ОНФ на рынке школьного питания выявил картельные сговоры в 42 регионах

Школьное питание – одна большая и болезненная проблема. Это глобальная отрасль, которая, к сожалению, сейчас централизованно не управляется. В результате исследования ОНФ выявлены картельные сговоры в 42 регионах – это когда производители питания договариваются и условно делят себе города и районы. В итоге услуги обеспечения питания оказываются по максимально высоким ценам, ведь никакой конкурентности при выборе поставщика здесь нет. От этого страдает качество, потому, что с каждым годом аппетиты предпринимателя растут, в отличие от цен. И они начинают бессовестно экономить на всём. Есть компании, которые на аукционах занижают цены, а потом тоже экономят на качестве, что делать в принципе нельзя.

Это только часть проблем в огромной отрасли, которая осталась, по сути, бесхозной. В неё входят и школьное питание, и больничное. Сейчас сложилась практика, когда регионы берут управление этой отраслью на себя, но эксперты на форуме в Сочи докладывая Президенту о ситуации, просили, чтобы он дал поручение начать разбираться и наводить в этой сфере порядок, потому, что это только на первый беглый взгляд кажется, что все там неплохо. Ну, бывают сообщения об отравлениях, сейчас обещают, что денег дадут больше, но, это не выход из проблемы, учитывая, что в стране десятки тысяч учреждений социального питания, и там есть вопросы с соблюдением санитарных норм, с тем, что льготники питаются с остальными детьми в одних и тех же столовых, но гораздо хуже, то есть ущемлены в правах. Да и льготы бывают разные.

ОНФ очень внимательно следит за тендером министерства просвещения по мониторингу системы питания в школах, который специалистов фронта очень удивил. ОНФ проводил огромную работу со всеми видами экспертов и подготовленный доклад «Про питание» был передан в Минпрос, его результаты неоднократно доводились до руководства министерства, поэтому большой вопрос, что нового можно найти. Тем более что контракт выиграла компания, которая не очень специализируется на этой теме. Если  Народному фронту с экспертами во всех отраслях и регионах потребовалось два года, чтобы понять, что там происходит, то как это сделает какая-то компания, совершенно не понятно. Скорее всего, Министерство просвещения потратит 7 миллионов рублей зря.

11.10.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Школьное питание планируют усилить двумя законопроектами. Первый предполагает поправками в ФЗ «Об образовании» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обеспечить учеников начальных классов горячим и здоровым питанием. Второй должен изменить правила закупки школьного питания. Для этого планируется внести изменения в закон «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд».

    Горячая тема


    Насколько тема горячего питания является «горячей» можно понять, просто прочитав заголовки новостей. Только за месяц: рис с червями в Липецкой школе, гнилые овощи и кишечная палочка в школах Воронежа, отравление детей в Новосибирске, в Белгородской школе вместо миксера использовали перфоратор, в Пскове раскрыли картельный сговор на рынке школьного питания. И это после стольких вспыхнувших скандалов, разборов полётов, показательных увольнений и представительных совещаний. В итоге Минпрос понял, что систему надо менять в принципе, а не частями. И на семь миллионов закатил конкурс для «формирования единой концепции модели системы организации горячего питания» школьников в России. Победитель должен представить анализ российского законодательства в этой сфере и лучших образцов систем питания в регионах.

    Не докладывают мяса…

    В России примерно 15 миллионов детей в школах. Горячее питание раз в день получают только 63,8 %, еще 25,7 –двухразовое питание. В зависимости от финансирования один регион «кормит» ребёнка на четыре рубля (!) в день, а другой – на 155. При этом не факт, что эти деньги попадают в тарелку школьнику. Как показывают проверки, подрядчик выигрывает аукцион, снижая цену вполовину, а потом экономит на всём. Поэтому зачастую вместо мяса в блюде жир, вместо рыбы в котлете – перемолотые рыбные кости. Вместо говядины по меню – только курица, а вместо творога – творожная масса. О составе сосисок и сливочного масла и говорить не стоит. Не докладывают и недоливают при этом от 10% до 25% от нормы.

