Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки» – новые напасти

Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки»  – новые напасти

По итогам кампании по увеличению числа киосков в России и Москве их  станет меньше. В интервью глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что появится 3 тысячи новых киосков. Это неплохо, если бы при этом не подлежали сносу 5,5 тысяч старых. 

3 года назад московское правительство установило новые стандарты размещения нестационарных точек торговли, подготовленные Москомархитектуры. Надо было установить торговые павильоны нового типа при условии, что выигран аукцион и получен право работать. 5,5 тысяч представителей малого бизнеса вложили 3 миллиарда рублей в эти павильоны. 3 года прошло, и теперь московскому правительству прежние стандарты вновь не подходят: выбрасывайте свои киоски, ваши проблемы - это не наше дело.

Когда в 2011 году принималась новая схема, мы говорили властям, что новые киоски могут быстро не окупиться, к тому же они вряд ли будут иметь единый вид, так как у разных производителей дизайн киосков различен. Мы предлагали московскому правительству централизованно закупить одинаковые павильоны, установить и тем самым обеспечить стандарты. Нам ответили, что переживать нечего, стандарты сделало Москомархитектуры, и даже если у вас закончится срок договора, вы сможете перепродать свой объект, потому что место-то останется. Теперь правила меняются.

Потребителям сокращение количества объектов нестационарной торговли также ничего хорошего не несет. В Москве большая маятниковая занятость. У людей, приезжающих ежедневно на работу Подмосковья, дефицит времени, им приходится покупать какие-то товары и продукты питания по дороге. А киосков не будет. Это первое.

Второе. Если в столице раньше было 20 тысяч мелкорозничных точек, то в 2012 году их стало 10 тысяч. Как только уменьшилась конкуренция, крупные торговые сети тут же подняли цены на 9%, у меня есть точные данные. Причем выросла стоимость не всех продуктов, атменно минимального набора продуктов питания. Это продукты, которые покупают не слишком обеспеченные люди, даже не средний класс, а представители ниже среднего класса. В Питере - на 5%, в общем по России - на 7%. Это явное влияние снижения конкуренции. Сейчас из оставшихся 10 тысяч точек почти половину вновь придется сократить.

Горожане говорят, что не хватает мороженого, а мороженщики жалуются, что их киосков уже стало в 3 раза сеньеш. Торговлю в поземных переходах, всю мелочевку - батарейки, фонарики, зонты, носки, то, за чем вы не поедете в супермаркеты, - всю вымели. Куда идти потребителю? Теперь время до покупки значительно увеличилось.

Предприниматели, в принципе, и готовы были бы уйти с улиц, но во многих городах, и в Москве тем более,  первые этажи зданий заняты под офисы и банки, так что под магазины шаговой доступности их невозможно использовать.

23.05.2014

Сергей Рак

 в избранное

Позднее об этом

  • Решения властей о размещении киосков в городе противоречивы и непонятны 6 комментариев Решения властей о размещении киосков в городе противоречивы и непонятны

    Я как специалист, возглавляющий в «Опоре России»  профильную комиссию по малой торговле и общественную организацию, а также заместитель руководителя общественного Совета при департаменте торговли столицы, не понимаю что происходит с киосками в Москве, скажу вам честно.

    Я знаю, что есть планы радикального сокращения нестационарной торговли в Москве, и те бумаги, которые у меня есть, неофициальные, об этом говорят.  Читаю в СМИ, что есть идея укрупнять объекты нестационарной торговли и одновременно узко специализировать. У меня возник вопрос: должно быть что-то одно, или узкая специализация или укрупнение. Если я торгую рыбой из киоска, мне не нужно 100 метров площади для торговли  еще и овощами с мороженым. При этом надо добавить, что московское правительство давно и, видимо, справедливо борется с субарендой. Но если я взял в аренду крупный объект, а занимаюсь чем-то одним, этот бизнес под маленькие форматы, то у меня нет другого пути, как сдать все остальное в субаренду. В общем, тут вопросов больше, чем ответов.

    Если будет реализован план серьезного сокращения количества киосков, ничего хорошего потребителя не ждет. По данным Роскомстата, в Москве с 2012г. впервые индекс потребительских цен стал опережать среднероссийский. Это очень печально. Думаю, это связано напрямую с ликвидацией нестационарных точек и рынков.
     

    23.05.2014
  • Формы работы объектов нестационарной торговли должны меняться в соответствии с пожеланиями москвичей 6 комментариев Формы работы объектов нестационарной торговли должны меняться в соответствии с пожеланиями москвичей

    Споры вокруг наличия уличной нестационарной торговли в Москве не новы. Места дислокации киосков и павильонов, определяемые советом муниципальных депутатов, ассортимент допустимых к продаже товаров, - серьезная дискуссия об этом продолжается, а однозначного решения до сих пор нет. Правила меняются по ходу игры.

