В США университеты – это большая бизнес-корпорация

В России есть хороший пример устройства университета по типу кампуса – Дальневосточный федеральный университет. Своего рода, попытка страны закрепиться на дальневосточных рубежах. Идея развивать кампусы не нова, тенденция появилась в 2014 году, когда родилась идея передать часть бюджета в некоммерческий сектор, были соответствующие перечни поручений, подписанные Медведевым, в которых кампусы были обозначены. Неправительственные организации пытались эту тему развить, предлагали проекты, но не нашли особого понимания и поддержки – никому на местах это было не интересно. 
Строительство университетских кампусов – дело рискованное, цели не понятны, вложения большие, и, главное, надо пересматривать отношение ко всему университетскому строительству и собственно, к самой идее существования вузов. В США, допустим, университет – это большая бизнес-корпорация, которая основные деньги получает за счет исследований, поэтому студенты сразу подключаются к этим научным разработкам, приносят пользу. Они не пишут какую-то абстрактную курсовую или дипломную работу, а уже ориентированную на корпоративных бизнес-партнеров университета. Соответственно, в процессе обучения студент ориентируется на работу в этой корпорации, и, поработав, может преподавать в своей альма-матер. В этой парадигме прибыль от обучения – дело третье.
В России, наоборот, на первом месте стоит обучение, разработка инновационных проектов для получения прибыли просто не используется, никакие корпоративные партнеры не привлекаются, и в результате, такой кампус трудно окупить, нет понимания, зачем он нужен и на что ориентирован. И самое неприятное – у самих студентов в таком случае нет запроса на качественное образование.  

29.10.2021

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Западные университеты и колледжи существуют в единой системе координат, куда Россию пока не пускают, выстраивают разного рода барьеры. Соответственно, зарубежные работодатели, которые могут предложить хорошую заработную плату и социальный пакет, предпочитают видеть у соискателей дипломы знакомых им, признанных у них учебных заведений. Данная причина помимо всех остальных влияет на отъезд наиболее активных выпускников на учебу за рубеж. Родители также хотят для своих детей, которые там отучились, получить определенные конкурентные преимущества на рынке труда.
    Чтобы сделать свое образование престижным, России нужно добиваться признания российских дипломов за рубежом. Об этом говорится давно, еще с момента развала СССР, когда Россия стала развивать свое образовательное пространство в новой системе координат, но, к сожалению, мало что делается в этом направлении. Сейчас стали поднимать науку, вкладываются огромные средства для продвижения престижа отечественного образования за рубежом, привлекаются иностранные студенты, но в их числе очень мал процент студентов из развитых стран. Всего этого недостаточно для достижения результата. Поэтому одна из главных задач государства по-прежнему заключается в том, чтобы российское образование стало конкурентоспособным, котировалось в мире, и российские дипломы принимались западными работодателями наравне с дипломами известных мировых учебных заведений.  


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 29.10.2021 12:13
  • В России есть хороший пример устройства университета по типу кампуса – Дальневосточный федеральный университет. Своего рода, попытка страны закрепиться на дальневосточных рубежах. Идея развивать кампусы не нова, тенденция появилась в 2014 году, когда родилась идея передать часть бюджета в некоммерческий сектор, были соответствующие перечни поручений, подписанные Медведевым, в которых кампусы были обозначены. Неправительственные организации пытались эту тему развить, предлагали проекты, но не нашли особого понимания и поддержки – никому на местах это было не интересно. 
    Строительство университетских кампусов – дело рискованное, цели не понятны, вложения большие, и, главное, надо пересматривать отношение ко всему университетскому строительству и собственно, к самой идее существования вузов. В США, допустим, университет – это большая бизнес-корпорация, которая основные деньги получает за счет исследований, поэтому студенты сразу подключаются к этим научным разработкам, приносят пользу. Они не пишут какую-то абстрактную курсовую или дипломную работу, а уже ориентированную на корпоративных бизнес-партнеров университета. Соответственно, в процессе обучения студент ориентируется на работу в этой корпорации, и, поработав, может преподавать в своей альма-матер. В этой парадигме прибыль от обучения – дело третье.
    В России, наоборот, на первом месте стоит обучение, разработка инновационных проектов для получения прибыли просто не используется, никакие корпоративные партнеры не привлекаются, и в результате, такой кампус трудно окупить, нет понимания, зачем он нужен и на что ориентирован. И самое неприятное – у самих студентов в таком случае нет запроса на качественное образование.  


