Министерство юстиции Российской Федерации

Минюст России

Проект

 Проект

 
Основы государственной политики
в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу

 
I. Общие положения
1. Развитие и становление правового государства требует высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов, невозможно выполнение задачи инновационного развития российского общества.
2. В этой связи актуальна соответствующая реалиям нынешнего этапа модернизации российского общества стратегия формирования высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения в российском обществе.
3. Настоящие Основы определяют принципы, цели, основные направления
и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на период до 2020 г.
и дальнейшую перспективу (далее – государственная политика).
4. Государственная политика осуществляется в отношении населения Российской Федерации в целом, отдельных социальных групп и каждого гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания подрастающего поколения; преодолению правового нигилизма в обществе; обеспечению безусловного соблюдения закона в сфере государственной
и муниципальной службы, правоохранительной и судебной деятельности.
5. Субъектами государственной политики являются федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии
со структурами гражданского общества.
6. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций и частных лиц, чьи действия способствуют достижению целей государственной политики, и отказывает в такой поддержке любой деятельности, противоречащей целям государственной политики.
7. Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах
и пределах осуществления и защиты их конституционных и субъективных гражданских прав; доступ граждан к квалифицированной (в установленных законом случаях – бесплатной) юридической помощи; комфортные условия для осуществления социальной активности в соответствии с законом, отстаивания прав и охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке.
8. Государственная политика ориентируется на традиционные нравственные ценности, права человека и гражданина. Государственная политика обеспечивается комплексными мерами по противодействию любым формам экстремизма и любым формам поведения, посягающего на общественную нравственность
и правопорядок.
9. Государственная политика осуществляется одновременно с комплексом мер по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной и судебной деятельности, по пресечению
и искоренению коррупции и бюрократии.
10. Общее руководство реализацией государственной политики осуществляет Президент Российской Федерации.
II. Основные факторы, определяющие состояние
правовой грамотности и правосознания граждан

1. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества.
2. Существенным препятствием в решении этих масштабных социальных задач является низкий уровень правовой культуры и правосознания граждан России. Искажения правосознания проявляются как в элементарной правовой неосведомленности, так и в сознательном игнорировании закона.
3. Правовой нигилизм способствует девальвации подлинных духовно-нравственных ценностей и служит почвой для таких негативных социальных явлений, как пьянство, наркотизм, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая латентная преступность, социальная безответственность, ненадежность
в договорных отношениях, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательства на чужую собственность, самоуправство, самосуд и пр. Правовой нигилизм лежит в основе любых форм и видов преступной деятельности.
4. Особо опасной формой правового нигилизма стало пренебрежение законом в сфере государственной и муниципальной службы и в юридической практике. Это проявляется в умышленном уклонении от исполнения требований закона
и судебных решений в повседневной деятельности государственных
и муниципальных служащих; повсеместных фактах коррупции в исполнительной, законодательной и судебной власти. Широко распространена специализация частнопрактикующих юристов не на соблюдении законов, а на их нарушении, разработке схем уклонения от соблюдения установленного законом порядка различных видов экономической и иной социальной деятельности, коррупционном посредничестве.
5. Правовой нигилизм формируется и питается несовершенством действующего законодательства и практики его применения: огромным объемом, сложностью, внутренней противоречивостью и изменчивостью российского законодательства и, как следствие, его непонятностью для населения; избирательностью в применении норм права, отсутствием институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.
В российском обществе сформировалось устойчивое представление
о невыгодности следования предписаниям закона, неэффективности установленного законом порядка осуществления и защиты прав и экономических интересов и одновременно – о ненаказуемости в большинстве случаев противозаконного поведения.
6. Государственная политика исходит из того, что непосредственное влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания способны оказывать следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей, являющиеся основой формирования правовой культуры
и правосознания личности;
2) качественный уровень процессов воспитания и обучения
в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе направленных на закрепление и развитие основ правосознания в рамках обучения основам права;
3) широкое распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов в печатном, электронном, аудиовизуальном и иных видах, в том числе в средствах массовой информации, формирующих правовую грамотность и правосознание населения;
4) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
5) доступность и понятность оказываемых в системе государственной
и муниципальной службы услуг населению; доступ к правосудию, безупречность
и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
6) эффективная, высокопрофессиональная, строго соответствующая закону деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного
и справедливого наказания за нарушения закона;
7) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации
в стране, реализация в законодательстве принципа справедливости;
8) систематический и качественный мониторинг состояния законодательства в целях его оптимизации, устранения устаревших, фактически не применяемых, противоречащих вышестоящим нормативным актам норм, своевременной инкорпорации и кодификации законодательства;
9) систематический и качественный мониторинг правоприменения в целях выявления изъянов в действии законодательства, его неправильного понимания
и применения, пробелов в законодательстве; своевременное и обязательное использование результатов такого мониторинга в законотворчестве в виде дополнения или корректировки законодательства, в аутентичном и судебном толковании закона;
10) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства населения сферах жизни, соблюдение нормативных требований со стороны коммерческих структур, осуществляющих реализацию товаров и услуг; осуществление государственного и муниципального контроля за соответствием их деятельности законодательству;
11) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламы, направленная на создание
и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модели законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
III. Принципы государственной политики
1. Принципами государственной политики являются:
1) соответствие закономерностям развития правового государства
и гражданского общества;
2) законность;
3) демократизм;
4) гуманизм;
5) взаимосвязь с нравственным, патриотическим, трудовым, экологическим
и другими видами воспитания;
6) непрерывность и всеобщность;
7) обеспечение согласованного взаимодействия государства и гражданского общества;
8) последовательно упреждающий характер, нацеленность на раннее предупреждение правонарушений и на ограничение действия их нравственно-психологических причин и условий;
9) сочетание профессионализма юридического сообщества с активностью институтов гражданского общества;
10) финансовое обеспечение реализации задач государственной политики средствами федерального бюджета, сочетаемое с финансовой поддержкой частного сектора.
IV. Цели и основные направления государственной политики

1. Целями государственной политики являются формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление явлений правового нигилизма; наличие у населения базовых знаний о характере, способах и пределах осуществления и защиты конституционных и субъективных гражданских прав, свобод и охраняемых законом интересов, культуры совершения юридически значимых действий; создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; преобладание в общественном сознании идеи доброй совести и добропорядочности.
2. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
1) формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, являющейся основой для полноценной реализации государственной политики, эффективно защищающей права граждан в наиболее значимых для них областях;
2) наделение государственных органов полномочиями по осуществлению координации и организационно-методического обеспечения деятельности в сфере развития правовой грамотности и правосознания;
3) совершенствование деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленной на укрепление правосознания государственных и муниципальных служащих и развитие правовой грамотности граждан;
4) совершенствование деятельности правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка;
5) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения
в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения
в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, в том числе подготовки педагогических кадров, обеспечивающих получение знаний в области права;
6) преобразования в сфере культуры, массовой информации и рекламной деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой грамотности и правосознания граждан;
7) совершенствование системы высшего юридического образования посредством повышения качества подготовки специалистов по юридическим специальностям в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
8) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной государственной системы бесплатной юридической помощи;
9) правовое просвещение и правовое информирование граждан.
V. Меры государственной политики в области совершенствования законодательства и правоприменения
 
Мерами государственной политики в области совершенствования законодательства и правоприменения являются:
1) создание нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления основных направлений государственной политики, включая ведомственные нормативные правовые акты;
2) организация системного мониторинга действующего законодательства
с целью выявления его недостатков; масштабная ревизия законодательства
с отменой и признанием утратившими силу устаревших, фактически неприменяемых и не соответствующих закону нормативных актов; инкорпорация
и кодификация действующего законодательства;
3) усовершенствование процедуры нормотворчества, повышение качества юридической техники и содержания вновь принимаемых нормативных правовых актов;
4) организация системного и постоянного мониторинга правоприменения; своевременное реагирование на выявленные в ходе правоприменения недостатки путём корректировки, дополнения и толкования законодательства;
5) совершенствование правовых механизмов реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей.
VI. Меры государственной политики в области совершенствования государственной и муниципальной службы
 