    Напомню, что изначально Сергей Собянин, став мэром и пройдя пешком возле станций метро, в местах скопления этих киосков, сказал: «это как же надо не любить город, чтобы так его украсить». Провода, как попало протянутые к этим нестационарным точкам, странный ассортимент товаров, расположение павильонов, мешающее людям передвигаться. Автомобили, сбиваясь в кучу возле них, создавали дикие пробки...

    Порядок наводить надо было, и первая реакция была - вообще все убрать. Когда стали вопрос изучать внимательно, оказалось, и об этом заявил малый бизнес, что киоски не случайно на улицах появились: были разрешения органов исполнительной власти, договора на землю, на размещение тонаров. То есть правовые основания у субъектов малого предпринимательства были. И власть скорректировала свою позицию, решили убирать не всех подряд, а тех, у кого истекли сроки аренды, тех, кто нарушает правила по ассортименту, по нормам торговли пивом, крепким алкоголем, сигаретами, продает алкоголь несовершеннолетним. В общем, в этом попытались навести порядок. И та ситуация, которую мы сегодня имеем, значительно отличается от ситуации 3-4- летней давности. Этот сектор значительно сужен и подвинут.

    Можем мы сказать, что это как-то серьезно отразилось на ценах в московских магазинах? Что серьезно ограничен доступ жителям к товарам первой необходимости? Некоторые говорили: мол, уберете киоск, а как бабушка купит молоко и хлеб? И в том числе ко мне как к депутату приходили жалобы, что был хороший киоск, его убрали, а теперь далеко идти до магазина. Есть механизмы, позволяющие на следующий год в этом месте поставить новый нестационарный объект.

    При всех преимуществах малых форм торговли, формы работы должны быть не закостеневшими, а способными реагировать на пожелания москвичей, на ситуацию в городе. Скажем, стоял киоск где-то близко к трассе, это приводило к тому, что автомобили тормозили, люди выскакивали купить сигарет, воды попить и т.д., отсюда пробка на дороге. Значит, киоск надо убрать, перенести  вглубь двора, возможно, отказаться от него в принципе. Не случайно, вопросы размещения этих объектов перенесли с уровня городского руководства на уровень районов. Сегодня советы муниципальных депутатов определяют, где ставить эти точки, по обращениям   жителей, а также с учетом жалоб о требовании их убрать.

    Есть специальный закон, который позволяет проверять такие объекты только один раз в 3 года, либо по жалобам граждан на предмет соответствия киоска санитарно-эпидемиологическим требованиям, и тогда проверка будет организована незамедлительно. В каждой управе района есть отдел, занимающийся вопросами торговли, потребительского рынка, есть городской департамент торговли, есть горячая линия, куда можно сообщать факты. Есть еще федеральный орган в Москве - Роспотребнадзор, в котором есть как городское отделение, так и отделения по округам.

    В городе также действует большое количество общественных объединений, например, объединение потребителей России. Они имеют неплохие сайты, горячие линии телефонов, куда можно позвонить о нарушениях. Кстати, в этом смысле общественники даже эффективней госслужб, потому что они не ограничены в сроках проведения проверки. Они хоть ежедневно могут приходить на эти точки и проверять их на предмет соблюдения правил торговли. И акты общественных проверок они направляют в Роспотребнадзор и в департамент торговли для принятия мер к нарушителю. И закрыли они немало точек, кстати говоря.

    23.05.2014

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Очевидно, что киосков в Москве станет меньше. В интервью глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что появится 3 тыс. новых киосков, это значит, что 5,5 старых снесут с лица земли и на их место поставят 3 тыс. новых. 5,5 тыс. представителей малого бизнеса вложили деньги в свой бизнес 3 года назад, когда московское правительство сказало, чтобы убрали с улиц всякие авто-кафе и установили новые по стандартам, подготовленным Москомархитектуры. Надо было сделать новый торговый павильон по новым стандартам и тогда можно было работать, при условии, что вы выиграете место на аукционе и получите право работать. 3 млрд. руб. предприниматели, выигравшие аукционы, вложили в эти павильоны. 3 года прошло, теперь московскому правительству эти стандарты не подходят, решили все поменять. Выбрасывайте свои киоски, ваши проблемы это не наше дело, договор заключен на 3 года.

