В вопросе борьбы с коррупцией каждый должен начинать с себя
Конечно, в МГЮА мы много внимания уделяем именно борьбе с коррупцией. Реформа высшего образования как раз нацелена на то, чтобы максимально снять эту проблему.
Сейчас система приема в учебные заведения выстроена таким образом, что этих нарушений быть не может, все очень прозрачно и понятно. Выстраивается электронная система, компьютеры помогают нам это делать. Мне кажется, мы проблему такого рода решили. Но вообще, когда обсуждаются такого рода вопросы, всегда хочется сказать: давайте начнем с себя.
Что сделано у нас в ВУЗе? Мы понимаем, что проблема многоаспектная и касается самых разных групп и работников: и преподавателей, и студентов. Относительно студентов мы сделали следующее. Наши ребята самым активным образом участвуют в молодежных движениях, которые видят своей целью пропаганду борьбы с коррупцией, читают лекции, участвуют в автопробегах. В частности, есть молодежное движение, которое было создано по инициативе председателя комитета Государственной Думы Яровой, кстати, выпускницы нашего ВУЗа. Председатель нашего студенческого комитета является одновременно и помощником, который осуществляет мониторинг состояния возможных правонарушений со стороны преподавателей, чтобы студенты могли обратиться непосредственно к нему, если такие факты есть. Студенты могут обратиться непосредственно и в электронную приемную нашего ректора и написать о тех фактах, с которыми они столкнулись. Но в последние годы мы такого рода обращений не знаем.
Мы юридический ВУЗ. Каждая юридическая дисциплина, которая преподается в наших стнах, обязательно одной из тем имеет негативную оценку коррупции и возможности борьбы, противостояния ей во всех сферах, в том числе образовании. Поэтому нам думается и хочется верить, что наши ребята получают и профессиональную подготовку, и соответствующее воспитание неприятия коррупции.
Я бы не стала говорить, что во всех ВУЗах берут взятки. Это неправильная оценка. Надо быть объективными. Конечно, это еще характерно, наверное, для каких-то ВУЗов. Но говорить, что во всех ВУЗах берут взятки, принципиально неверно.
С нарушениями, конечно, надо бороться. Это требует усилий и со стороны ВУЗа в выстраивании системы противодействия коррупции, и это, конечно, проблема на министерском уровне. Но принципиально неверно сидеть и ждать, когда министр начнет бороться, а самому пока брать взятки. Начинаем с себя. Если в ВУЗе создана система, которая вам просто не позволит допускать такого рода нарушения, то это исключает негативные факторы и обстоятельства. Поэтому мы сейчас предпринимаем максимум усилий, чтобы сделать процесс обучения прозрачным, понятным, чтобы и дети, и родители могли контролировать то, как идет процесс обучения. И эта ответственность налагается и на преподавателя, и на администрацию ВУЗа.
10.03.2015
Позднее об этом
-
12 комментариев
В сфере образования нет места коррупции
В нашей лаборатории антикоррупционной политики и экспертизы МИГСУ РАНХГС при Президенте РФ на протяжении двух лет был проект, посвященный коррупции в сфере образования.
10.03.2015
Коррупция это латентное явление. Очень трудно определить его точные финансовые показатели. Я думаю, что любые цифры на эту тему абсолютно приблизительные, может быть, спекулятивные, прогнозируемые. С полной точностью говорить о том, каков оборот коррупционных средств в сфере образования нельзя, нет научного обоснования.
У коррупции в сфере образования своя история. Она берет начало в советское время, когда вдруг стало принято дарить подарки, подношения делать школьным учителям, в ВУЗах. Потом начались поборы. Это вошло в плоть и кровь многих учебных заведений во время кризиса 90-х годов. И тогда было моральное обоснование, что учитель мало получает, и это на самом деле было так, и это была своего рода компенсация, которая и с точки зрения существования людей оправдывалась, и обществом не осуждалась. Потом этот процесс стал трансформироваться, время стало меняться, новые деньги пришли в сферу образования. Мы увидели, как и во многих других сферах, что есть «богатые» и «бедные». Там, где был доступ к распределению бюджетных средств, была коррупция верхушечного типа. Те, кто работал с родителями, с детьми, вымогал какие-то мелкие подношения, хотя, если сложить эти мелкие подношения, то суммы, которые требовали от родителей, наверное, выливались в гигантские размеры незаконного оборота денег.
Научное исследование, научное знание может быть востребовано, а может быть невостребовано. Мы готовим свои научные материалы, направляем их в заинтересованные ведомства, мы взаимодействуем с этими ведомствами. Кстати, по проблеме коррупции в сфере образования наша лаборатория вместе с Общественной палатой, провела общественное слушание, вызвавшее большой общественный резонанс. Благодаря членам общественной палаты, мы смогли подключиться к регионам, к Хакассии, к Новосибирску, своего рода российское обсуждение произошло. Мы еще к неожиданному выводу пришли, что одно дело, говорить об этом на федеральном уровне и другое дело, на региональном уровне в каком-нибудь маленьком городе или поселке. Там люди стремятся на эту тему вообще не говорить. Если ты будешь поднимать этот вопрос, если будешь на эту тему обращаться, то самые разные последствия для этого конкретного человека могут быть.
