В условиях пандемии и падения доходов бизнес стал искать замену медстраховкам

Взаимосвязь удаленки и сокращения социальных пакетов следует рассматривать исходя из причин этих процессов: пандемии. Сотрудников, а то и целые отрасли, отправили по домам не просто так, а в целях борьбы с распространением инфекции. Соответственно, бизнес начал искать возможности как выжить в такой сложной ситуации, и в том числе, под сокращение попали такие статьи затрат, как медицинское обслуживание. Если раньше оно заключалось в предоставлении стандартных страховок и ДМС, то сейчас предприниматели ищут квазиформы, которые могут их заменить: прикрепление к медицинским центрам, телемедицина. Данную тенденцию можно назвать распространенной сейчас, хотя зачатки ее наблюдались и до пандемии, так как покупать каждому сотруднику страховку накладно, поэтому и возник рынок замен социального пакета, но и в будущем она никуда не исчезнет.
С большой долей вероятности после окончания пандемии сформировавшаяся удаленная форма общения работодатель – сотрудник сохранится еще долгое время. То есть, к прежнему режиму возврата не будет, как и к структуре соцпакета. То, что не оправдывает себя или невозможно реализовать в условиях перманентных ограничений и локальных локдаунов, будет сокращено и никак не компенсировано в финансовом выражении. Это иллюзия, что былые бонусы соцпакета выплатят зарплатой. Ведь смысл социального пакета – часть доходов направить в нужное русло, чтобы сотрудник мог потратить его на регулярное питание, занятия спортом, гарантированное медицинское обслуживание, иными словами, это управляемые затраты сотрудников, которые гарантируют для работодателя, что человек будет держать себя в форме, быть здоровым и приносить пользу фирме. То есть, соцпакет не эквивалентен финансовому поощрению.     

12.11.2021

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Полюбившаяся и желанная для многих россиян удаленка (72% по данным опроса Работа.ру) может стать угрозой для социальной защищенности работников. Об этом заявили исследователи Высшей школы экономики и Института социологии РАН. По их данным, последние 20 лет работодатели постоянно уменьшают пакет соцгарантий и льгот сотрудникам, а в связи трендом на удаленную занятость, этот процесс только усилится. Уже сейчас каждому седьмому занятому отказывали в оплате больничного листа или отпуска, каждому четвертому – декретного отпуска. Что касается «добровольных» корпоративных гарантий, то там падение более весомое: почти на треть снизилась доля работников, которым оплачивались путевки в санатории, на 20% – тех, кому доступна корпоративная медстраховка, на 6% – получающих льготы на транспорт. Доступ к льготному кредиту на ремонт или строительство имеют только 2,5% работников (ранее – 14%), на предоставление или оплату места в детском саду 3,1% (13,5%). Чуть лучше обстоят дела с бесплатным питанием – 9,5% против 15%.

    Работник vs работодатель

    Сейчас доля работающих дистанционно колеблется в районе 11%. О том, что этот параметр занятости будет только увеличиваться, специалисты, исследующие рынок труда, говорили еще до пандемии, когда этот процесс стал мейнстримом. Что характерно, многие из 72% желающих навсегда перейти на удаленку согласны на понижение зарплаты или сокращение социальных льгот. Еще бы – находятся дома, «не кляты, не мяты» в общественном транспорте в час пик, не «опыляются» вирусами, минус на амортизацию авто, одежды, обуви и нервов. Работодатели этому движению несказанно рады, еще бы – стоимость одного рабочего места в столице в бизнес-центре среднего уровня где-то на окраине начинается от 10-20 тысяч рублей в месяц, а плюс к этому обустройство рабочих мест, кулеры, столовые, расходы на телефонию, техподдержку, тот самый социальный пакет, ДМС и внутрикорпоративные мероприятия. В среднем расходы на офисного и удаленного работника отличаются в 6 раз – это при одинаковой оплате труда и соцпакета. Одним словом, некоторые работодатели действуют по принципу: «если нет разницы, зачем платить больше?»

