Министерство юстиции Российской Федерации
Минюст РоссииПроект
Проект
Основы государственной политики
в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу
I. Общие положения
1. Развитие и становление правового государства требует высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов, невозможно выполнение задачи инновационного развития российского общества.
2. В этой связи актуальна соответствующая реалиям нынешнего этапа модернизации российского общества стратегия формирования высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения в российском обществе.
3. Настоящие Основы определяют принципы, цели, основные направления
и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на период до 2020 г.
и дальнейшую перспективу (далее – государственная политика).
и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на период до 2020 г.
и дальнейшую перспективу (далее – государственная политика).
4. Государственная политика осуществляется в отношении населения Российской Федерации в целом, отдельных социальных групп и каждого гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания подрастающего поколения; преодолению правового нигилизма в обществе; обеспечению безусловного соблюдения закона в сфере государственной
и муниципальной службы, правоохранительной и судебной деятельности.
и муниципальной службы, правоохранительной и судебной деятельности.
5. Субъектами государственной политики являются федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии
со структурами гражданского общества.
со структурами гражданского общества.
6. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций и частных лиц, чьи действия способствуют достижению целей государственной политики, и отказывает в такой поддержке любой деятельности, противоречащей целям государственной политики.
7. Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах
и пределах осуществления и защиты их конституционных и субъективных гражданских прав; доступ граждан к квалифицированной (в установленных законом случаях – бесплатной) юридической помощи; комфортные условия для осуществления социальной активности в соответствии с законом, отстаивания прав и охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке.
и пределах осуществления и защиты их конституционных и субъективных гражданских прав; доступ граждан к квалифицированной (в установленных законом случаях – бесплатной) юридической помощи; комфортные условия для осуществления социальной активности в соответствии с законом, отстаивания прав и охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке.
8. Государственная политика ориентируется на традиционные нравственные ценности, права человека и гражданина. Государственная политика обеспечивается комплексными мерами по противодействию любым формам экстремизма и любым формам поведения, посягающего на общественную нравственность
и правопорядок.
и правопорядок.
9. Государственная политика осуществляется одновременно с комплексом мер по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной и судебной деятельности, по пресечению
и искоренению коррупции и бюрократии.
и искоренению коррупции и бюрократии.
10. Общее руководство реализацией государственной политики осуществляет Президент Российской Федерации.
II. Основные факторы, определяющие состояние
правовой грамотности и правосознания граждан
1. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества.
2. Существенным препятствием в решении этих масштабных социальных задач является низкий уровень правовой культуры и правосознания граждан России. Искажения правосознания проявляются как в элементарной правовой неосведомленности, так и в сознательном игнорировании закона.
3. Правовой нигилизм способствует девальвации подлинных духовно-нравственных ценностей и служит почвой для таких негативных социальных явлений, как пьянство, наркотизм, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая латентная преступность, социальная безответственность, ненадежность
в договорных отношениях, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательства на чужую собственность, самоуправство, самосуд и пр. Правовой нигилизм лежит в основе любых форм и видов преступной деятельности.
в договорных отношениях, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательства на чужую собственность, самоуправство, самосуд и пр. Правовой нигилизм лежит в основе любых форм и видов преступной деятельности.
4. Особо опасной формой правового нигилизма стало пренебрежение законом в сфере государственной и муниципальной службы и в юридической практике. Это проявляется в умышленном уклонении от исполнения требований закона
и судебных решений в повседневной деятельности государственных
и муниципальных служащих; повсеместных фактах коррупции в исполнительной, законодательной и судебной власти. Широко распространена специализация частнопрактикующих юристов не на соблюдении законов, а на их нарушении, разработке схем уклонения от соблюдения установленного законом порядка различных видов экономической и иной социальной деятельности, коррупционном посредничестве.
и судебных решений в повседневной деятельности государственных
и муниципальных служащих; повсеместных фактах коррупции в исполнительной, законодательной и судебной власти. Широко распространена специализация частнопрактикующих юристов не на соблюдении законов, а на их нарушении, разработке схем уклонения от соблюдения установленного законом порядка различных видов экономической и иной социальной деятельности, коррупционном посредничестве.
5. Правовой нигилизм формируется и питается несовершенством действующего законодательства и практики его применения: огромным объемом, сложностью, внутренней противоречивостью и изменчивостью российского законодательства и, как следствие, его непонятностью для населения; избирательностью в применении норм права, отсутствием институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.
