Ужесточение лицензионных требований к УК уберёт с рынка недобросовестных владельцев и не помешает честным
Проблема накопления ухода от уплаты задолженностей перед РСО управляющих компаний путем банкротства, к сожалению, очень актуальна в настоящее время и неоднократно являлась предметом обсуждений, в том числе и в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Схема такова: чтобы уйти от исполнения обязательств по оплате кредиторской задолженности управляющей организацией-должником в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» инициируется процедура банкротства. Управляющая организация – банкрот покидает рынок управления многоквартирными домами, а на её место приходит новая компания из числа заранее созданных юридических лиц. При этом процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами новой управляющей компании и вывод с рынка путём фиктивного банкротства предыдущей управляющей организации-должника иногда проводятся параллельно.
Изучение ситуации ГУРБ показывает, что каждые 1,5 - 2 года одни и те же группы аффилированных лиц методом фиктивного банкротства устраняются от управления одними многоквартирными домами и переходят к другим.
Судебная практика показывает, что собственники и руководители недобросовестных организаций-банкротов учреждают новое юридическое лицо и передают ему процесс управления многоквартирным домом. Таким способом управляющая компания стремится избавиться от накопленных долгов и продолжить свою сомнительную деятельность.
Одним из тревожных показателей деятельности в данной сфере является огромное количество арбитражных дел по искам ресурсоснабжающих организаций к управляющим компаниям.
Анализ имеющихся материалов (приговоры судов, решения и определения Арбитражных судов) свидетельствуют о том, что собранные с населения денежные платежи недобросовестными управляющими организациями расходуются на необоснованно высокие оплаты труда, а также на оплату услуг аффилированных организаций, в том числе за услуги, неисполнение которых сложно доказать. Как пример - это юридические услуги или аудит. Кроме того имеются случаи когда руководители управляющих организаций тратили денежные средства на личные нужды. Так в 2017 году к уголовной ответственности привлечен руководитель управляющей компании, который взял из кассы общества более 10 млн. рублей и потратил их на личные нужды.
Взыскать задолженность с управляющих организаций – банкротов в рамках арбитражного судопроизводства крайне сложно ввиду отсутствия у них имущества и материальных средств. Данное обстоятельство явилось одной из причин внесения дополнительного требования к соискателям лицензии в части наличия материально-технической базы.
ГУРБ Московской области предлагает ужесточить лицензионные требования. Внесенные нами предложения предусматривают дополнительные требования к соискателям лицензии, в их числе:
отсутствие аффилированности у лицензиата, соискателя лицензии с ликвидированными в результате банкротства управляющими организациями или находящимися в стадии ликвидации в результате банкротства;
отсутствие у лицензиата, соискателя лицензии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам;
установление дополнительных требований к лицензиату (соискателю лицензии) по наличию материально-технической базы для выполнения работ по управлению и эксплуатации многоквартирными домами, а также к квалификации штата работников;
возложение обязанности на лицензиата (соискателя лицензии) указывать в заявлении о предоставлении лицензии фактический адрес нахождения организации.
Эти предложения уже одобрены профильным комитетом Московской областной Думы и направлены в Государственную Думу Российской Федерации.
Высказываются опасения, что ужесточение правил лицензирования может стать новым административным барьером для входа на рынок в сфере жилищно-коммунального хозяйства добросовестных компаний. Добросовестным компаниям нет оснований для опасений. К обсуждению законодательной инициативы в профильном комитете Московской областной Думы были привлечены представители организаций - участников рынка по управлению многоквартирными домами. Принципиальных возражений по предложенным изменениям в ходе обсуждения не поступало.
В Московской области проверкой организаций - соискателей лицензии будут заниматься в рамках имеющихся полномочий центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, входящие в состав лицензионной комиссии, в том числе и ГУРБ Московской области. Проверка на аффилированность осуществляется при помощи имеющихся информационных ресурсов, находящихся в открытом доступе, а также с использованием специальных информационных систем.
Следует отметить, что предложенные изменения не предусматривают дружеских связей, так как это не регулируется законодательством Российской Федерации. Кроме того, в состав лицензионной комиссии в Московской области входят представители общественного контроля.
31.10.2019
Комментарии