Высшее образование уже не дает самого главного: дисциплины мышления

Высшее образование в России находится в фазе кризиса, и дело даже не в Болонской системе, от которой принято решений уйти. Заключается он в том, что, если раньше работодатель, принимая сотрудника с высшим образованием, был уверен, что у него есть дисциплина мышления, которая необходима при решении профессиональных задач, то теперь этой важнейшей составляющей нет. 
Раньше люди сами учились, писали дипломы, и были вынуждены освоить это мышление, а теперь любое обучение – это умение компилировать благодаря компьютерам и интернету. В этой связи работодателю уже не интересен специалист с высшим образованием: непонятно, чем он лучше остальных. Согласно последним исследованиям 50% работодателей не требуют диплома о высшем образовании. 
Для достижения профессиональных высот нужны и фундаментальная база знаний и мобильность – их нельзя отделять друг от друга. Фундамент знаний позволяет человеку расти профессионально, выше, чем тот, кто таким ресурсом не обладает. Поэтому молодым людям сейчас важно понимать, зачем они идут в вуз: просто получить «корочку» или научиться мыслить, чтобы потом по-другому жить.    

29.07.2022

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • На рынке труда во все времена была востребована способность человека адаптироваться к новым условиям работы. Не секрет, что подготовить специалиста к рабочему месту, под все требования работодателя не может ни один вуз, ни одно техническое училище. Все равно новому сотруднику приходится на месте осваивать специфику этого рабочего места. Все зависит от того, дали ли ему в учебном заведении базу знаний, научили его самообучаться, использовать различную необходимую для профессиональной реализации информацию. Если такие навыки у выпускника имеются, значит, учебное заведение справилось со своей задачей.
    Ответ на вопрос о том, нужна ли какая-то серьезная фундаментальная подготовка, дает практика рынка труда: невозможно получить специальность на всю оставшуюся жизнь. Человек так или иначе будет двигаться по рынку труда либо в рамках конкретного сектора, либо переходить из одного сектора в другой. Так устроена экономика, так устроена жизнь. Поэтому, если человек имеет хорошую базу, данную либо вузом, либо колледжем, он может абсолютно спокойно чувствовать себя на рынке труда.
    Потребность в конкретных специальностях зависит от конъюнктуры рынка. В настоящий момент, например, наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения. Их подготовить за короткий срок не получится – специфика подготовки врачей предполагает длительный процесс обучения, ординатуры и практики под надзором. В рабочих профессиях плечо подготовки намного короче – от полутора до двух лет. И в этом случае будет адаптивный период у работодателя.  По поводу технических специальностей был спор: надо ли их готовить четыре года, или по советским правилам пять лет, в итоге специалитет все равно остался – все понимают, что хорошего инженера за четыре года подготовить невозможно. Необходимы пять лет и еще год его профессиональной доводки на рабочем месте. Таким образом, нет единого стандарта, под каждую задачу необходимы свои временные рамки подготовки профессионалов.      


    Дальше...
    Написал Сафонов Александр (Александр Сафонов) 29.07.2022 09:55
  • По данным Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования спрос на высшее образование не падает. Стремление дать его детям превалирует в российских семьях, другое дело, что получить его не всегда становится возможным в последнее время. Количество бюджетных мест ограничено, высок порог поступления – на иные факультеты в топовые вузы даже стобальники не могут поступить. Для этого необходимо иметь дополнительные плюсы в виде успехов на олимпиадах, спортивные достижения – т.е. по факту необходимо портфолио. Не все это могут. Кстати, неслучайно в топах устремлений выпускников именно государственные вузы, а не частные. Как показала практика, даже самые престижные и модные частные учебные заведения дают весьма среднее качество знаний.
    Поэтому все чаще выпускники выбирают для себя траекторию среднего профессионального образования во многих случаях с последующей перспективой получения высшего образования. С точки зрения жизненных перспектив оно по-прежнему нужно человеку для того, чтобы достичь определенного успеха. Причем, по большому счету, учеба в вузе дает не только профессиональную реализацию, но и личную. Крепкие семьи, династии на многие поколения возникают со студенческой скамьи.    


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 29.07.2022 09:50
  • Выбор места получения высшего или среднего профессионального образования диктуется запросом не только самих выпускников, но и потребностями региона. Поэтому, прежде всего при выборе специальности дети ориентируются на своих родителей и близкую среду, но немаловажно и влияние школьных наставников. Ранняя профориентация, во время которой дети могут попробовать себя в разных направлениях деятельности, в разных профессиях, поможет им открыть в себе те или иные способности, увидеть свое место в жизни. И это не обязательно вуз. Сегодня московские колледжи дают великолепное образование. Просто нужно на ранних стадиях детей знакомить с этими возможностями, проводить массу экскурсий, встречаться с преподавателями колледжей, дать возможность детям что-то сделать руками.   


