Сбор и владение цифровым следом – доходнее нефтепереработки
Цифровизация широко и мощно вторгается в права человека. Как любое новейшее достижение, она несет как пользу, так и негатив. Один из острейших вопросов, стоящих на повестке дня в мировом пространстве, – это споры между крупнейшими интернет-площадками и корпорациями об обмене данными миллионов пользователей, в частности, их поведенческими привычками и предпочтениями. Тем, что называется, цифровым следом. Ведь все, что человек делает в интернете фиксируется поисковиками и социальными сетями, смартфоны отслеживают не только действия, но и даже слова. Это видно по тому, как после повторения какого-либо термина или предпочтения, контентная реклама начинает предлагать именно этот продукт. На фоне заявлений ряда игроков о нежелании этими данными делиться, падает курс акций других игроков – настолько серьезная идет дискуссия. Получается, что передача данных – более выгодный бизнес, чем нефтепереработка и другие высоко прибыльные сферы экономики.
То же касается работы системы распознавания лиц посредством установленных многочисленных камер. С одной стороны – благое дело, можно отследить преступника, а с другой – данные об обычных гражданах могут попасть в руки злоумышленников. К сожалению, сейчас прогресс идет впереди регулирования. Не работают и никогда не будут работать предлагаемые запреты. Прогресс запретить невозможно, он будет развиваться, но все дальше и дальше от грамотного качественного государственного регулирования. Например, в серьезном подходе нуждается система электронного голосования. Допустим, на выборах президента хакеры взломают систему и подстроят победу технического кандидата. А США и за ним мировое сообщество его через полчаса признают. Как выходить из такой ситуации?
Прорабатывая все эти встающие при стремительной цифровизации вопросы, необходимо помнить главное: там, по ту сторону, находятся лучшие умы человечества, самые дорогие специалисты. Переиграть их не так-то просто. И это точно не получится запретами или периодически происходящими ведомственными и межведомственными совещаниями и летучками. При этом никто толком не может пока объяснить, что надо регулировать и контролировать. Тираж газеты, теле- или радиоэфир – понятно. А что делать с теми же блогерами, обладающими порой аудиторий поболее, чем федеральные телеканалы? Или интернет-радиостанциями, которых развелось немеряно, но они по закону – не СМИ и под госрегулирование не подпадают или расположены в другом государстве. А уж тем более нет пока ответа, как бороться с интернет и IT-гигантами и их деятельностью по сбору информации о пользователях. Иными словами, проблем множество, они в полной мере не решаются и это может грозить серьезными издержками в самом ближайшем будущем.
18.02.2022
Комментарии