    Кормить «как положено»?

    Предлагается для обеспечения горячим питанием учеников начальных классов выделять субсидии из федерального бюджета, меню разрабатывать не абы как, а в соответствии с СанПиНом. Питание будет закупаться исключительно с помощью проведения конкурса с ограниченным участием. Для предприятия обязательно будет наличие финансов для выполнения контрактов и сотрудников нужной квалификации. Намерения благие, но станет ли всё так безоблачно, как предполагают, если не будут прописаны прозрачная методика расчета цены питания и объема дотаций с учетом территориальных особенностей, а также нормативы затрат на школьный рацион? И что первично: размер субсидий или рацион? Может, стоит, сначала определить меню в зависимости от возраста и состояния здоровья детей, а потом уже его рассчитывать? Ведь самый лучший показатель здесь – пустые тарелки. Если еда не будет разнообразной и вкусной, все эти мероприятия бесполезны. Не принимать же потом закон об обязательном съедании горячего питания?
    Написал П. В. (аdmin) 07.10.2019 18:00
  • В некоторых случаях надо дойти до абсурда, чтобы понять необходимость изменений. Ситуация с регулированием общественного питания в целом, в том числе дошкольного и школьного, близка к такому состоянию. Поэтому дальше ухудшаться уже некуда, вся надежда на качественный перелом.

    Проект нового СанПиНа по питанию детей общественность пока не видела. Хотя это норматив не только для тех, кто детей кормит, но и для родителей, которые платят за питание своих детей. Следовательно, этот документ должен широко обсуждаться, а не быть предметом дискуссий экспертов и узких специалистов. Родитель должен иметь возможность проверить, чем и как кормят ребенка, что он получает за уплаченные деньги.

    Задача, которая сейчас обсуждается: кормить детей так, чтобы это было вкусно, полезно, безопасно и сытно, реальна. Но не в том подходе, который до последнего времени доминировал. В советские времена была такая практика «общества чистых тарелок». Чистая тарелка и относительно пустой бачок с отходами после приема пищи – лучший показатель качества питания. А вот относительно того, что в этой тарелке лежало и как – нужно вести работу. Можно приготовить по СанПиНу и правильно, но на бачке с отходами, что называется, крышка не налазит. Целью всей этой системы является сытый и здоровый ребенок, как следствие такого питания. А не просто прогон денег по всей системе с тем, чтобы выбросить еду на помойку. 


    Дальше...
    Написал Чернигов Владимир (Владимир Чернигов) 11.10.2019 11:59
  • Школьное питание – одна большая и болезненная проблема. Это глобальная отрасль, которая, к сожалению, сейчас централизованно не управляется. В результате исследования ОНФ выявлены картельные сговоры в 42 регионах – это когда производители питания договариваются и условно делят себе города и районы. В итоге услуги обеспечения питания оказываются по максимально высоким ценам, ведь никакой конкурентности при выборе поставщика здесь нет. От этого страдает качество, потому, что с каждым годом аппетиты предпринимателя растут, в отличие от цен. И они начинают бессовестно экономить на всём. Есть компании, которые на аукционах занижают цены, а потом тоже экономят на качестве, что делать в принципе нельзя.

    Это только часть проблем в огромной отрасли, которая осталась, по сути, бесхозной. В неё входят и школьное питание, и больничное. Сейчас сложилась практика, когда регионы берут управление этой отраслью на себя, но эксперты на форуме в Сочи докладывая Президенту о ситуации, просили, чтобы он дал поручение начать разбираться и наводить в этой сфере порядок, потому, что это только на первый беглый взгляд кажется, что все там неплохо. Ну, бывают сообщения об отравлениях, сейчас обещают, что денег дадут больше, но, это не выход из проблемы, учитывая, что в стране десятки тысяч учреждений социального питания, и там есть вопросы с соблюдением санитарных норм, с тем, что льготники питаются с остальными детьми в одних и тех же столовых, но гораздо хуже, то есть ущемлены в правах. Да и льготы бывают разные.

