У заключенных «Гуантанамо» отобрали рисунки

У заключенных «Гуантанамо»  отобрали рисунки

Анн де КОНЕНК

Slate

Пентагон решил, что находящиеся в тюрьме «Гуантанамо» заключенные больше не являются собственниками своих художественных произведений. Это изменение в тюремных правилах ставит под сомнение успешный проект, начатый в 2008 году.

Американская тюрьма «Гуантанамо» была открыта администрацией Буша осенью 2011 года в ответ на теракты, произошедшие 11 сентября, и представляет собой зону «вне права». Тюрьма находится на военной базе на Кубе, вне досягаемости законов, действующих в США. Содержащиеся здесь заключенные, которых именуют «вражескими противниками» (enemy combatant), не обладают никакими правами.

И вот очередное ограничение. Отныне, как сообщает газета Miami Herald, заключенные не являются даже собственниками создаваемых ими самими произведений искусства. Оставшиеся в тюрьме арестанты (41 человек) только что потеряли всякие права на картины, рисунки, скульптуры, которые они создавали, в пользу американских властей. Отныне все эти произведения искусства принадлежат США, которые вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. Это решение Пентагона стало полнейшей неожиданностью, как для самих заключенных, так и для их родственников, адвокатов и различных общественных организаций.

Успешная инициатива

Абсурдная и удивительная история этих работ берет начало в 2008 году, когда началась избирательная кампания Барака Обамы. Во время этой кампании будущий президент обещал закрыть эту тюрьму (это обещание он так и не выполнил), и тюремные власти, с целью облегчить положение заключенных, разрешили им брать уроки искусства.

Естественно, был наложен ряд ограничений. Например, карандаши, цветные ручки или кисточки не должны были содержать никаких металлических частей, которые могли быть использованы в качестве оружия. Сначала такие занятия проводились один раз в неделю, и заключенные могли заниматься творчеством только в это время. Власти тщательно изучали рисунки, чтобы удостовериться, что в них не скрыты закодированные сообщения. Со временем эти курсы стали очень популярны среди заключенных, они способствовали снижению напряженности. Тогда было разрешено продолжать работу в камерах. Несомненный успех.

Журналистка Кэрол Розенберг, хорошо знакомая с порядками тюрьмы «Гуантанамо», рассказывает, что преподаватели демонстрировали копии работ, вывешивая их на стенах библиотеки. Посещавшим тюрьму журналистам было разрешено сделать фотографии выставленных работ. По ее словам, даже в тюремном бюллетене «Телеграмма» (сегодня уже не издающемся) была опубликована фотография, на которой изображен армейский офицер, любующийся «яркими картинами».

Примечательная выставка

Успех превзошел все ожидания. На организованной в нью-йоркском Колледже уголовного правосудия имени Джона Джея выставке под названием «Ода морю: искусство из залива Гуантанамо» было представлено 36 работ, привлекших большое внимание. Организатор этого проекта профессор искусствоведения Эрин Томсон надеялся, что эта выставка поможет изменить отношение к заключенным «Гуантанамо».

Работы с помощью Международного Красного Креста официально были вывезены из «Гуантанамо» и при посредничестве адвокатов переданы семьям заключенных. Передача рассматривалась либо как подарок, либо как передача на хранение. Эта практика стала настолько распространенной, что администрация тюрьмы даже распечатала для адвокатов специальный формуляр, чтобы облегчить рассмотрение запроса на каждую картину. По номеру формуляра можно было отслеживать весь путь принятия решения. А вот сегодня уже ни одно произведение не покидает «Гуантанамо».

Из числа авторов произведений некоторые до сих пор находятся в заключении, например, Моат аль-Алви, Аммар аль-Балучи и Халид Касим. Некоторые уже освобождены. Так, Джамель Амезиант вернулся к себе на родину – в Алжир. Кое-кто был «перемещен» в третьи страны, согласившиеся их принять (к примеру, йеменец Мансур ад-Айфи проживает в настоящее время в Сербии).

Отражение тюремного заключения

Идея использования искусства как терапии, для лиц, находящихся в стрессовом или травмированном состоянии, не нова. Обучение живописи в «Гуантанамо» никогда не проводилось дипломированными преподавателями. О них вообще мало что известно. Самым первым учителем был некий суданец, проработавший один месяц. Затем он уступил свое место иракскому иорданцу, известному под именем Адам, который в течение довольно продолжительного времени обучал основам рисования и лишь затем позволил использовать краски и кисти.

Каталог выставки позволяет понять внутреннюю жизнь тюрьмы. Самые «старые» заключенные, некоторые из которых провели в «Гуантанамо» 15 лет, рассказывают, что поначалу здесь вообще ничего не было. Некоторые даже не только не знали, в какой стране они находятся, но даже на каком континенте. Лишь с прибытием новых заключенных и после того, как тюрьма «Гуантанамо» обрела мировую известность, они поняли, где их содержат. Затем были разрешены телевизоры, и узники смогли узнать, что творится за пределами тюрьмы.

«Свобода для всех»

Эта эволюция и отражена в картинах и рисунках, будь то драматические новости, такие как смерть маленького Айлана на турецком пляже или взрыв в Стамбуле около Голубой мечети. А некоторые черпают вдохновение из своей нынешней повседневности, изображая натюрморт, на котором обычные очки, лежащие на столе, или жизнь за пределами тюрьмы – например, сцена в ресторане, являющейся, вероятно, конечной мечтой о свободе.

Но самыми привлекательными темами остаются море, бесконечный океан, лодки… даже если все это остается наименее видимым для заключенных, запертых в зданиях, поверх которых установлены брезентовые тенты. Лишь изредка ураганы уносят прочь эти экраны. Как объясняет йеменец Мансур ад-Айфи, слова которого приводятся в каталоге выставки, море «означает свободу, которую никто не может ни контролировать, ни присвоить, свободу для всех».

В период с 2013 по 2015 годы из «Гуантанамо» были освобождены 41 человек, а из 41 оставшихся лишь 10 ожидают судебный процесс в военном трибунале, включая «мозговой центр» террористической атаки 11 сентября – Халида Шейха Мохаммеда. Остальным 31 заключенному, против которых не выдвинуты даже формальные обвинения, никакое судебное разбирательство не светит. Они просто должны ждать доброй воли со стороны американской администрации. После прихода в январе в Белый дом Дональда Трампа из «Гуантанамо» не было освобождено ни одного человека. Впрочем, это он и обещал во время избирательной кампании и обещание свое выполняет.

 

Перевод

Александра ПАРХОМЕНКО

 

На фото: картины узников «Гуантанамо».

 

01.12.2017

Информационно-правовой портал «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее об этом

  • В Гааге осужденный принял яд во время чтения приговора комментировать В Гааге осужденный принял яд во время чтения приговора

    Гаага (Нидерланды) – 29 ноября отставной генерал сухопутных войск Хорватии Слободан Праляк, признанный в 2013г. Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) военным преступником и приговоренный к 20-ти годам тюрьмы, услышав подтверждение этого приговора во время апелляционного рассмотрения, на глазах у всех присутствующих, перед десятками телекамер принял яд. Спустя несколько часов он скончался в больнице.

    01.12.2017

Ранее об этом

ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Умереть в Верховном суде - это не сложно? Умереть в Верховном суде - это не сложно?
    На заседании суда кассационной инстанции по уголовному делу руководителей "Волжской ипотечной корпорации" произошел случай, который заставляет всерьез задуматься: кто же отвечает за оказание первой помощи...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...