В российском обществе сформировалось устойчивое представление
о невыгодности следования предписаниям закона, неэффективности установленного законом порядка осуществления и защиты прав и экономических интересов и одновременно – о ненаказуемости в большинстве случаев противозаконного поведения.
В российском обществе сформировалось устойчивое представление
о невыгодности следования предписаниям закона, неэффективности установленного законом порядка осуществления и защиты прав и экономических интересов и одновременно – о ненаказуемости в большинстве случаев противозаконного поведения.
6. Государственная политика исходит из того, что непосредственное влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания способны оказывать следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей, являющиеся основой формирования правовой культуры
и правосознания личности;
и правосознания личности;
2) качественный уровень процессов воспитания и обучения
в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе направленных на закрепление и развитие основ правосознания в рамках обучения основам права;
в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе направленных на закрепление и развитие основ правосознания в рамках обучения основам права;
3) широкое распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов в печатном, электронном, аудиовизуальном и иных видах, в том числе в средствах массовой информации, формирующих правовую грамотность и правосознание населения;
4) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
5) доступность и понятность оказываемых в системе государственной
и муниципальной службы услуг населению; доступ к правосудию, безупречность
и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
и муниципальной службы услуг населению; доступ к правосудию, безупречность
и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
6) эффективная, высокопрофессиональная, строго соответствующая закону деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного
и справедливого наказания за нарушения закона;
и справедливого наказания за нарушения закона;
7) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации
в стране, реализация в законодательстве принципа справедливости;
в стране, реализация в законодательстве принципа справедливости;
8) систематический и качественный мониторинг состояния законодательства в целях его оптимизации, устранения устаревших, фактически не применяемых, противоречащих вышестоящим нормативным актам норм, своевременной инкорпорации и кодификации законодательства;
9) систематический и качественный мониторинг правоприменения в целях выявления изъянов в действии законодательства, его неправильного понимания
и применения, пробелов в законодательстве; своевременное и обязательное использование результатов такого мониторинга в законотворчестве в виде дополнения или корректировки законодательства, в аутентичном и судебном толковании закона;
и применения, пробелов в законодательстве; своевременное и обязательное использование результатов такого мониторинга в законотворчестве в виде дополнения или корректировки законодательства, в аутентичном и судебном толковании закона;
10) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства населения сферах жизни, соблюдение нормативных требований со стороны коммерческих структур, осуществляющих реализацию товаров и услуг; осуществление государственного и муниципального контроля за соответствием их деятельности законодательству;
11) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламы, направленная на создание
и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модели законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модели законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
III. Принципы государственной политики
1. Принципами государственной политики являются:
1) соответствие закономерностям развития правового государства
и гражданского общества;
и гражданского общества;
2) законность;
3) демократизм;
4) гуманизм;
5) взаимосвязь с нравственным, патриотическим, трудовым, экологическим
и другими видами воспитания;
и другими видами воспитания;
6) непрерывность и всеобщность;
7) обеспечение согласованного взаимодействия государства и гражданского общества;
8) последовательно упреждающий характер, нацеленность на раннее предупреждение правонарушений и на ограничение действия их нравственно-психологических причин и условий;
9) сочетание профессионализма юридического сообщества с активностью институтов гражданского общества;
10) финансовое обеспечение реализации задач государственной политики средствами федерального бюджета, сочетаемое с финансовой поддержкой частного сектора.
IV. Цели и основные направления государственной политики
1. Целями государственной политики являются формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление явлений правового нигилизма; наличие у населения базовых знаний о характере, способах и пределах осуществления и защиты конституционных и субъективных гражданских прав, свобод и охраняемых законом интересов, культуры совершения юридически значимых действий; создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; преобладание в общественном сознании идеи доброй совести и добропорядочности.
2. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
1) формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, являющейся основой для полноценной реализации государственной политики, эффективно защищающей права граждан в наиболее значимых для них областях;
2) наделение государственных органов полномочиями по осуществлению координации и организационно-методического обеспечения деятельности в сфере развития правовой грамотности и правосознания;
3) совершенствование деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленной на укрепление правосознания государственных и муниципальных служащих и развитие правовой грамотности граждан;
4) совершенствование деятельности правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка;
5) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения
в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения
в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, в том числе подготовки педагогических кадров, обеспечивающих получение знаний в области права;
в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения
в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, в том числе подготовки педагогических кадров, обеспечивающих получение знаний в области права;
6) преобразования в сфере культуры, массовой информации и рекламной деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой грамотности и правосознания граждан;
7) совершенствование системы высшего юридического образования посредством повышения качества подготовки специалистов по юридическим специальностям в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
8) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной государственной системы бесплатной юридической помощи;
9) правовое просвещение и правовое информирование граждан.
