Федеральная палата адвокатов

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ

Адвокат в зале суда отказался представлять интересы лица по доверенности

Вызвало удивление Комиссии письмо судьи Приморского районного суда СПб в отношении адвоката Лаврентьевой О.Е.

В письме сообщалось о том, что 03.07.07г. в судебном заседании по гражданскому делу адвокат Лаврентьева О.Е. заявила об отказе от представления интересов О. по доверенности.

Действия адвоката, по мнению суда, противоречат ст.7 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и Кодексу профессиональной этики адвоката (КПЭА). Доверитель адвоката не уведомлял суд о прекращении действия его доверенности. Поэтому, реализуя право представителя на отказ от выданной доверенности, предусмотренное п.3 ч.1 ст.188 ГК РФ, адвокат Лаврентьева О.Е. действовала вопреки воле доверителя, выдавшего ей доверенность с определённым объёмом полномочий и желавшего участвовать в рассмотрении дела через представителя.

Кроме того, заявление адвоката Лаврентьевой О.Е. было сделано непосредственно в судебном заседании 03.07.07г., что лишило суд возможности выяснить мнение Охотникова Н.П. по данному вопросу и привело к очередному отложению рассмотрения дела.

Изучив материалы дисциплинарного производства, Квалификационная комиссия (Квалификационная комиссия АПСПб) отметила, что, располагая достоверной информацией о заболевании своего доверителя О., адвокат Лаврентьева О.Е. в судебном заседании 03.07.07г., заявила ходатайство об отложении слушания дела в связи с его отсутствием по уважительной причине. После вынесения судом постановления об отказе в удовлетворении ходатайства, адвокат Лаврентьева О.Е., руководствуясь волей доверителя (см. Заявление доверителя) и в соответствии с п.2 ст.188 ГК РФ отказалась от своих полномочий представителя по доверенности. Позиция адвоката и заявленное ею ходатайство было поддержано прокурором и слушание дела было отложено. Вместе с тем, она продолжала представлять интересы доверителя на основании ордера.

Квалификационная комиссия АПСПб обращает внимание на то, что позиция, высказанная судом в обращении в АП СПб, противоречит требованиям ст.188 ГК РФ, в соответствии с которыми действие доверенности прекращается в том числе вследствие отказа лица, которому выдана доверенность. Лицо, которому доверенность выдана, может во всякое время отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

Квалификационная комиссия считает необходимым еще раз разъяснить свою принципиальную позицию. Предъявление претензий к адвокату по качеству его работы, степени выполнения принятых адвокатом на себя обязательств - прерогатива доверителя. Лишь стороны соглашения на оказание юридической помощи знают, а в необходимых случаях закрепляют это в качестве условий договора, какие цели поставлены перед адвокатом, чем обусловлено его поведение в процессе. Поэтому оценка действий адвоката сторонним наблюдателем, пусть даже квалифицированным специалистом в области права, не может рассматриваться как основание для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, если конечно это не связано с нарушением адвокатом норм процессуального права, законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

С учётом изложенного и в соответствии с пп.2 п.9 ст.23 КПЭА Комиссия пришла к заключению о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действиях адвоката Лаврентьевой О.Е. нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и КПЭА.