    Соцпакет vs зарплата

    Процесс перехода к новой удаленной реальности находится только в самом начале, но уже сейчас люди знающие не советуют радоваться образовавшейся экономии на соцпакете. В частности, деньги – хорошо, но социальный пакет не менее важен. Во-первых, он говорит о том, что компания – серьезная и заботится о своих сотрудниках. Корпоративные скидки позволяют приобрести те же абонементы в фитнесс-центры и путевки в турагентствах намного дешевле. Работодателям же кейсы экономии могут обойтись еще дороже. Уже сейчас, согласно данным опроса «Ростелекома», каждая пятая компания сообщила о падении эффективности работы сотрудников на удаленке. Дело в финансах, конечно, но и не только в них – люди в таком режиме быстрее «выгорают», сотрудников (особенно слабых середнячков) труднее контролировать и мотивировать.
    Чьи плюсы и минусы перевешивают – работников или работодателей? Должны ли удаленщики претендовать на тот же соцпакет, что и офисные работники, по аналогии с другими параметрами, закрепленным в законе об удаленной работе, или это несправедливо по отношению к тем, кто трудится в офисах?
    Написал П. В. (аdmin) 10.11.2021 11:53
  • ...моё мнение - это ни где человек работает(дома или в офисе), а как он работает. Если работник эффективен, даёт результат и приносит компании прибыль и развитие, то умный работодатель сам спросит у работника, как ему комфортнее работать, чтобы его труд был полезен для компании. Нужно лишь правильно определить и поставить перед работниками цели и задачи компании и за какие результаты будет производится оплата. Лично я знаю массу людей, у которых очень хорошо получается приходить в офис к 8:00 и сидеть там до 17:00, но при капитализме и в условиях рыночной экономики, эти люди, как правила ничем не могут помочь развитию компании, а в условиях кризиса, так вообще просто баласт и головная боль работодателя. Вот когда капитализм окончательно похороните и все снова будут ходить на работу с одинаковой зарплатой, не зависящей от результатов труда и таланта работника, тогда снова можно не экономить ни свет, ни воду , ни квадратные метры. Все опять будут равны и стимула стараться и быть лучше других не будет... и наступят тишина и покой, как при Леониде Ильиче. Smile
    Написал БольшаяМедведиЦЦа 10.11.2021 22:39
  • Взаимосвязь удаленки и сокращения социальных пакетов следует рассматривать исходя из причин этих процессов: пандемии. Сотрудников, а то и целые отрасли, отправили по домам не просто так, а в целях борьбы с распространением инфекции. Соответственно, бизнес начал искать возможности как выжить в такой сложной ситуации, и в том числе, под сокращение попали такие статьи затрат, как медицинское обслуживание. Если раньше оно заключалось в предоставлении стандартных страховок и ДМС, то сейчас предприниматели ищут квазиформы, которые могут их заменить: прикрепление к медицинским центрам, телемедицина. Данную тенденцию можно назвать распространенной сейчас, хотя зачатки ее наблюдались и до пандемии, так как покупать каждому сотруднику страховку накладно, поэтому и возник рынок замен социального пакета, но и в будущем она никуда не исчезнет.
    С большой долей вероятности после окончания пандемии сформировавшаяся удаленная форма общения работодатель – сотрудник сохранится еще долгое время. То есть, к прежнему режиму возврата не будет, как и к структуре соцпакета. То, что не оправдывает себя или невозможно реализовать в условиях перманентных ограничений и локальных локдаунов, будет сокращено и никак не компенсировано в финансовом выражении. Это иллюзия, что былые бонусы соцпакета выплатят зарплатой. Ведь смысл социального пакета – часть доходов направить в нужное русло, чтобы сотрудник мог потратить его на регулярное питание, занятия спортом, гарантированное медицинское обслуживание, иными словами, это управляемые затраты сотрудников, которые гарантируют для работодателя, что человек будет держать себя в форме, быть здоровым и приносить пользу фирме. То есть, соцпакет не эквивалентен финансовому поощрению.     


