Протоиерей Сергий Привалов. Точка зрения.

Современная практика духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции
комментировать Современная практика духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции

Тезисы к докладу «Современная практика духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции. Коррупционное поведение, как укоренившаяся в некоторых органах власти система (в связи с возбуждением уголовного дела относительно зам. начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко)», представленному 26 сентября на заседании Рабочей группы Президиума совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества

 

1.  Работник - должностное лицо системы органов государственной власти не может с помощью регулярного получения взяток, иных коррупционных действий обогатиться в одиночку, ибо невозможно утаить подобные деяния от своих сослуживцев. Только в случае, если он совершает подобные деяния крайне редко, искусно маскируя свои действия во внешне правомерное поведение, находясь в достаточно самостоятельной сфере принятия юридически значимых решений, выявление совершения им правонарушений коррупционного характера может быть затруднено.

Но если он постоянно берет взятки, то об этом становится известно его коллегам. Если это руководитель коллектива, то он цодает дурной пример, как бы «развязывает руки» подчиненным. В любом случае, покрывательство «товарища» приводит к печальным и далеко идущим последствиям. В данное преступление вовлекаются ни один и ни два человека, а множество людей, которые обладают должностными полномочиями и могут принимать ключевые решения. Следовательно, система внутреннего контроля, если она организуется, должна быть действенной, а не мнимой. Но, как говорили древние: «А, кто устережет сторожей?». Случай с упомянутым Д.Захарченко из управления «Т» ГУЭБиПК МВД в этом смысле очень показателен.

2.  Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении причин , коррупционного поведения государственного служащего, социального работника, врача, бизнесмена, преподавателя — кого угодно, это - вопрос о воспитании того, кто допускает такую форму поведения. Воспитание человека начинается в семье. Духовно-нравственная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на формирование нравственного облика ее членов. Многовековой опыт Русской Православной Церкви свидетельствует, что религиозное воспитание на основе любви к Богу и страха нарушить заповеди Божии за грехи является действенным средством формирования антикоррупционного поведения. Верующий человек всё время ощущает себя находящимся перед очами Божиими и голос совести обличает его неправомерное поведение. Если же человек не получил должного воспитания в семье, тогда нравственную основу его личности формирует улица, учебные заведения, трудовые коллективы.

3.  Как только человек начинает поступать против своей совести, то он должен быть готовым дать ответ за свое противоправное поведение не только перед судом общества, если будет привлечен к уголовной ответственности, но и перед Богом, когда предстанет на суд Божий. Однако Бог может взыскать с человека еще здесь на земле, посылая ему болезни и другие испытания с целью побудить человека к исправлению своего поведения через покаяние в совершенных грехах.

4. Ключевое значение имеет кадровая работа. Необходимо осуществлять контроль назначения сотрудников на ответственные должности нравственно проверенными руководителями, которые всей своей жизнью и служением Отечеству доказали свою нестяжательность, неподкупность и ответственность за принимаемые решения, в том числе и в период нахождения на предыдущей должности.

5. Наказание тюремным сроком без конфискации имущества в противодействии коррупции видится недостаточным. В применении такой нормы, как конфискация имущества не только преступника, но и тех, кто обогатился за его счет, есть здравый смысл и справедливость воздаяния. Родственники, покрывая преступника, являются фактическими соучастниками коррупционной схемы. Следовательно, они должны разделить меру ответственности за деяния преступника, который ворует или берет взятки.

6.  Гласность в борьбе с коррупцией должна стать неотъемлемой частью антикоррупционных мероприятий. Все желающие должны иметь возможность получения информации об установленной судом коррупционной деятельности человека. Его данные должны быть внесены в единую базу для исключения возможности замещения им государственных должностей.

7.  Необходимо развернуть широкое духовно-нравственное просвещение должностных лиц по вопросам христианского мировосприятия и греховности коррупционного поведения.

8.  Многие сотрудники, вовлеченные в коррупционные процессы, не говорят об этом вслух. Латентность взяточничества и коррупция весьма высока. Из 100% всех фактов взяточничества в сферу воздействия со стороны органов внутренних дел или прокуратуры попадает только 5-10%. Сохранить в тайне эти преступления заинтересованы обе стороны: как взяткодатель, так и взяткополучатель. В этом состоит корневая причина распространенности и живучести такого рода преступлений. Люди друг друга покрывают, а как только появляется человек, который не берет взяток, то другим сотрудникам становится труднее совершать подобные деяния, а уже совершенные - легче раскрываются. Вывод: нужно взрастить и воспитывать поколение честных людей, опираясь на которых можно строить надежную государственную и гражданскую безопасность.

