Дмитрий Смородинов


  • Цитата:

    Сообщение от Stagman

    Это такая политика форума? Удалять темы с вопросами, на которые вы не знаете ответа?


    Да, часть тем на которые продолжительное время нет ответов удаляются.
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Вопросы по пользованию форумом 01.08.2009 20:23
  • Также с присвоением статуса Юриста поздравляю Педалькина и Региона Beer
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Поздравлялки!!! 31.07.2009 23:53
  • Поздравляю:

    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Поздравлялки!!! 31.07.2009 23:46
  • Регион, oleg3475, Mara, спасибо! Beer
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме День Системного администратора :) 31.07.2009 13:44
  • Материал предоставлен "эж-Юрист"



    Задача государства заключается в том, чтобы налоги и сборы поступали в соответствующий бюджет в максимально полном объеме и своевременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что налоговые органы принимают все возможные меры для решения этой задачи. Вполне естественно и то, что налогоплательщик в определенных случаях считает налоговое бремя и требования налогового органа завышенными, не соответствующими закону. Где истина? На этот вопрос отвечает судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Анатолий Иванович Бабкин.

    Практика и статистика

    Количество рассмотренных арбитражными судами в первой инстанции споров, которые связаны с применением налогового законодательства, неуклонно снижается. Если в 2005 году этих споров было 425 236, то в 2008 году — 99 681. Причем по предмету спора статистические данные различны. Так, доля дел об оспаривании правовых актов налоговых органов в общем количестве споров, связанных с применением налогового законодательства, резко возросла (с 11,4% в 2005 году до 51,0% в 2008 году), хотя в абсолютном выражении увеличение незначительное (соответственно 48 414 и 50 800).

    Подобное положение дел может свидетельствовать об упреждающих действиях со стороны налогоплательщиков, которые обращаются за защитой нарушенных, по их мнению, прав. При этом они не дожидаются реальных последующих действий налоговых органов по исполнению собственного решения, в том числе выставления требований, взыскания сумм недоимки и пеней во внесудебном порядке, блокирования банковских счетов, обращения в суд с иском о взыскании штрафа.

    Согласно статистическим данным арбитражные суды чаще всего признают ненормативные правовые акты налоговых органов не соответствующими закону и удовлетворяют требования налогоплательщиков (2005 г. — 72,6%, 2006 г. — 72,8%, 2007 г. — 75,9%, 2008 г. — 70,0%). Таким образом, на стадии проведения контрольных мероприятий и совершения связанных с ними действий, в том числе в ходе налоговых проверок и принятия по ним решений, налоговые органы допускают нарушения, а вышестоящие налоговые органы, если налогоплательщики обращаются к ним с жалобой, не соглашаются с представленными доводами.

    Несколько иная картина наблюдается с делами, где предметом спора являются материальные требования, то есть разногласия сторон возникли в отношении конкретных денежных сумм. Значительно сократилось как абсолютное количество дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций, так и их процентное отношение к числу дел, связанных с применением налогового законодательства, — с 369 865 (87,0%) в 2005 году до 43 565 (43,7%) в 2008 году. При этом в 2005 — 2006 гг. требования налоговых органов удовлетворялись в большинстве случаев (соответственно 71,0 и 65,2%). В последующие годы ситуация изменилась: процент удовлетворенных требований налоговых органов по этим делам значительно уменьшился (39,6 и 43,7%). В то же время из года в год увеличивалось количество дел о возврате из бюджета по требованиям налогоплательщиков средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками: с 1677 (0,4%) в 2005 году до 4225 (4,2%) в 2008 году.

    Приведем еще некоторые статистические данные, характеризующие отношение спорящих сторон к судебным актам, принятым по делам, связанным с применением налогового законодательства. При значительном уменьшении количества рассмотренных дел этой категории судами первой инстанции процент обжалования принятых ими решений увеличился: в суды апелляционной инстанции с 6,9% в 2005 году до 19,8% в 2008 году, в суды кассационной инстанции соответственно с 6,5 до 19,9% (проценты исходя из соотношения с количеством дел данной категории, рассмотренным в судах первой инстанции). Таким образом, по остальным делам стороны согласились с принятыми судебными актами.