V. Меры государственной политики в области совершенствования законодательства и правоприменения
Мерами государственной политики в области совершенствования законодательства и правоприменения являются:
1) создание нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления основных направлений государственной политики, включая ведомственные нормативные правовые акты;
2) организация системного мониторинга действующего законодательства
с целью выявления его недостатков; масштабная ревизия законодательства
с отменой и признанием утратившими силу устаревших, фактически неприменяемых и не соответствующих закону нормативных актов; инкорпорация
и кодификация действующего законодательства;
с целью выявления его недостатков; масштабная ревизия законодательства
с отменой и признанием утратившими силу устаревших, фактически неприменяемых и не соответствующих закону нормативных актов; инкорпорация
и кодификация действующего законодательства;
3) усовершенствование процедуры нормотворчества, повышение качества юридической техники и содержания вновь принимаемых нормативных правовых актов;
4) организация системного и постоянного мониторинга правоприменения; своевременное реагирование на выявленные в ходе правоприменения недостатки путём корректировки, дополнения и толкования законодательства;
5) совершенствование правовых механизмов реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей.
VI. Меры государственной политики в области совершенствования государственной и муниципальной службы
Мерами государственной политики в области совершенствования государственной и муниципальной службы являются:
1) разработка и реализация унифицированных ведомственных программ систематической подготовки и переподготовки кадров государственной
и муниципальной службы с акцентом на пополнение ими объема правовых знаний и безусловное следование закону при выполнении служебных обязанностей; установление квалификационных требований к профессиональным навыкам
и знаниям по правовым вопросам различных категорий государственных
и муниципальных служащих в зависимости от их компетенции; проверка их соответствия указанным требованиям в ходе проведения аттестации;
и муниципальной службы с акцентом на пополнение ими объема правовых знаний и безусловное следование закону при выполнении служебных обязанностей; установление квалификационных требований к профессиональным навыкам
и знаниям по правовым вопросам различных категорий государственных
и муниципальных служащих в зависимости от их компетенции; проверка их соответствия указанным требованиям в ходе проведения аттестации;
2) разработка и реализация ведомственных программ систематического участия государственных и муниципальных служащих, занимающих должности, связанные с наличием и применением специальных знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной деятельности по пропаганде правовых знаний и законопослушания;
3) разработка и совершенствование унифицированных форм доведения до населения сведений о компетенции органов государственной и муниципальной власти, характере, содержании и особенностях оказываемых ими услуг населению; активное использование для распространения такой информации глобальной сети «Интернет»; создание единого портала информации о государственных
и муниципальных органах, их компетенции и услугах, а также информации юридического содержания, исходящей от государственных и муниципальных органов и адресованной населению;
и муниципальных органах, их компетенции и услугах, а также информации юридического содержания, исходящей от государственных и муниципальных органов и адресованной населению;
4) устное консультирование государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию, граждан, обращающихся в данные органы;
5) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам силами государственных юридических бюро;
6) совершенствование правовых и организационных условий для открытого обсуждения деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, качества предоставляемых ими услуг; использование общественного мнения для оценки эффективности государственной
и муниципальной службы, перспектив ее совершенствования в направлении оправданного сокращения или расширения перечня государственных
и муниципальных услуг;
и муниципальной службы, перспектив ее совершенствования в направлении оправданного сокращения или расширения перечня государственных
и муниципальных услуг;
7) повсеместное внедрение инновационных технологий, позволяющих сделать доступной для граждан информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в целях контроля общества за их деятельностью.
