Россия существенно отстаёт в правовом регулировании вопросов репродуктивного здоровья граждан
Сфера вспомогательных репродуктивных технологий для России далеко не новая, однако, наши ближайшие соседи имеют либо отдельные законы, либо соответствующие подробные статьи в законах, регулирующих сферу охраны здоровья, чего нет у нас.
Российский законодатель почему-то обошёл вниманием ключевые вопросы. В том числе такой важнейшей составляющей данной технологии, как договор: существенные обязательные, факультативные условия договора, ответственность сторон, кто есть ребенок – некий товар или субъект отношений, законодательно точно не определены. Всё отдано на откуп непосредственно участникам сделки, но это неверно. Поэтому и суды по данным спорам сталкиваются с проблемами, вызванными неопределенностью и домысливанием составленных договоров.
Такое отставание, в том числе от ближайших соседей, необходимо в самое ближайшее время наверстать. Причем, создавать регуляторные механизмы не только для отдельных составляющих, таких как суррогатное материнство, но в целом для сферы репродуктивного здоровья. Это должен быть отдельный всеобъемлющий нормативный акт, в котором всем аспектам репродуктивного здоровья граждан были бы даны чёткие определения, расписаны права и обязанности каждого участника.
Пока же всё сведено к отдельным технологиям и обрывкам в законодательстве. Решаются периферийные вопросы, а общие глобальные и действительно насущные – нет. При разработке общего документа, приоритетное право и защита должны быть обеспечены ребёнку, как родившемуся, так еще и не родившемуся. Подобные правовые механизмы есть в законодательстве многих европейских стран, в Канаде, когда вне зависимости – родная это мать или суррогатная, её могут принудить соблюдать права ребенка, в том числе на здоровье.
13.03.2020
Комментарии