизнеса вложили 3 миллиарда рублей в эти павильоны. 3 года прошло, и теперь московскому правительству прежние стандарты вновь не подходят: выбрасывайте свои киоски, ваши проблемы - это не наше дело.
Когда в 2011 году принималась новая схема, мы говорили властям, что новые киоски могут быстро не окупиться, к тому же они вряд ли будут иметь единый вид, так как у разных производителей дизайн киосков различен. Мы предлагали московскому правительству централизованно закупить одинаковые павильоны, установить и тем самым обеспечить стандарты. Нам ответили, что переживать нечего, стандарты сделало Москомархитектуры, и даже если у вас закончится срок договора, вы сможете перепродать свой объект, потому что место-то останется. Теперь правила меняются.
Потребителям сокращение количества объектов нестационарной торговли также ничего хорошего не несет. В Москве большая маятниковая занятость. У людей, приезжающих ежедневно на работу Подмосковья, дефицит времени, им приходится покупать какие-то товары и продукты питания по дороге. А киосков не будет. Это первое.
Второе. Если в столице раньше было 20 тысяч мелкорозничных точек, то в 2012 году их стало 10 тысяч. Как только уменьшилась конкуренция, крупные торговые сети тут же подняли цены на 9%, у меня есть точные данные. Причем выросла стоимость не всех продуктов, атменно минимального набора продуктов питания. Это продукты, которые покупают не слишком обеспеченные люди, даже не средний класс, а представители ниже среднего класса. В Питере - на 5%, в общем по России - на 7%. Это явное влияние снижения конкуренции. Сейчас из оставшихся 10 тысяч точек почти половину вновь придется сократить.
Горожане говорят, что не хватает мороженого, а мороженщики жалуются, что их киосков уже стало в 3 раза сеньеш. Торговлю в поземных переходах, всю мелочевку - батарейки, фонарики, зонты, носки, то, за чем вы не поедете в супермаркеты, - всю вымели. Куда идти потребителю? Теперь время до покупки значительно увеличилось.
Предприниматели, в принципе, и готовы были бы уйти с улиц, но во многих городах, и в Москве тем более, первые этажи зданий заняты под офисы и банки, так что под магазины шаговой доступности их невозможно использовать. -
6 комментариев
Формы работы объектов нестационарной торговли должны меняться в соответствии с пожеланиями москвичей
Споры вокруг наличия уличной нестационарной торговли в Москве не новы. Места дислокации киосков и павильонов, определяемые советом муниципальных депутатов, ассортимент допустимых к продаже товаров, - серьезная дискуссия об этом продолжается, а однозначного решения до сих пор нет. Правила меняются по ходу игры.
23.05.2014
Напомню, что изначально Сергей Собянин, став мэром и пройдя пешком возле станций метро, в местах скопления этих киосков, сказал: «это как же надо не любить город, чтобы так его украсить». Провода, как попало протянутые к этим нестационарным точкам, странный ассортимент товаров, расположение павильонов, мешающее людям передвигаться. Автомобили, сбиваясь в кучу возле них, создавали дикие пробки...
Порядок наводить надо было, и первая реакция была - вообще все убрать. Когда стали вопрос изучать внимательно, оказалось, и об этом заявил малый бизнес, что киоски не случайно на улицах появились: были разрешения органов исполнительной власти, договора на землю, на размещение тонаров. То есть правовые основания у субъектов малого предпринимательства были. И власть скорректировала свою позицию, решили убирать не всех подряд, а тех, у кого истекли сроки аренды, тех, кто нарушает правила по ассортименту, по нормам торговли пивом, крепким алкоголем, сигаретами, продает алкоголь несовершеннолетним. В общем, в этом попытались навести порядок. И та ситуация, которую мы сегодня имеем, значительно отличается от ситуации 3-4- летней давности. Этот сектор значительно сужен и подвинут.
Можем мы сказать, что это как-то серьезно отразилось на ценах в московских магазинах? Что серьезно ограничен доступ жителям к товарам первой необходимости? Некоторые говорили: мол, уберете киоск, а как бабушка купит молоко и хлеб? И в том числе ко мне как к депутату приходили жалобы, что был хороший киоск, его убрали, а теперь далеко идти до магазина. Есть механизмы, позволяющие на следующий год в этом месте поставить новый нестационарный объект.
При всех преимуществах малых форм торговли, формы работы должны быть не закостеневшими, а способными реагировать на пожелания москвичей, на ситуацию в городе. Скажем, стоял киоск где-то близко к трассе, это приводило к тому, что автомобили тормозили, люди выскакивали купить сигарет, воды попить и т.д., отсюда пробка на дороге. Значит, киоск надо убрать, перенести вглубь двора, возможно, отказаться от него в принципе. Не случайно, вопросы размещения этих объектов перенесли с уровня городского руководства на уровень районов. Сегодня советы муниципальных депутатов определяют, где ставить эти точки, по обращениям жителей, а также с учетом жалоб о требовании их убрать.
Есть специальный закон, который позволяет проверять такие объекты только один раз в 3 года, либо по жалобам граждан на предмет соответствия киоска санитарно-эпидемиологическим требованиям, и тогда проверка будет организована незамедлительно. В каждой управе района есть отдел, занимающийся вопросами торговли, потребительского рынка, есть городской департамент торговли, есть горячая линия, куда можно сообщать факты. Есть еще федеральный орган в Москве - Роспотребнадзор, в котором есть как городское отделение, так и отделения по округам.
В городе также действует большое количество общественных объединений, например, объединение потребителей России. Они имеют неплохие сайты, горячие линии телефонов, куда можно позвонить о нарушениях. Кстати, в этом смысле общественники даже эффективней госслужб, потому что они не ограничены в сроках проведения проверки. Они хоть ежедневно могут приходить на эти точки и проверять их на предмет соблюдения правил торговли. И акты общественных проверок они направляют в Роспотребнадзор и в департамент торговли для принятия мер к нарушителю. И закрыли они немало точек, кстати говоря.
Комментарии