Современная практика духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции
Тезисы к докладу «Современная практика духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции. Коррупционное поведение, как укоренившаяся в некоторых органах власти система (в связи с возбуждением уголовного дела относительно зам. начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко)», представленному 26 сентября на заседании Рабочей группы Президиума совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества
1. Работник - должностное лицо системы органов государственной власти не может с помощью регулярного получения взяток, иных коррупционных действий обогатиться в одиночку, ибо невозможно утаить подобные деяния от своих сослуживцев. Только в случае, если он совершает подобные деяния крайне редко, искусно маскируя свои действия во внешне правомерное поведение, находясь в достаточно самостоятельной сфере принятия юридически значимых решений, выявление совершения им правонарушений коррупционного характера может быть затруднено.
Но если он постоянно берет взятки, то об этом становится известно его коллегам. Если это руководитель коллектива, то он цодает дурной пример, как бы «развязывает руки» подчиненным. В любом случае, покрывательство «товарища» приводит к печальным и далеко идущим последствиям. В данное преступление вовлекаются ни один и ни два человека, а множество людей, которые обладают должностными полномочиями и могут принимать ключевые решения. Следовательно, система внутреннего контроля, если она организуется, должна быть действенной, а не мнимой. Но, как говорили древние: «А, кто устережет сторожей?». Случай с упомянутым Д.Захарченко из управления «Т» ГУЭБиПК МВД в этом смысле очень показателен.
2. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении причин , коррупционного поведения государственного служащего, социального работника, врача, бизнесмена, преподавателя — кого угодно, это - вопрос о воспитании того, кто допускает такую форму поведения. Воспитание человека начинается в семье. Духовно-нравственная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на формирование нравственного облика ее членов. Многовековой опыт Русской Православной Церкви свидетельствует, что религиозное воспитание на основе любви к Богу и страха нарушить заповеди Божии за грехи является действенным средством формирования антикоррупционного поведения. Верующий человек всё время ощущает себя находящимся перед очами Божиими и голос совести обличает его неправомерное поведение. Если же человек не получил должного воспитания в семье, тогда нравственную основу его личности формирует улица, учебные заведения, трудовые коллективы.
3. Как только человек начинает поступать против своей совести, то он должен быть готовым дать ответ за свое противоправное поведение не только перед судом общества, если будет привлечен к уголовной ответственности, но и перед Богом, когда предстанет на суд Божий. Однако Бог может взыскать с человека еще здесь на земле, посылая ему болезни и другие испытания с целью побудить человека к исправлению своего поведения через покаяние в совершенных грехах.
4. Ключевое значение имеет кадровая работа. Необходимо осуществлять контроль назначения сотрудников на ответственные должности нравственно проверенными руководителями, которые всей своей жизнью и служением Отечеству доказали свою нестяжательность, неподкупность и ответственность за принимаемые решения, в том числе и в период нахождения на предыдущей должности.
5. Наказание тюремным сроком без конфискации имущества в противодействии коррупции видится недостаточным. В применении такой нормы, как конфискация имущества не только преступника, но и тех, кто обогатился за его счет, есть здравый смысл и справедливость воздаяния. Родственники, покрывая преступника, являются фактическими соучастниками коррупционной схемы. Следовательно, они должны разделить меру ответственности за деяния преступника, который ворует или берет взятки.
6. Гласность в борьбе с коррупцией должна стать неотъемлемой частью антикоррупционных мероприятий. Все желающие должны иметь возможность получения информации об установленной судом коррупционной деятельности человека. Его данные должны быть внесены в единую базу для исключения возможности замещения им государственных должностей.
7. Необходимо развернуть широкое духовно-нравственное просвещение должностных лиц по вопросам христианского мировосприятия и греховности коррупционного поведения.
8. Многие сотрудники, вовлеченные в коррупционные процессы, не говорят об этом вслух. Латентность взяточничества и коррупция весьма высока. Из 100% всех фактов взяточничества в сферу воздействия со стороны органов внутренних дел или прокуратуры попадает только 5-10%. Сохранить в тайне эти преступления заинтересованы обе стороны: как взяткодатель, так и взяткополучатель. В этом состоит корневая причина распространенности и живучести такого рода преступлений. Люди друг друга покрывают, а как только появляется человек, который не берет взяток, то другим сотрудникам становится труднее совершать подобные деяния, а уже совершенные - легче раскрываются. Вывод: нужно взрастить и воспитывать поколение честных людей, опираясь на которых можно строить надежную государственную и гражданскую безопасность.
Основные направления активизации духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции
1. Расширение антикоррупционного просвещения через СМИ синодальных, епархиальных отделов и приходские информационные ресурсы (сайты, радио, интернет-радио, телевизионные каналы, газеты, журналы, информационные листки, информационные стенды при храмах).
2. Обобщение опыта и взаимообмен накопленными материалами духовно-нравственного просвещения по противодействию коррупции всех заинтересованных сторон через сайт Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами (pobeda.ru. Рубрика: «Противодействие коррупции»).
3. Подготовка циркулярного письма от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к епархиальным преосвященным по вопросу активизации духовно-нравственного просвещения в вопросах противодействия коррупции.
4. Обсуждение на епархиальных собраниях вопроса активизации духовно-нравственного просвещения по противодействию коррупции.
5. Взаимодействие со всеми заинтересованными государственными, общественными организациями и СМИ по представлению видео-, аудио-, и других информационных материалов для последующего использования в учебных и информационно-просветительских целях в ходе подготовки государственных служащих и для популяризации «безкоррупционного общества».
29.09.2016
Комментарии