    Когда принималась эта схема, мы говорили властям, что новые киоски могут не окупиться, что они могут быть все разные у разных производителей. Мы предлагали московскому правительству самостоятельно закупить павильоны, установить и тем самым обеспечить стандарты. Нам ответили, что нечего переживать, стандарты Москомархитектуры сделал, и даже, если у вас закончится срок договора, вы сможете перепродать этот объект, потому что место то останется.

    Сокращение количества объектов нестационарной торговли ничего хорошего потребителям не принесет. В Москве очень большая маятниковая занятость. Приезжает очень много людей из Подмосковья на работу и на объектах мелкой розницы и в очень крупные компании. Это люди, у которых дефицит времени, у них нет возможности выезжать в Ашаны, им надо купить что-то по дороге. Это первое. Второе, если раньше было 20 тыс. мелкорозничных точек, то в 2012г. их стало 10 тыс. Как только уменьшилась конкуренция, тут же сети подняли цены на 9%, у меня есть точные данные. Причем на 9% выросла стоимость не всех продуктов, а минимального набора продуктов питания. Это продукты, которые покупают не слишком обеспеченные люди, не средний класс, а представители ниже среднего класса. На этот набор выросла цена. В Питере на 5%, в общем в России на 7%. Это явное влияние уменьшения конкуренции. Сейчас от 10 тыс. точек осталось 5,5, теперь предлагают сократить до 3 тыс.

    Говорят, не хватает мороженого, а мороженщики жалуются, что их в 3 раза сократили. В поземных переходах торговлю очень сильно сократили. Всю мелочевку, батарейки, фонарики, зонты, носки, то, за чем вы никогда не поедете в супермаркеты, все это вымели. Куда теперь идти потребителю? Теперь время до покупки значительно увеличилось. Плюс проблема в том, что бизнесмены и готовы были бы уйти с улиц в помещения, но у нас же нет помещений. Москва это такой город, где первые этажи заняты под банки, под магазины шаговой доступности их невозможно использовать.


    Дальше...
    Написал Рак Сергей (Сергей Рак) 23.05.2014 17:39
  • Я как специалист, (я в «Опоре России», я возглавляю профильную комиссию по малой торговле, я возглавляю общественную организацию, я, наконец, являюсь заместителем руководителя общественного совета при департаменте торговли), не понимаю что происходит с киосками в Москве, скажу вам честно.

    Я знаю, что есть планы радикального сокращения нестационарной торговли в Москве, и те бумаги, которые у меня есть, не официальные, об этом говорят. Это связано с уничтожением ряда специализаций. Вдруг я читаю в СМИ, что есть идея что-то увеличивать, укрупнять объекты нестационарной торговли и одновременно узко специализировать. У меня возник вопрос: должно быть что-то одно, или узкая специализация или укрупнение. Если я торгую рыбой из киоска, мне не нужно 100 м площади, где я буду еще торговать овощами и мороженым. При этом сюда надо добавить, что московское правительство давно и, видимо, справедливо борется с субарендой. Но если я взял крупный объект и занимаюсь чем-то одним, а надо понимать, что это бизнес особый, он заточен под маленькие форматы, то у меня нет другого пути, как сдать все остальное в субаренду. В общем тут вопросов больше, чем ответов. И я, являясь специалистом в этой сфере, не понимаю, что происходит.

    Если будет реализован план серьезного сокращения, ничего хорошего потребителя не ждет. На самом деле по данным Роскомстата, в Москве с 2012г. впервые индекс потребительских цен стал опережать среднероссийский. Если раньше цены в Москве отставали от среднероссийского индекса, то теперь опережают. Это очень печально и очень плохо. Думаю, это связано напрямую с ликвидацией нестационарных точек и рынков.

    Мы не против сетевых магазинов, просто овощи и фрукты, которые продаются в сетевых магазинах, это в значительной степени другие овощи и фрукты, совсем не те, которые продаются в киосках. В магазинах товар предназначен к тому, чтобы его можно было продавать путем самообслуживания, хватать руками. Помидоры где-то за морем загрузили зелеными, они в пути созрели, приехали сюда, их можно трогать сколько хочешь, они совершенно другого вкуса. Бакинские помидоры нельзя так продавать. Это разная продукция.


    Дальше...
    Написал Максимов Владлен (Владлен Максимов) 23.05.2014 17:05
  • Споры относительно наличия уличной торговли в Москве, нестационарной торговли не новы. Места дислокации, определяемые советом муниципальных депутатов, ассортимент этих товаров, все это находится под пристальным вниманием, в серьезной дискуссии, и однозначного решения до сих пор нет. Решения по этому вопросу менялись по ходу игры.