Мерами государственной политики в области совершенствования государственной и муниципальной службы являются:
1) разработка и реализация унифицированных ведомственных программ систематической подготовки и переподготовки кадров государственной
и муниципальной службы с акцентом на пополнение ими объема правовых знаний и безусловное следование закону при выполнении служебных обязанностей; установление квалификационных требований к профессиональным навыкам
и знаниям по правовым вопросам различных категорий государственных
и муниципальных служащих в зависимости от их компетенции; проверка их соответствия указанным требованиям в ходе проведения аттестации;
2) разработка и реализация ведомственных программ систематического участия государственных и муниципальных служащих, занимающих должности, связанные с наличием и применением специальных знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной деятельности по пропаганде правовых знаний и законопослушания;
3) разработка и совершенствование унифицированных форм доведения до населения сведений о компетенции органов государственной и муниципальной власти, характере, содержании и особенностях оказываемых ими услуг населению; активное использование для распространения такой информации глобальной сети «Интернет»; создание единого портала информации о государственных
и муниципальных органах, их компетенции и услугах, а также информации юридического содержания, исходящей от государственных и муниципальных органов и адресованной населению;
4) устное консультирование государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию, граждан, обращающихся в данные органы;
5) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам силами государственных юридических бюро;
6) совершенствование правовых и организационных условий для открытого обсуждения деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, качества предоставляемых ими услуг; использование общественного мнения для оценки эффективности государственной
и муниципальной службы, перспектив ее совершенствования в направлении оправданного сокращения или расширения перечня государственных
и муниципальных услуг;
7) повсеместное внедрение инновационных технологий, позволяющих сделать доступной для граждан информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в целях контроля общества за их деятельностью.
VII. Меры государственной политики в области правоохранительной и судебной деятельности
 