VII. Меры государственной политики в области правоохранительной и судебной деятельности
Мерами государственной политики в области правоохранительной
и судебной деятельности являются:
и судебной деятельности являются:
1) усиление мер по повышению юридической квалификации сотрудников правоохранительных органов, совершенствование систем подготовки
и переподготовки кадров;
и переподготовки кадров;
2) совершенствование ведомственных систем профилактики нарушений закона в служебной правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения примеров образцового исполнения служебного долга; ужесточение мер реагирования на факты нарушения сотрудниками правоохранительных органов норм закона и служебной этики;
3) расширение форм участия сотрудников правоохранительных органов
в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике преступности
и иных форм противозаконного поведения; регулярное обобщение
и распространение положительного опыта и методик работы правоохранительных органов по правовому воспитанию и просвещению;
в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике преступности
и иных форм противозаконного поведения; регулярное обобщение
и распространение положительного опыта и методик работы правоохранительных органов по правовому воспитанию и просвещению;
4) обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе за счет совершенствования их официальных интернет-сайтов;
5) расширение взаимодействия правоохранительных органов
с общественностью в целях обеспечения открытости и гласности в их работе; использования экспертных мнений гражданского общества в служебной деятельности;
с общественностью в целях обеспечения открытости и гласности в их работе; использования экспертных мнений гражданского общества в служебной деятельности;
6) оптимизация формирования кадрового состава судейского корпуса, расширение практики назначения на должности судей юристов с опытом частной
и правозащитной деятельности; неукоснительное соблюдение требований
о безупречности профессиональной квалификации и деловой репутации кандидатов на должности судей; формирование традиции приобретения статуса судьи исключительно на вершине профессиональной карьеры юриста; постепенное внедрение практики участия населения муниципальных образований в процессе назначения на должности мировых судей;
и правозащитной деятельности; неукоснительное соблюдение требований
о безупречности профессиональной квалификации и деловой репутации кандидатов на должности судей; формирование традиции приобретения статуса судьи исключительно на вершине профессиональной карьеры юриста; постепенное внедрение практики участия населения муниципальных образований в процессе назначения на должности мировых судей;
7) совершенствование деятельности квалификационных коллегий судей; внедрение практики жесткого и принципиального реагирования на поведение, дискредитирующее правосудие, на факты судебных ошибок, принятия
не соответствующих закону судебных решений, нарушений судебной этики, совершенствование практики служебных расследований по таким фактам; применение новых адекватных форм корпоративного и общественного контроля соответствия судебных решений сформировавшимся стабильным тенденциям
и подходам в судебной практике, процессуального и неслужебного поведения судей и работников судов;
не соответствующих закону судебных решений, нарушений судебной этики, совершенствование практики служебных расследований по таким фактам; применение новых адекватных форм корпоративного и общественного контроля соответствия судебных решений сформировавшимся стабильным тенденциям
и подходам в судебной практике, процессуального и неслужебного поведения судей и работников судов;
8) распространение практики медиативных процедур в целях формирования
у граждан представления о природе различных правоотношений, способах защиты своих прав и законных интересов, недопустимости злоупотребления правом;
у граждан представления о природе различных правоотношений, способах защиты своих прав и законных интересов, недопустимости злоупотребления правом;
9) продолжение и масштабирование политики гласности и открытости судебных разбирательств; внедрение адекватных форм разъяснительной работы судебных органов, призванной сформировать у населения понимание закона
и особенностей его применения, доверие к судебной практике и уверенность в ее справедливости и стабильности;
и особенностей его применения, доверие к судебной практике и уверенность в ее справедливости и стабильности;
10) разработка комплекса дополнительных мер, направленных на пресечение любых форм неуважения к суду и противодействия судебной деятельности, в том числе в виде уклонения от участия в ней, умышленного затягивания судебных процессов, создания затруднений в установлении юридических фактов, фальсификации доказательств, противозаконного воздействия на других участников процессов и др.;
11) осуществление масштабной государственной политики, направленной
на совершенствование исполнения судебных решений; повышение прозрачности исполнительных производств, формирование доверия населения к государственной системе исполнения судебных решений, в том числе за счет повсеместного внедрения практики электронных торгов по реализации арестованного имущества, оптимизации системы его оценки, выработки практики по обращению взысканий на имущество аффилированных лиц должников, перешедшее к ним по сделкам, противозаконность которых установлена судом; обеспечение законности
и прозрачности в деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;
на совершенствование исполнения судебных решений; повышение прозрачности исполнительных производств, формирование доверия населения к государственной системе исполнения судебных решений, в том числе за счет повсеместного внедрения практики электронных торгов по реализации арестованного имущества, оптимизации системы его оценки, выработки практики по обращению взысканий на имущество аффилированных лиц должников, перешедшее к ним по сделкам, противозаконность которых установлена судом; обеспечение законности
и прозрачности в деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;
12) оптимизация судебной практики в целях обеспечения приоритета неотвратимости и соразмерности уголовных и административных наказаний над их жестокостью, широкого применения мер наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества, расширения возможностей для возмещения виновными в процессе исполнения наказаний причиненного гражданам, организациям
и государству вреда;
и государству вреда;
13) реформа пенитенциарной системы, направленная на усовершенствование режимов исполнения наказаний в виде лишения свободы; совершенствование дисциплинарных и воспитательных практик администрации пенитенциарных учреждений, дополнительные меры по ресоциализации осужденных;
14) сотрудничество правоохранительных и судебных органов со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях освещения позитивных примеров осуществления служебной правоохранительной и судебной деятельности
и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.