Основные направления активизации духовно-нравственного просвещения по вопросам противодействия коррупции

1. Расширение антикоррупционного просвещения через СМИ синодальных, епархиальных отделов и приходские информационные ресурсы (сайты, радио, интернет-радио, телевизионные каналы, газеты, журналы, информационные листки, информационные стенды при храмах).

2. Обобщение опыта и взаимообмен накопленными материалами духовно-нравственного просвещения по противодействию коррупции всех заинтересованных сторон через сайт Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами (pobeda.ru. Рубрика: «Противодействие коррупции»).

3. Подготовка циркулярного письма от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к епархиальным преосвященным по вопросу активизации духовно-нравственного просвещения в вопросах противодействия коррупции.

4. Обсуждение на епархиальных собраниях вопроса активизации духовно-нравственного просвещения по противодействию коррупции.

5. Взаимодействие со всеми заинтересованными государственными, общественными организациями и СМИ по представлению видео-, аудио-, и других информационных материалов для последующего использования в учебных и информационно-просветительских целях в ходе подготовки государственных служащих и для популяризации «безкоррупционного общества».

29.09.2016
«Государственный институт не приносит человеку внутреннего личностного счастья»
7 комментариев «Государственный институт не приносит человеку внутреннего личностного счастья»

Очень тяжело будет однозначно сказать в эфире ключевую фразу о том, что такое счастье, которая бы удовлетворила всех верующих и неверующих. Мы говорим, что царство божие внутри нас есть. Если мы говорим о счастье конкретной личности, причем христианина, то счастье, когда человек находится в единении с богом, когда душа человека чиста, когда совесть его не обличает. Такое внутреннее состояние человека можно назвать земным счастьем. Причем оно безотносительно его имущественного положения, властных полномочий и т.д. и т.п. Поэтому естественно вопросы счастья как таковые носят в том числе религиозный характер. Невозможно человеку быть счастливым, когда он постоянно голодает, недоедает, в чем то обижен. Но в тоже время человек ощущает себя счастливым тогда, когда он нужен людям, когда он чувствует, что его жизнь не противоречит законам нравственности, морали, когда внутри у него хорошо. Вот как в том уникальном фильме, "счастье это когда тебя понимают". Казалось бы, причем тут счастье и понимание в глобальном плане, а вот, оказывается, человеку нужно, чтобы его понимали, чтобы его любили, чтобы о нем заботились, и вот тогда возникает у человека внутреннее ощущение счастья. Но, естественно, оно невозможно без молитвенного духовного преображения, подвига. Государственный институт не приносит человеку внутреннего личностного счастья. Вспомните сериал «Богатые тоже плачут», сколько бы человек не имел материальных преимуществ по отношению к другим людям, он все равно будет плакать по совершенно другим законам, потому что его обижают, его предают, потому что его не любят, потому что с ним что-то происходит внутри его духовного сердца.

16.05.2016
Имитируя несчастья, вы накликаете на себя беду
3 комментария Имитируя несчастья, вы накликаете на себя беду

Когда мы говорим о просящих милостыню и о профессиональных нищих, мы объединяем их в институт попрошайничества. Однако это совершенно разные вещи. Когда человек нуждается и просит помощи, это один вариант, когда обманывает другого человека, преступает  уголовное законодательство, создает схему, в которую вовлечены люди, занимающиеся незаконным бизнесом, это совершенно другой вопрос.

Как церковь относится к тем, кто обманывает, что болеет, что он  нищий и несчастный, что у него какое-то трудное положение? В качестве комментария, я расскажу одно предание.

Однажды кто-то там притворился мертвым, и когда святые отцы шли мимо, им сказали: этот человек мертв. И когда они прошли, оказалось, что он уже и действительно умер. То есть человек накликал на себя беду, потому что притворялся ради того, чтобы укрыться от помощи другому человеку или участия в том или ином деле. Когда человек имитирует свое несчастье, он может накликать беду на себя, что как правило и бывает. Нищие становятся не только нищими материально, а и духовно.

С точки зрения богословской мы говорим о нищих, тех, которые следуют в царствие небесное. А в случае социальном мы говорим о нищих в том смысле, что они не идут к Богу, а пытаются нащупать самый легкий способ наживы. Не хочет человек заниматься ни умственным трудом, ни физическим, а хочет за короткое время получить какие-то средства или выбирает асоциальный образ жизни, ведущий к алкоголизму, наркомании или к подобным вещам. Случается, он сам старается угодить в компанию, которая его ставит на "точку", где можно получать неправедные деньги.