Не тема и не цель научного исследования кого-то посадить. Функция ученого, который наблюдает и анализирует, в том, чтобы показать, что в обществе происходит. Если это какое-то социальное заболевание, то наша ответственность в том, чтобы дать какой-то совет, как избежать плохого, как избежать худшего. У нас небольшой творческий коллектив, представляющий разные направления. Наш рецепт был следующим: невозможно добиться очищения какой-то одной сферы, если все остальное этим поражено. Очень многое зависит от того, каково положение общества в целом. Если мы беремся всерьез противодействовать коррупции, очень многое в плане того,чтобы дать обществу образец, в руках органов власти. Пример должен идти от органов власти. В свое время на конференции я познакомилась с нобелевским лауреатом из-за рубежа, химиком. И вот он предавался рассуждениям о том, как велика роль государственного управления, что часто говорят, что народ имеет того правителя, которого заслуживает. Нет, говорил этот умный человек, очень часто правительство в ответе за то, каким сконструировано то или иное общество, какой пример подается этому обществу. Так вот органы власти, если хотят добиться очищения данной ситуации, должны нести свою ответственность.
Если мы посмотрим на то, как сейчас развивается законодательство за рубежом, мы можем увидеть очень интересную вещь. Достигается своего рода равновесие ответственности. Вот ты, обличенный должностью человек, совершил что-то – тебе наказание. Но и ты, простой гражданин, который был вовлечен в эти отношения и тоже что-то неправедное сделал, ты тоже должен понести ответственность.
Самая главная рекомендация, которая могла бы быть сегодня дана, должна быть следующая – общая ответственность. Общая солидарность общества и государства (власти) на уровне базовых оснований. Этой базой у нас является система образования. От того, как эта система выглядит, как она развивается, как люди себя в этой системе чувствуют, зависит будущее.
Нам сейчас не становится не лучше, не хуже, заболевание меняется. Раньше была грубая наглая вымогательская коррупция. А сейчас она перешла в другое качество. Раньше на каждом углу в метро продавали дипломы, сейчас нет этого. Зато мы видим неэффективные ВУЗы, которые, собственно, занимаются, наверное, тем же самым. Мы имеем дело со сложным социальным явлением, которое все время трансформируется. Сегодня это один формат, завтра другой. И я предполагаю, что мы сегодня должны говорить о том, что система образования не сама себя создает в полной мере. Я работаю в высшей школе, мне трудно понять, где начинается платность и кончается бесплатность. В какой степени я завишу от денег родителей учеников и студентов, которые сами платят за свое образование. Где тут место государству, сколько оно дает на систему для того, что бы мы развивались? Очень многое зависит от того, имеет ли преподаватель авторитет. Одно дело, когда вы на рабочем месте достигаете какого-то успеха, и совсем другое, когда в аудитории я вам передаю знания, и вы чувствуете, что добились нового интеллектуального результата. Это очень личный процесс. Это процесс, когда мы напрямую с вами связаны, руку друг другу протянули. И вот нужно, чтобы этот прямой человеческий контакт оставался без коррупции.
Ранее об этом
-
12 комментариев
Коррупцию в образовании порождает низкая ценность знаний в обществе
Коррупция в сфере образования видна, и ее гораздо легче вскрыть, чем в других сферах. Конечно, безопаснее и проще гоняться за учителями, чем за бандитами или крупными финансовыми олигархическими группами.
06.03.2015
В школах сейчас проходит колоссальное число проверок. Не бывает недели, чтобы в образовательную организацию не пришла проверка, а то и несколько: и прокуратура, и Счетная палата, и Роспотребнадзор, и МЧС, и пожарные. Постоянно в замкнутых организациях - в школах, в детских садах - присутствует проверяющий. Такое ощущение, что это самая коррупционная сфера. И поэтому так много говорят о коррупции в образовании, в том числе, потому что там постоянно находится проверяющий.
На мой взгляд, коррупция в образорвании, как это ни парадоксально прозвучит, связана с низкой ценностью собственно знаний в стране. Поскольку нужны не знания, а корочки, дипломы, аттестаты, свидетельства о сдаче ЕГЭ, то и коррупционный рынок растет. Знания купить нельзя, а аттестат или какой-то другой диплом можно купить. Карьера, уровень заработной платы, социальный статус слабо связаны с уровнем образования, но сильно завязаны на формальном предъявлении корочек.
С одной стороны, проводится карательная политика по отношению к школам и детским садам, которая, мне кажется, уже достигла своего предела. Уже детьми некогда заниматься. Отчеты, проверки, надзор, контроль и т.д. А с другой стороны, говорят, что выросла коррупция. Одно из двух. Либо эти проверки неэффективны, либо «стреляют не там».
Комментарии