и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.
VIII. Меры государственной политики в области оказания квалифицированной юридической помощи
Мерами государственной политики в области оказания квалифицированной юридической помощи являются;
1) совершенствование процедуры допуска лиц к осуществляемой
на постоянной основе профессиональной деятельности по оказанию юридических услуг;
на постоянной основе профессиональной деятельности по оказанию юридических услуг;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в области адвокатуры;
3) формирование в процессе реализации государственной политики культуры использования населением услуг адвокатов и нотариусов в повседневной деятельности;
4) выработка возможных форм участия адвокатов и нотариусов в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;
5) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам, являющимся пользователями государственных услуг, по вопросам подготовки пакетов документов, обеспеченных публичной достоверностью (в области регистрации объектов недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; оформления гражданства Российской Федерации, усыновления (удочерения), выдачи заграничных паспортов и т.д.);
6) введение практики участия нотариусов в осуществлении судебной деятельности за счет использования судами без дополнительного исследования установленных в процессе нотариальной деятельности юридических фактов определенных категорий.
IX. Меры государственной политики в области юридического образования и подготовки юридических кадров
Мерами государственной политики в области юридического образования
и подготовки юридических кадров являются
и подготовки юридических кадров являются
1) разработка и утверждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) "Юриспруденция", предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости
к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону;
к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону;
2) совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также определения критериев оценки их деятельности;
3) разработка и внедрение в практику механизма общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, в том числе разработка системы показателей и критериев общественной оценки качества подготовки юристов;
4) выработка подходов к определению и формированию рейтинга образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;
5) определение порядка сдачи квалификационного экзамена, дающего право на занятие определенным видом юридической деятельности, в том числе разработка профессионального стандарта подготовки юристов для соответствующих должностей юридического профиля и критериев оценки для государственного квалификационного экзамена, дающего право на занятие определенным видом юридической деятельности;
6) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном
и региональном уровнях в специалистах с высшим юридическим образованием
до 2020 года;
и региональном уровнях в специалистах с высшим юридическим образованием
до 2020 года;
7) развитие целевой контрактной подготовки юристов по государственному заказу на основе трехсторонних договоров, предусматривающей соответствующие меры ответственности выпускника за невыполнение принятых обязательств;
8) разработка перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;
9) разработка примерных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» в целях развития уровневого юридического образования;
10) распространение положительного опыта вузов по внедрению в учебный процесс юридических клиник;
11) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих подготовку юридических кадров, в том числе усиление требований к квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также выявление перспективной потребности юридического сообщества в установлении новых федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки
в области юриспруденции.
в области юриспруденции.
Х. Меры государственной политики в области образования
и воспитания подрастающего поколения
Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения являются:
1) включение в примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
2) включение в примерную основную образовательную программу начального общего образования задач формирования основ гражданской идентичности личности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, уважения к окружающим; развития ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
3) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различных типов и видов, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования;
4) расширение использования метода школьной медиации в профилактике
и разрешении конфликтов на территории образовательных учреждений, работе
с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями, формирование культуры конструктивного поведения в конфликте, воспитание
в детях и подростках понимания роли права и правовых знаний в жизни человека, единства прав и обязанностей, недопустимости сознательного или неосознанного нарушения правовых и нравственных норм;
и разрешении конфликтов на территории образовательных учреждений, работе
с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями, формирование культуры конструктивного поведения в конфликте, воспитание
в детях и подростках понимания роли права и правовых знаний в жизни человека, единства прав и обязанностей, недопустимости сознательного или неосознанного нарушения правовых и нравственных норм;
5) развитие правового образования и воспитания детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и детей: оставшихся без попечения родителей; инвалидов; с ограниченными возможностями по состоянию здоровья; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных условиях; жертв насилия; отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи);
в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и детей: оставшихся без попечения родителей; инвалидов; с ограниченными возможностями по состоянию здоровья; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных условиях; жертв насилия; отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи);
6) включение учебного предмета «Право» в перечень обязательных дисциплин базисного учебного плана общего образования, а также включение
в основные профессиональные образовательные программы требований к знаниям в области правового обеспечения профессиональной деятельности;
в основные профессиональные образовательные программы требований к знаниям в области правового обеспечения профессиональной деятельности;
7) разработка учебных курсов, включающих социальную практику
и правовое содержание, соответствующих образовательных программ, учебников, учебных и методических пособий;
и правовое содержание, соответствующих образовательных программ, учебников, учебных и методических пособий;
8) формирование правовой культуры педагогов и системы подготовки педагогических кадров учебного предмета «Право», а также углубление профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по вопросам научно-методического обеспечения правового образования;
9) дальнейшее развитие демократического уклада жизни образовательного учреждения, предполагающее:
укрепление его гражданско-правовых основ и принципов;
развитие инфраструктуры гражданско-правового воспитания, существенное повышение роли внеурочного компонента в работе с обучающимися.