Мерами государственной политики в области правоохранительной
и судебной деятельности являются:
1) усиление мер по повышению юридической квалификации сотрудников правоохранительных органов, совершенствование систем подготовки
и переподготовки кадров;
2) совершенствование ведомственных систем профилактики нарушений закона в служебной правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения примеров образцового исполнения служебного долга; ужесточение мер реагирования на факты нарушения сотрудниками правоохранительных органов норм закона и служебной этики;
3) расширение форм участия сотрудников правоохранительных органов
в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике преступности
и иных форм противозаконного поведения; регулярное обобщение
и распространение положительного опыта и методик работы правоохранительных органов по правовому воспитанию и просвещению;
4) обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе за счет совершенствования их официальных интернет-сайтов;
5) расширение взаимодействия правоохранительных органов
с общественностью в целях обеспечения открытости и гласности в их работе; использования экспертных мнений гражданского общества в служебной деятельности;
6) оптимизация формирования кадрового состава судейского корпуса, расширение практики назначения на должности судей юристов с опытом частной
и правозащитной деятельности; неукоснительное соблюдение требований
о безупречности профессиональной квалификации и деловой репутации кандидатов на должности судей; формирование традиции приобретения статуса судьи исключительно на вершине профессиональной карьеры юриста; постепенное внедрение практики участия населения муниципальных образований в процессе назначения на должности мировых судей;
7) совершенствование деятельности квалификационных коллегий судей; внедрение практики жесткого и принципиального реагирования на поведение, дискредитирующее правосудие, на факты судебных ошибок, принятия
не соответствующих закону судебных решений, нарушений судебной этики, совершенствование практики служебных расследований по таким фактам; применение новых адекватных форм корпоративного и общественного контроля соответствия судебных решений сформировавшимся стабильным тенденциям
и подходам в судебной практике, процессуального и неслужебного поведения судей и работников судов;
8) распространение практики медиативных процедур в целях формирования
у граждан представления о природе различных правоотношений, способах защиты своих прав и законных интересов, недопустимости злоупотребления правом;
9) продолжение и масштабирование политики гласности и открытости судебных разбирательств; внедрение адекватных форм разъяснительной работы судебных органов, призванной сформировать у населения понимание закона
и особенностей его применения, доверие к судебной практике и уверенность в ее справедливости и стабильности;
10) разработка комплекса дополнительных мер, направленных на пресечение любых форм неуважения к суду и противодействия судебной деятельности, в том числе в виде уклонения от участия в ней, умышленного затягивания судебных процессов, создания затруднений в установлении юридических фактов, фальсификации доказательств, противозаконного воздействия на других участников процессов и др.;
11) осуществление масштабной государственной политики, направленной
на совершенствование исполнения судебных решений; повышение прозрачности исполнительных производств, формирование доверия населения к государственной системе исполнения судебных решений, в том числе за счет повсеместного внедрения практики электронных торгов по реализации арестованного имущества, оптимизации системы его оценки, выработки практики по обращению взысканий на имущество аффилированных лиц должников, перешедшее к ним по сделкам, противозаконность которых установлена судом; обеспечение законности
и прозрачности в деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;
12) оптимизация судебной практики в целях обеспечения приоритета неотвратимости и соразмерности уголовных и административных наказаний над их жестокостью, широкого применения мер наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества, расширения возможностей для возмещения виновными в процессе исполнения наказаний причиненного гражданам, организациям
и государству вреда;
13) реформа пенитенциарной системы, направленная на усовершенствование режимов исполнения наказаний в виде лишения свободы; совершенствование дисциплинарных и воспитательных практик администрации пенитенциарных учреждений, дополнительные меры по ресоциализации осужденных;
14) сотрудничество правоохранительных и судебных органов со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях освещения позитивных примеров осуществления служебной правоохранительной и судебной деятельности
и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.

 

VIII. Меры государственной политики в области оказания квалифицированной юридической помощи

Мерами государственной политики в области оказания квалифицированной юридической помощи являются;
1) совершенствование процедуры допуска лиц к осуществляемой
на постоянной основе профессиональной деятельности по оказанию юридических услуг;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в области адвокатуры;
3) формирование в процессе реализации государственной политики культуры использования населением услуг адвокатов и нотариусов в повседневной деятельности;
4) выработка возможных форм участия адвокатов и нотариусов в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;
5) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам, являющимся пользователями государственных услуг, по вопросам подготовки пакетов документов, обеспеченных публичной достоверностью (в области регистрации объектов недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; оформления гражданства Российской Федерации, усыновления (удочерения), выдачи заграничных паспортов и т.д.);
6) введение практики участия нотариусов в осуществлении судебной деятельности за счет использования судами без дополнительного исследования установленных в процессе нотариальной деятельности юридических фактов определенных категорий.
 
IX. Меры государственной политики в области юридического образования и подготовки юридических кадров
 
Мерами государственной политики в области юридического образования
и подготовки юридических кадров являются
1) разработка и утверждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) "Юриспруденция", предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости
к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону;
2) совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также определения критериев оценки их деятельности;
3) разработка и внедрение в практику механизма общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, в том числе разработка системы показателей и критериев общественной оценки качества подготовки юристов;
4) выработка подходов к определению и формированию рейтинга образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;
5) определение порядка сдачи квалификационного экзамена, дающего право на занятие определенным видом юридической деятельности, в том числе разработка профессионального стандарта подготовки юристов для соответствующих должностей юридического профиля и критериев оценки для государственного квалификационного экзамена, дающего право на занятие определенным видом юридической деятельности;
6) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном
и региональном уровнях в специалистах с высшим юридическим образованием
до 2020 года;
7) развитие целевой контрактной подготовки юристов по государственному заказу на основе трехсторонних договоров, предусматривающей соответствующие меры ответственности выпускника за невыполнение принятых обязательств;
8) разработка перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;
9) разработка примерных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» в целях развития уровневого юридического образования;
10) распространение положительного опыта вузов по внедрению в учебный процесс юридических клиник;
11) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих подготовку юридических кадров, в том числе усиление требований к квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также выявление перспективной потребности юридического сообщества в установлении новых федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки
в области юриспруденции.
Х. Меры государственной политики в области образования
 и воспитания подрастающего поколения
 
Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения являются:
1) включение в примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
2) включение в примерную основную образовательную программу начального общего образования задач формирования основ гражданской идентичности личности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, уважения к окружающим; развития ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
3) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различных типов и видов, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования;
4) расширение использования метода школьной медиации в профилактике
и разрешении конфликтов на территории образовательных учреждений, работе
с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями, формирование культуры конструктивного поведения в конфликте, воспитание
в детях и подростках понимания роли права и правовых знаний в жизни человека, единства прав и обязанностей, недопустимости сознательного или неосознанного нарушения правовых и нравственных норм;
5) развитие правового образования и воспитания детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и детей: оставшихся без попечения родителей; инвалидов; с ограниченными возможностями по состоянию здоровья; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных условиях; жертв насилия; отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи);
6) включение учебного предмета «Право» в перечень обязательных дисциплин базисного учебного плана общего образования, а также включение
в основные профессиональные образовательные программы требований к знаниям в области правового обеспечения профессиональной деятельности;
7) разработка учебных курсов, включающих социальную практику
и правовое содержание, соответствующих образовательных программ, учебников, учебных и методических пособий;
8) формирование правовой культуры педагогов и системы подготовки педагогических кадров учебного предмета «Право», а также углубление профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по вопросам научно-методического обеспечения правового образования;
9) дальнейшее развитие демократического уклада жизни образовательного учреждения, предполагающее:
укрепление его гражданско-правовых основ и принципов;
развитие инфраструктуры гражданско-правового воспитания, существенное повышение роли внеурочного компонента в работе с обучающимися.
XI. Меры государственной политики в области культуры, массовой информации, организации эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности
 