Понятно, что на сегодняшний день церковь, с одной стороны, помогает нуждающимся, создан социальный отдел служения, благотворительности. В храмах есть ящики сбора средств, эти деньги средства потом раздаются неимущим. Вопрос, может ли человек, который не приходит регулярно в храм, получать оттуда какую-то лепту? Вполне возможно, по благословению настоятеля староста храма окажет помощь человеку, который вообще не посещает храм, но сейчас остро нуждается. Нужно ли наказывать тех людей, которые просят? Они уже наказаны богом.

В свое время подаянием собирались средства на строительство храмов. Потом Святейшим патриархом Алексием было принято решение запретить подобные сборы, потому что очень много людей, которые никак не связаны с церковью, для своих нужд начали просить  средства под видом сборов на храм. Поскольку немало храмов, монастырей, часовен было разрушено, то в начале "перестройки" это было реальной помощью церкви, а сейчас в этом нет необходимости. Поэтому такой сбор практически запрещен.

05.02.2016
Антикоррупционная проповедь направлена прежде всего на взяткодателей
22 комментария Антикоррупционная проповедь направлена прежде всего на взяткодателей

Первое и самое главное, мы говорим об обществе, которое большей частью верующее. Представители традиционных религий России это люди, исповедующие мусульманство, буддизм, иудаизм, православие. Они в один голос говорят, что их тексты священного писания категорически против такого явления как коррупция. Соответственно, эту информацию традиционные религии России должны выставлять на своих официальных сайтах. А уже эту информацию через носителей того или иного духовного стержня передавать в СМИ, через общественность, через государственные средства массовой информации, через общественные возможности. Чтобы все знали, какой вред может принести коррупционная составляющая именно в душу человеческую. Очень часто этот вопрос замалчивается. Все мы по верхам, по коррупционерам, по взяточникам проходим и не говорим о последствиях для души человека. На сайте синодального отдела уже такая рубрика есть. В ней выставлены цитаты из священного писания, четко определяющие, что коррупция есть грех, который нужно не только исповедовать, но и искоренять из своей жизни.

С чиновником, может быть, уже ничего в этом плане сделать нельзя. Но мы всегда забываем про вторую сторону. Есть взяткополучатель, а есть взяткодатель, их большинство. Именно с ними мы должны вести фактическую профилактическую пропагандистскую работу. Если все взяткодатели однажды скажут для себя; с понедельника, с 1 февраля мы перестаем давать взятки кому бы то ни было: заключат своего рода общественный договор, все вместе решат, что должны прекратить эту порочную практику, то, во всяком случае, бытовая коррупция может снизиться принципиально. Тем более сейчас времена такие, что люди считают копейки. Это раз.

Второй момент, сама по себе взятка влияет на душу очень сильно. Человека, который дает взятку, совесть потом очень сильно беспокоит. И священнослужители имеют возможность в проповедях, на исповедях напоминать людям об этом грехе и в той или иной степени накладывать епитимью, отлучать от причастия, говорить о недопустимости такого поведения с точки зрения не только соблюдения или несоблюдения закона, а, в первую очередь, вреда своей душе.

В Минюсте, в Комитете по борьбе с коррупцией, представители мусульманства еще более категорические изречения из Корана приводят, говорящие о том, что недопустимо с точки зрения верующего мусульманина давать и брать взятки.

Я думаю, тех средств и сил, которые есть у государственных органов, более чем достаточно, чтобы эту работу проводить эффективно сверху. А наша задача, общественников, религиозных деятелей, попробовать убедить общество, народ в том, что нужно начинать с себя. Если мы внутри себя примем решение, что с завтрашнего дня, с сегодняшнего дня прекращаем эту порочную практику, то нам всем будет жить легче. Когда общество единым фронтом выступит за недопустимость коррупции. Сейчас в обществе другой подход, коррупция это нормально, это допустимо, это выгодно, это фактически обязательно для того, чтобы выжить в этих условиях. В этом плане мы должны для себя решить, как нам лучше себя вести.

Есть, конечно, моменты, когда человеческие отношения не заключаются вот в таком жестком понимании. Во-первых, нет причинно-следственной связи. Например, человек отблагодарил другого после того, когда уже совершено действие, здесь не было взятки в юридическом смысле, когда ты даешь и ждешь соответствующего решения твоего вопроса.

С точки зрения паствовского кормления мы всем помогаем и свою позицию в этом плане тоже четко пропагандируем и показываем. Другой вопрос, что личность человека более сложная, чем внешние формы выражения.

25.01.2016
  • Протоиерей Сергий Привалов Протоиерей Сергий Привалов

    и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

    кандидат богословия

    Эксперт