XI. Меры государственной политики в области культуры, массовой информации, организации эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности
Мерами государственной политики в области культуры, массовой информации, организации эфирного и кабельного вещания, рекламной
и издательской деятельности являются:
и издательской деятельности являются:
1) распространение уполномоченными субъектами государственной политики в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном
и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием; в сегменте социальной рекламы; в глобальной сети «Интернет» информационных продуктов, содержащих правовую информацию, пропагандирующих законопослушание, добросовестность в осуществлении прав
и обязанностей, уважительное и бережное отношение к чужим правам
и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий, телевизионных и радио каналов, интернет-сайтов;
и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием; в сегменте социальной рекламы; в глобальной сети «Интернет» информационных продуктов, содержащих правовую информацию, пропагандирующих законопослушание, добросовестность в осуществлении прав
и обязанностей, уважительное и бережное отношение к чужим правам
и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий, телевизионных и радио каналов, интернет-сайтов;
2) создание, опубликование и широкомасштабное распространение цикла доступных для непрофессионального восприятия информационных материалов, предоставляющих населению базовые юридические знания и формирующих основы правовой культуры и правосознания;
3) разработка и реализация системы мер государственного стимулирования создания и публичного распространения произведений искусства, информационных материалов и рекламной продукции, пропагандирующих идею доброй совести и законопослушное поведение; информирующих население
о позитивных образцах административной, правоохранительной и судебной деятельности;
о позитивных образцах административной, правоохранительной и судебной деятельности;
4) введение законодательного запрета публичного распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, прямо пропагандирующих противоправное поведение, нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду, и меры ответственности за такое распространение;
5) создание и постоянное пополнение за счет целевого финансирования
в общедоступных библиотеках фондов популярной юридической литературы.
в общедоступных библиотеках фондов популярной юридической литературы.
XII. Меры государственной политики, осуществляемые
во взаимодействии со структурами гражданского общества
во взаимодействии со структурами гражданского общества
Мерами государственной политики, осуществляемыми во взаимодействии со структурами гражданского общества, являются:
1) выделение грантов и осуществление государством мер нематериального поощрения деятельности негосударственных организаций, создающих
и развивающих альтернативные государственным формы оказания бесплатной юридической помощи за счет собственных средств на условиях социального партнерства; в иных формах содействующих реализации государственной политики, в том числе поддержка информационной, творческой, издательской деятельности структур гражданского общества, осуществляемой в контексте настоящей государственной политики;
и развивающих альтернативные государственным формы оказания бесплатной юридической помощи за счет собственных средств на условиях социального партнерства; в иных формах содействующих реализации государственной политики, в том числе поддержка информационной, творческой, издательской деятельности структур гражданского общества, осуществляемой в контексте настоящей государственной политики;
2) поддержка реализации Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», парламентскими партиями, Торгово-промышленной палатой, иными структурами гражданского общества гуманитарных проектов, в частности, по созданию в России сети центров юридической помощи гражданам с использованием общественных приемных парламентских партий, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; возможностей профессиональных юридических корпораций и юридических клиник высших учебных заведений.