Мерами государственной политики в области культуры, массовой информации, организации эфирного и кабельного вещания, рекламной
и издательской деятельности являются:
1) распространение уполномоченными субъектами государственной политики в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном
и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием; в сегменте социальной рекламы; в глобальной сети «Интернет» информационных продуктов, содержащих правовую информацию, пропагандирующих законопослушание, добросовестность в осуществлении прав
и обязанностей, уважительное и бережное отношение к чужим правам
и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий, телевизионных и радио каналов, интернет-сайтов;
2) создание, опубликование и широкомасштабное распространение цикла доступных для непрофессионального восприятия информационных материалов, предоставляющих населению базовые юридические знания и формирующих основы правовой культуры и правосознания;
3) разработка и реализация системы мер государственного стимулирования создания и публичного распространения произведений искусства, информационных материалов и рекламной продукции, пропагандирующих идею доброй совести и законопослушное поведение; информирующих население
о позитивных образцах административной, правоохранительной и судебной деятельности;
4) введение законодательного запрета публичного распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, прямо пропагандирующих противоправное поведение, нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду, и меры ответственности за такое распространение;
5) создание и постоянное пополнение за счет целевого финансирования
в общедоступных библиотеках фондов популярной юридической литературы.
XII. Меры государственной политики, осуществляемые
во взаимодействии со структурами гражданского общества
Мерами государственной политики, осуществляемыми во взаимодействии со структурами гражданского общества, являются:
1) выделение грантов и осуществление государством мер нематериального поощрения деятельности негосударственных организаций, создающих
и развивающих альтернативные государственным формы оказания бесплатной юридической помощи за счет собственных средств на условиях социального партнерства; в иных формах содействующих реализации государственной политики, в том числе поддержка информационной, творческой, издательской деятельности структур гражданского общества, осуществляемой в контексте настоящей государственной политики;
2) поддержка реализации Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», парламентскими партиями, Торгово-промышленной палатой, иными структурами гражданского общества гуманитарных проектов, в частности, по созданию в России сети центров юридической помощи гражданам с использованием общественных приемных парламентских партий, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; возможностей профессиональных юридических корпораций и юридических клиник высших учебных заведений.
XIII. Меры государственной политики организационного и методического характера
Мерами государственной политики организационного и методического характера являются:
1) наделение Министерства юстиции Российской Федерации полномочиями по координации, организационно-методическому обеспечению и контролю при осуществлении государственной политики;
2) определение конкретного круга субъектов деятельности по реализации государственной политики; их конкретных задач и полномочий, форм и методов их взаимодействия с органом, осуществляющим координацию государственной политики;
3) разработка ведомственных программ государственных органов, участвующих в реализации государственной политики;
4) разработка научного и методического обеспечения государственной политики с использованием достижений психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;
5) создание федерального координационно-методического совета
по вопросам развития правовой грамотности и правосознания граждан и его экспертной группы из представителей различных отраслей научных знаний, специалистов-практиков, представителей структур гражданского общества для проведения экспертизы и оценки проектов и инновационных предложений
по вопросам реализации государственной политики;
6) создание в Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации научного центра по вопросам правового воспитания, правового обучения и правового просвещения;
7) организация взаимодействия и сотрудничества субъектов государственной политики в работе по развитию правовой грамотности и правосознания граждан
с уполномоченными по правам человека, общественными палатами, общественными объединениями и движениями, политическими партиями, профсоюзами, правозащитными организациями, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» и другими институтами гражданского общества;
 8) выработка адекватных форм взаимодействия субъектов государственной политики с традиционными конфессиями, в том числе в форме заключения соглашений о социальном партнерстве;
9) создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики;
10) разработка в перспективе федеральной целевой программы правового информирования населения, предусматривающей комплекс мероприятий, требующих решения программно-целевым методом и осуществляемых в области формирования системы бесплатной юридической помощи.
XIV. Финансовое обеспечение государственной политики
 
1. Финансирование мероприятий государственной политики, в том числе связанных с созданием Правительством Российской Федерации государственных юридических бюро, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в пределах своей компетенции могут участвовать в осуществлении мероприятий государственной политики, используя для этого средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Для финансирования разработки информационных, методических материалов и осуществления иных мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан могут использоваться гранты.
4. Поощряется использование в целях реализации государственной политики средств частного сектора на началах социального партнерства.
 
XV. Этапы и сроки реализации государственной политики
 
1. Первый этап реализации государственной политики (2010 – 2012 г.г.) включает:
1) осуществление мер государственной политики организационного
и методического характера;
2) реализацию мероприятий государственной политики
по совершенствованию деятельности в областях законотворчества
и правоприменения, государственной и муниципальной службы, правоохранительной и судебной сферах, оказания квалифицированной юридической помощи, образования, подготовки юридических кадров;
3) реализацию мероприятий государственной политики в области культуры, рекламной и издательской деятельности, организации эфирного и кабельного вещания, массовой информации, в том числе создание правового сегмента
в печатных средствах массовой информации, учрежденных с участием государства, и в глобальной сети «Интернет»;
4) издание за счет грантов юридической литературы по правовому информированию населения и пропаганде правовых знаний;
5) создание системы бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам;
6) реализацию в рамках программ социального партнерства общественного проекта по созданию негосударственных центров бесплатной юридической помощи, а также мероприятий государственной политики, осуществляемых
во взаимодействии со структурами гражданского общества.
2. Второй этап реализации государственной политики (2013 – 2015 г.г.) включает:
1) разработку и утверждение федеральной целевой программы правового информирования граждан и начало её реализации;
2) продолжение осуществления мероприятий, начатых на первом этапе реализации государственной политики, с учетом достигнутых результатов. 
3. Ход реализации государственной политики после 2015 г. должен определяться исходя из результатов, достигнутых по итогам первого и второго этапов её реализации.