    Дальше...
    Написал Ткаченко Руслан (Руслан Ткаченко) 29.10.2021 12:03
  • Утечка мозгов связана не с образованием как таковым, ведь до того, как люди получили образование, это утечкой мозгов не считается. Но если утекают и ухитряются быть встроенными в те структуры, куда они подались, то это как раз говорит о том, что в России с образованием все не так плохо, как говорят. Плохо как раз с работой для интеллектуально развитых граждан. Инженерам податься некуда, IT-компаний от силы два десятка наберется, то есть, по сравнению с тем, какие возможности есть в развитых странах, рынок труда для такой силы в России очень мал.
    При этом в России долгие годы велась жесточайшая компания по уничтожению частных вузов, тогда как первая десятка мирового рейтинга – практически все частные учебные заведения. А в государственном секторе все зарегулировано так, и система финансирования такова, что при продвижении любой инновации до 80% усилий тратится на бюрократические процедуры.  


    Дальше...
    Написал Зискин Константин (Константин Зискин) 29.10.2021 11:56
  • Число ежегодно уезжающих за границу российских ученых и высококвалифицированных специалистов с 2012 года увеличилось в пять раз и в 2020 году составило 70 тысяч человек, сообщил The Times со ссылкой на главного ученого секретаря РАН Николая Долгушкина. Эксперты, правда, засомневались и заподозрили, что ученый секретарь ошибся в подсчетах, мол, в России не наберется такого количества ученых, что даже 70 тысяч хватило на экспорт, а на Западе нет столько рабочих мест в научных центрах. Минобрнауки на фоне дискуссии решило провести собственное исследование миграции ученых. ВШЭ считает, что из страны ежегодно выезжают за рубеж до 10 тысяч ученых для постоянной работы и 35–40 тысяч студентов для учебы в магистратуре и аспирантуре.

    Не наши дети

    Собственно, утекание мозгов для детей финансовой элиты страны начинается еще в начальной школе. Если у родителей есть возможность дать отпрыскам блестящее образование в лучших колледжах мира, а затем в Сорбонне, Кембридже или Лиге плюща, то они ею пользуются по полной. Родители, желающие взрастить будущих чемпионов, таже вывозят их с младых ногтей за рубеж: таскание ребенка из школы общеобразовательной в спортивную в другой конец города – издевательство над ним. Победителей школьных международных олимпиад, лучших студентов и аспирантов, что называется, «разбирают котятами» и переманивают зарубежные научные и образовательные центры, крупные корпорации. Оставшиеся, те, кто звезд с неба не хватают, но обладают изрядными смелостью и хваткой, видя, например, что, разница в оплате труда водителя и врача в России составляет всего 20%, тогда как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%, пакуют чемоданы и уезжают в поисках лучшей жизни. И вроде не такая уж большая цифра, но ведь это самые талантливые, образованные, начитанные, активные. И даже если, отучившись, они вернутся, это уже будут не совсем люди русские (в широком понимании этого слова), с другой ментальностью, культурой, способом мышления. И когда-то руководящие должности займут они.

    И инвестиции, и инновации

    Разумеется, в первую очередь, когда речь заходит о способах остановить эмиграцию мозгов, звучат призывы закрепить в законе систему «отучился – отработай», особенно, когда речь идет о регионах. Деньги квалифицированным специалистам платите, говорят другие. Зарплата, конечно, важна, но куда эффективнее социальный пакет, утверждают третьи: почему нельзя на уровне региональных и федеральных законодательных актов прописать чуть ли не бесплатное жилье и прочие серьезные пряники для молодых специалистов? Но все же, думается, помимо сказанного, важно еще кое-что, о чем упомянул Долгушкин: современная инфраструктура. В России она отсталая, заявил академик. И действительно, кто видел образовательные кластеры средней и высшей школы в России? В которых и аудитории для академических занятий и помещения для спорта, творчества, научных изысканий и их практического применения? В основном комплект состоит из пары «универ – общаги». В школах все еще более уныло, если, конечно, это не московский регион. Что мешает создать такие крупные образовательные центры, например, привлекая инвесторов, уставших от вложений в другие секторы? Дать им всевозможные льготы, зеленый свет и только жестко контролировать учебную составляющую. Какими еще методами можно удержать умы на Родине?
    Написал П. В. (аdmin) 27.10.2021 11:32
  • Руслан Ткаченко Руслан Ткаченко

    Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала»

    Эксперт