XIII. Меры государственной политики организационного и методического характера
Мерами государственной политики организационного и методического характера являются:
1) наделение Министерства юстиции Российской Федерации полномочиями по координации, организационно-методическому обеспечению и контролю при осуществлении государственной политики;
2) определение конкретного круга субъектов деятельности по реализации государственной политики; их конкретных задач и полномочий, форм и методов их взаимодействия с органом, осуществляющим координацию государственной политики;
3) разработка ведомственных программ государственных органов, участвующих в реализации государственной политики;
4) разработка научного и методического обеспечения государственной политики с использованием достижений психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;
5) создание федерального координационно-методического совета
по вопросам развития правовой грамотности и правосознания граждан и его экспертной группы из представителей различных отраслей научных знаний, специалистов-практиков, представителей структур гражданского общества для проведения экспертизы и оценки проектов и инновационных предложений
по вопросам реализации государственной политики;
по вопросам развития правовой грамотности и правосознания граждан и его экспертной группы из представителей различных отраслей научных знаний, специалистов-практиков, представителей структур гражданского общества для проведения экспертизы и оценки проектов и инновационных предложений
по вопросам реализации государственной политики;
6) создание в Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации научного центра по вопросам правового воспитания, правового обучения и правового просвещения;
7) организация взаимодействия и сотрудничества субъектов государственной политики в работе по развитию правовой грамотности и правосознания граждан
с уполномоченными по правам человека, общественными палатами, общественными объединениями и движениями, политическими партиями, профсоюзами, правозащитными организациями, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» и другими институтами гражданского общества;
с уполномоченными по правам человека, общественными палатами, общественными объединениями и движениями, политическими партиями, профсоюзами, правозащитными организациями, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» и другими институтами гражданского общества;
8) выработка адекватных форм взаимодействия субъектов государственной политики с традиционными конфессиями, в том числе в форме заключения соглашений о социальном партнерстве;
9) создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики;
10) разработка в перспективе федеральной целевой программы правового информирования населения, предусматривающей комплекс мероприятий, требующих решения программно-целевым методом и осуществляемых в области формирования системы бесплатной юридической помощи.
XIV. Финансовое обеспечение государственной политики
1. Финансирование мероприятий государственной политики, в том числе связанных с созданием Правительством Российской Федерации государственных юридических бюро, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в пределах своей компетенции могут участвовать в осуществлении мероприятий государственной политики, используя для этого средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
в пределах своей компетенции могут участвовать в осуществлении мероприятий государственной политики, используя для этого средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Для финансирования разработки информационных, методических материалов и осуществления иных мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан могут использоваться гранты.
4. Поощряется использование в целях реализации государственной политики средств частного сектора на началах социального партнерства.
XV. Этапы и сроки реализации государственной политики
1. Первый этап реализации государственной политики (2010 – 2012 г.г.) включает:
1) осуществление мер государственной политики организационного
и методического характера;
и методического характера;
2) реализацию мероприятий государственной политики
по совершенствованию деятельности в областях законотворчества
и правоприменения, государственной и муниципальной службы, правоохранительной и судебной сферах, оказания квалифицированной юридической помощи, образования, подготовки юридических кадров;
по совершенствованию деятельности в областях законотворчества
и правоприменения, государственной и муниципальной службы, правоохранительной и судебной сферах, оказания квалифицированной юридической помощи, образования, подготовки юридических кадров;
3) реализацию мероприятий государственной политики в области культуры, рекламной и издательской деятельности, организации эфирного и кабельного вещания, массовой информации, в том числе создание правового сегмента
в печатных средствах массовой информации, учрежденных с участием государства, и в глобальной сети «Интернет»;
в печатных средствах массовой информации, учрежденных с участием государства, и в глобальной сети «Интернет»;
4) издание за счет грантов юридической литературы по правовому информированию населения и пропаганде правовых знаний;
5) создание системы бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам;
6) реализацию в рамках программ социального партнерства общественного проекта по созданию негосударственных центров бесплатной юридической помощи, а также мероприятий государственной политики, осуществляемых
во взаимодействии со структурами гражданского общества.
во взаимодействии со структурами гражданского общества.
2. Второй этап реализации государственной политики (2013 – 2015 г.г.) включает:
1) разработку и утверждение федеральной целевой программы правового информирования граждан и начало её реализации;
2) продолжение осуществления мероприятий, начатых на первом этапе реализации государственной политики, с учетом достигнутых результатов.
3. Ход реализации государственной политики после 2015 г. должен определяться исходя из результатов, достигнутых по итогам первого и второго этапов её реализации.
«Закония» в соц. сетях