    Дальше...
    Написал Ильичёва Ирина (Ирина Ильичёва) 29.07.2022 09:44
  • Высшее образование в России находится в фазе кризиса, и дело даже не в Болонской системе, от которой принято решений уйти. Заключается он в том, что, если раньше работодатель, принимая сотрудника с высшим образованием, был уверен, что у него есть дисциплина мышления, которая необходима при решении профессиональных задач, то теперь этой важнейшей составляющей нет.
    Раньше люди сами учились, писали дипломы, и были вынуждены освоить это мышление, а теперь любое обучение – это умение компилировать благодаря компьютерам и интернету. В этой связи работодателю уже не интересен специалист с высшим образованием: непонятно, чем он лучше остальных. Согласно последним исследованиям 50% работодателей не требуют диплома о высшем образовании.
    Для достижения профессиональных высот нужны и фундаментальная база знаний и мобильность – их нельзя отделять друг от друга. Фундамент знаний позволяет человеку расти профессионально, выше, чем тот, кто таким ресурсом не обладает. Поэтому молодым людям сейчас важно понимать, зачем они идут в вуз: просто получить «корочку» или научиться мыслить, чтобы потом по-другому жить.


    Дальше...
    Написал Ткаченко Руслан (Руслан Ткаченко) 29.07.2022 09:37
  • Работодатели обращают внимание на все составляющие данных соискателя и на базовое образование, и на компетенции и на дополнительные знания. Как правило, если человек получил высшее образование, при собеседовании проявляется системность знаний, кругозор, развитое мышление, основы логики. При отсутствии высшего образования эти навыки прослеживается гораздо реже. В этой связи работодатели зачастую отдают приоритет при выборе кандидата, обладающего дипломом вуза, в идеале – по профильной специальности. Такому сотруднику можно поручать многие сложные задания, будучи уверенным, что он с ними справится, найдет правильное решение. 


    Дальше...
    Написал Ибрагимова Нурида (Нурида Ибрагимова) 29.07.2022 09:34
  • Высшее образование – это лучшая инвестиция в будущее или напрасная трата денег и времени? По опросам ВЦИОМ, последние годы более 60% россиян считают, что и без пяти лет учебы можно сделать удачную карьеру. Кроме того, по данным портала HeadHunter и Росстата, 40% россиян не работают по полученной в вузе специальности, а 20%, поработав некоторое время, перешли в другую отрасль – вместе получается те же 60%. Руководство системы высшего образования и социологи всполошились и стали выяснять: тому виной социально-экономические, правовые или иные проблемы и как в таком случае охватывать новые поколения знаниями – высокотехнологичная экономика требует высокообразованных специалистов.

    Излишняя статичность

    В первую очередь спросили у самих виновников переполоха, что их не устраивает в высшем образовании. Как выяснилось, в первую очередь то, что оно не дает практических навыков (преподают теоретики), оторвано от жизни и прогресса, при этом сроки обучения и затраты большие. Примерно те же ответы россияне дали на вопрос, почему не работают по специальности: профессия устарела, факультет был выбран не по душе, захотелось перейти в другую сферу, в т.ч. после декрета, хобби стало новой профессией. То, есть, по большому счету, озвучены претензии не столько к качеству образования, сколько к его негибкости, неприспособленности к стремительно меняющемуся ритму жизни, в которой главной стала возможность самореализации.

    Успеть за прогрессом

    Что получается в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ»: захотел физик-ядерщик стать айтишником – изволь еще проучиться 4 года на бакалавриате или 5 лет на специалитете или 4,5 года на заочном отделении бакалавриата. При неоконченном высшем для этого необходимо отучиться хотя бы 2-3 года на бакалавриате или специалитете с оценками не ниже «тройки». Имея диплом о высшем или среднем профессиональном образовании можно, конечно, пройти профессиональную переподготовку, но согласно ч. 10 ст. 60 закона такой диплом документом о высшем образовании не является.
    И вот тут у граждан и ряда специалистов в сфере образования возникает вопрос: почему? В чем сложность оставить базовое классическое образование для естественнонаучных специальностей, медицины и других фундаментальных профессий, а прикладные, в большей части гуманитарные, даже в статусе первого образования, перевести в разряд экспресс-образования, сроком 1-2 года, оставив в курсе только базовые дисциплины, с обучением в самих вузах или специальных сертифицированных учебных центрах? Упростить поступление и обучение и поощрять получение новых специальностей – последовательно или параллельно. И в выигрыше будут все – и народное хозяйство, и вузы, и, главное, сами люди?
    Написал П. В. (аdmin) 25.07.2022 16:57
  • Руслан Ткаченко Руслан Ткаченко

    Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала»

    Эксперт