    ОНФ очень внимательно следит за тендером министерства просвещения по мониторингу системы питания в школах, который специалистов фронта очень удивил. ОНФ проводил огромную работу со всеми видами экспертов и подготовленный доклад «Про питание» был передан в Минпрос, его результаты неоднократно доводились до руководства министерства, поэтому большой вопрос, что нового можно найти. Тем более что контракт выиграла компания, которая не очень специализируется на этой теме. Если  Народному фронту с экспертами во всех отраслях и регионах потребовалось два года, чтобы понять, что там происходит, то как это сделает какая-то компания, совершенно не понятно. Скорее всего, Министерство просвещения потратит 7 миллионов рублей зря.


    Дальше...
    Написал Алексеев Валерий (Валерий Алексеев) 11.10.2019 13:21
  • Бесплатного школьного питания не бывает в принципе: родители в любом случае за него платят, даже если оно льготное. Финансирование питания социально незащищенных групп населения осуществляется за счет бюджетных средств, дотаций, а бюджеты формируются за счет налогоплательщиков. Но бесплатно, т.е. за счет бюджетных средств питается мизерное количество детей, как правило, в начальных классах. Стоимость разнится в зависимости от региона. В Москве это одна сумма, она может доходить до 200-240 рублей в день, в регионах эта сумма может быть ниже, но не сильно.

    А вот размер дотаций из бюджета серьезно разнится от региона к региону. По нынешнему законодательству организация питания школьников отдана на откуп субъектам Федерации, и финансирование этого осуществляется, как из муниципальных средств, так из региональных, и частично где-то из федеральных. В Татарстане на питание ребенка в день выделяется из бюджета 8 рублей, в Липецкой области – 20 рублей в день. Понятно, что на эти деньги накормить ребёнка невозможно. И основную нагрузку несут бюджеты семей. Эта ситуация ненормальная для развитого государства, поэтому этот вопрос должен решаться на федеральном уровне, за реализацию вопросов питания детей в садах и школах должна отвечать одна федеральная структура. Сейчас имеет место межведомственное взаимодействие, этим занимается и Минпрос и Минздав и Минсельхоз, кто только не участвует, и в случае чего все друг на друга пальцем показывают и крайних не найти. 

    За червячков в рисе в тарелках у школьников должен отвечать поставщик питания, та компания, которая выиграла тендер, конкурс на организацию питания в конкретном детском саду или в школе. Но с другой стороны, и директор учебного заведения несет ответственность за эти вопросы. Поэтому во всех образовательных учреждениях существуют ответственные за питание: это либо учителя, либо медицинские работники, назначенные приказом директора следить за качеством блюд, за организацией процесса, чтобы поставщик, который обеспечивает это питание, выполнял все в соответствии с требованиями нормативных документов, а т.ч. СанПиНов.

    Существуют санитарные нормы и требования потребления детьми в сутки витаминов, белков, жиров, углеводов, к качеству и безопасности продукции, но не везде они соблюдаются. Бывает так, что детей кормят однообразно, несбалансированно, не качественно.
    Для нашей системы образования характерным в советское время школьное питание было организовано в соответствии и с диетическими столами, особенностями детей по медицинским показателям, и т.д. Были тогда диет-сёстры, диетстолы, отдельное питание для детей с особенностями работы пищеварительной системы, сейчас этого зачастую нет вообще. После развала Союза, смены государственных ориентиров, целей и задач, сейчас  иногда создаётся впечатление, что перед госструктурами стоят какие-то другие цели и задачи, которые не вяжутся и расходятся с интересами людей. 


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 11.10.2019 13:29
  • да никто ничего не сделает! как жили с такими тупыми понятиями так и бдуем жить
    Написал luc4luch 16.10.2019 09:58
  • Валерий Алексеев Валерий Алексеев

    Руководитель проекта Общероссийского Народного Фронта «За честные закупки»

    Эксперт