    Напомню, что изначально, Сергей Собянин, став мэром и пройдя пешком возле станций метро, в местах скопления этих киосков, сказал, «это как же надо не любить город, чтобы так его украсить». Провода, случайно подсоединенные к этим нестационарным точкам, странный ассортимент товаров, расположение, мешающее людям передвигаться. Автомобили, сбиваясь в кучу возле них, создавали дикие пробки. Порядок наводить надо было, и первая реакция была - вообще все убрать. Когда стали этот вопрос изучать внимательно, оказалось, и об этом заявил малый бизнес и совершенно верно, ведь они не случайно там появились, были решения органов исполнительной власти, были договора на землю, на размещение тоннаров. Какие-то правовые основания у субъектов малого предпринимательства были. И власть скорректировала свою позицию, решили убирать не всех подряд, а тех, у кого истекли сроки аренды, тех, кто нарушает правила по ассортименту, по правилам торговли пивом, крепким алкоголем, сигаретами, продает алкоголь несовершеннолетним. В общем, в этом попытались навести порядок. И та ситуация, которую мы сегодня имеем, уже значительно отличается от ситуации 3-4 летней давности. Этот сектор значительно сужен и подвинут.

    Можем мы сказать, что это как-то серьезно отразилось на ценах в московских магазинах? Можем мы сказать, что серьезно ограничен доступ жителям к товарам первой необходимости? Некоторые говорили о том, что уберете киоск, а как бабушка купит молоко и хлеб? И в том числе ко мне, как к депутату, приходили жалобы, что был хороший киоск, его убрали, а теперь далеко идти до магазина. Есть механизмы, позволяющие на следующий год в этом месте поставить новый нестационарный объект. При всех преимуществах малых форм торговли, формы работы должны быть не закостеневшими, а способными реагировать на пожелания москвичей, на ситуацию в городе. Скажем, стоял киоск где-то близко к трассе, это приводило к тому, что автомобили тормозили, люди приходили покупать сигареты, воды попить и т.д. Его надо убрать, перенести возможно вглубь двора, возможно, отказаться от него в принципе. Не случайно, вопросы размещения этих объектов перенесли с уровня городского руководства на уровень районов. Сегодня, советы муниципальных депутатов определяют, где ставить эти точки по обращению граждан, по заявлениям жителей, по жалобам с требованием убрать.

    С проверками этих торговых точек следующая ситуация. Есть специальный закон, который позволяет проверять вот такие объекты только 1 раз в 3 года, либо по жалобам граждан. Если будет жалоба гражданина с какими-то сведениями о некачественном товаре, то такая проверка будет организована незамедлительно. Плановые проверки проводятся с достаточно большим промежутком по времени. В каждой управе района есть отдел, занимающийся вопросами торговли, потребительского рынка, есть городской департамент торговли, есть горячая линия, куда можно сообщать факты. Есть еще федеральный орган в Москве, Роспотребнадзор, в котором есть как городское отделение, так и отделения по округам города. Они также по заявлениям граждан выходят с проверками на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    В городе также действует большое количество общественных объединений, например, объединение потребителей России. Они имеют неплохие сайты, горячие линии телефонов, куда можно позвонить. Кстати, в этих вещах общественники даже эффективней госслужб, потому что они не ограничены в сроках проведения проверки. Они хоть ежедневно могут приходить на эти точки и проверять их на предмет соблюдения правил торговли. И акты общественных проверок они направляют в Роспотребнадзор и в департамент торговли для принятия мер к нарушителю. И закрыли они немало точек, кстати говоря.


    Дальше...
    Написал Семенников Александр (Александр Семенников) 23.05.2014 16:48
  • Я не понимаю, почему этот вопрос как-то огульно решается. Я думаю, власти на местах должны сами распределять места под киоски и решать, где они нужны, и не будут ли кому мешать. Исходя из этого уже заключать договора аренды и т.п.
    А если сразу на весь город принимать одни и теже меры, то всегда будет ситуация, что где-то это будет во-благо, а где-то выльется в очередную абсудрную ситуацию.
    Написал Рустемчик 22.05.2014 13:25
  • раньше киоски были у каждой остановки, и это было удобно. Под видом заботы о пешеходах и внешнем виде города их снесли. Теперь хотят их опять поставить, но уже в новом дизайне и по новым правилам. А те, что есть сегодня - опять снести. "Освоение средств"...
    Написал Захарьев Иван (Zaharь) 20.05.2014 16:12
  • Сергей Рак Сергей Рак

    председатель комитета по франчайзингу общественной организации «Опора России», генеральный директор ООО «Маркон»

    Эксперт