    Дальше...
    Написал Амбросов Сергей (Сергей Амбросов) 12.11.2021 11:44
  • Вопрос привязки оплаты труда и корпоративных бонусов к результатам работы сотрудника, крайне непрозрачный и крайне непонятный – это боль многих российских компаний. Так как неясно, как система мотиваций работает и в какой степени влияет на производительность труда. Многочисленные исследования ответов на эти вопросы не дают и скорее подтверждают сомнения. Все говорит о том, что лучшая мотивация для российского работника – это заработная плата в чистом виде. Когда есть, куда расти в плане доходов, сотрудник будет стараться. На Западе другая ситуация – там решающими являются дополнительные страховки, иные виды поощрения.
    Но, с другой стороны, если у сотрудника есть какие-то личностные предпочтения, например, в части обязательного нахождения в офисе, а не на удаленной работе, почему бы это не участь при обоюдном согласии и к обоюдной пользе? Бывают такие жизненные ситуации, когда дома попросту нет возможности комфортно исполнять обязанности. В таких случаях многие компании ввели свободное право выбора локализации рабочего места в течение недели или в целом. В конце концов, речь идет о наиболее эффективном способе исполнения функциональных обязанностей и личные предпочтения, профиль компании, умение договариваться играет первостепенную роль. Нельзя грести всех под одну гребенку, подходить к вопросам нахождения рабочего места, как и ко всем остальным, следует дифференцированно. Пандемия, которая внесла существенные изменения в подходы к организации деятельности компаний малого и среднего бизнеса, научила нас быть более гибкими в таких вопросах.   


    Дальше...
    Написал Вешаев Павел (Павел Вешаев) 12.11.2021 12:19
  • В случае нарушения социальных льгот и гарантий, как правило, у работников не хватает смелости идти в суд с тем, чтобы отстаивать свои права. Как правило они смиряются, что права нарушены и обращаются в суды только в том случае, когда понимают, что будут покидать работу. Работодатели прекрасно понимают, что сотрудник будет всячески пытаться оставить в силе действующий трудовой договор и, скорее всего, согласится с нарушением прав.
    Порой выглядит достаточно спорно с точки зрения этических норм, когда человек пытается получить некий большой корпоративный бонус, предусмотренный локальными актами, который он, возможно, и не заработал, но действительно недопустимой и кощунственной является ситуация, когда сотруднику отказывают в выплате положенных больничных, отпускных, декретных выплат. К сожалению, не каждый работодатель осознает степень риска для беременной женщины попасть в передряги судебного спора с работодателем. А тот, уже зная, что данную сотрудницу после декрета не собирается возвращать на работу, начинает портить с ней отношения, пользуясь слабостью ее позиции, усугубленной беременностью.
    К этому добавляется тот факт, что работники в большинстве плохо знают трудовое законодательство, не все готовы написать жалобу с точным указанием, что именно работодателем нарушено в трудовом законодательстве. В результате истекают сроки подачи иска в суд, тем более что по трудовым спорам установлены усеченные сроки для защиты нарушенных прав. Как правило, люди, не получая дополнительный отпуск, компенсацию при направлении в служебные командировки, или стимулирующую выплату, поджидая подходящего момента для подачи заявления в суд, пропускают установленные законом сроки и, в итоге, проигрывают. 


    Дальше...
    Написал Печеник Ксения (Печеник Ксения Александровна) 12.11.2021 12:31
  • Удаленная работа, может быть, когда-то и станет повсеместной, но для этого должны созреть такие технологические решения, которые исключат необходимость присутствия человека на рабочем месте. Пока таких возможностей нет, и это касается очень широкого круга профессий: сварщиков, пилотов, поваров и т.д. Удаленка в большей степени присуща офисной работе, проектной, IT-сфере, бухгалтерии, кадрам и иной сопровождающей деятельности по обеспечению функционирования компаний, копирайтингу и ряду других направлений деятельности. То, что удаленная занятость вышла за пределы этих профессий связано исключительно с ограничительными мерами для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
    Поэтому вряд ли можно говорить о широком распространении в ближайшем будущем этой формы занятости, как и изменений в части обеспечения сотрудников на удаленке социальными гарантиями и корпоративными бонусами. Необходимо понимать, что социальный пакет – это элемент заработной платы, он предоставляется не в зависимости от формы организации труда, а от тех трудовых функций и должностных обязанностей, которые выполняет человек. Поэтому, какая разница для работодателя, где находится сотрудник, если тот выполняет весь объем работы в высоком качестве, поэтому соцпакет как раз и направлен на цели поддержания эффективного выполнения сотрудником поставленных задач.  


    Дальше...
    Написал Сафонов Александр (Александр Сафонов) 12.11.2021 12:45