    По каждому пятому делу судом апелляционной инстанции и каждому шестому делу судом кассационной инстанции судебные акты были отменены или изменены. Однако если соотнести отмененные (измененные) судебные акты с количеством дел этой категории, рассмотренных в судах первой инстанции, процент получается весьма незначительным (1,3 — 3,7%). При этом следует иметь в виду, что с жалобами для проверки законности и обоснованности судебных решений обращаются в вышестоящую судебную инстанцию как налогоплательщики, так и налоговые органы.

    Судебная практика показывает, что споры возникают чаще всего в случае, когда стороны не находят взаимопонимания в вопросах, относящихся к фактической стороне проблемы (расчеты сумм налоговой базы, налога, пеней, оценка представленных налогоплательщиком документов и тому подобное), либо имеется различное толкование и соответственно применение ими норм права. В отдельных случаях поводом для разногласий является злоупотребление правом со стороны налогоплательщика, прямое нарушение норм налогового законодательства налоговым органом.

    Сами виноваты

    Для того чтобы предотвратить возникновение разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, а в случае их возникновения своевременно устранить причины и условия для спорной ситуации, Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные нормы, регламентирующие поведение сторон в процессе реализации ими прав и исполнения обязанностей.

    Однако эти нормы эффективны только в в случае, когда все участники налоговых правоотношений действуют по установленным в законе правилам. На практике это далеко не так.

    Например, как показывает судебная практика, зачастую можно было бы избежать обострения разногласий по налоговым проверкам, которые становятся предметом судебного разбирательства.

    В частности, ст. 165 НК РФ предусматривает определенный пакет документов, который налогоплательщик должен представить для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость. В случае непредставления какого-либо документа или представления документа, вызывающего у налогового органа вопросы, формально имеются все основания отказать налогоплательщику в применении налоговой ставки 0% и возмещении налога, тем более что право на повторное обращение в налоговый орган с аналогичным заявлением у налогоплательщика есть. Но что мешает налоговому органу указать налогоплательщику на отсутствие такого документа или восполнение недостающих сведений? Более того, ст. 31 НК РФ наделяет налоговый орган таким правом.

    Суть разногласий может также состоять в различном подходе к методике расчета налога на добавленную стоимость.
    По одному из дел с учетом фактических обстоятельств, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе заключения экспертизы, назначенной судом первой инстанции, суды сочли ошибочным решение инспекции, основанное на неверной методике расчета указанного налога.

    По мнению инспекции, о правомерности ее решения свидетельствовало, в частности, то обстоятельство, что налогоплательщик фактически согласился с результатами налоговой проверки, поскольку не представил возражений на акт проверки, не реализовал свое право на обжалование решения инспекции в вышестоящий налоговый орган, то есть не принял мер к досудебному устранению разногласий.

    Суд, отклонив эти доводы, правильно указал, что в соответствии с положениями ст. 100 НК РФ обжалование акта проверки не является обязанностью налогоплательщика, в связи с чем непредставление возражений на акт проверки не может служить препятствием для обжалования решения инспекции в судебном порядке, а глава 19 НК РФ в период, относящийся к моменту возникновения спора, не содержала требования об обязательном обжаловании ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган до обращения в арбитражный суд (Определение ВАС РФ от 23.06.2008 № 7937/08). Обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора на административном уровне действует только с 01.01.2009.

    Таким образом, суд разрешил спор с учетом требований закона, права налогоплательщика теперь защищены, но на это потребовалось значительное время. Надо признать, что у налогоплательщика в данной ситуации действительно имелась возможность снять разногласия уже на административной стадии путем подачи возражений на акт проверки и обжалования решения инспекции в вышестоящий налоговый орган.
    Подобные вопросы могут и, следовательно, должны быть сняты непосредственно в период проведения контрольных мероприятий.
    Налоговый кодекс РФ не раз подвергался изменениям, которые вносились и вносятся законодателем с учетом экономических реалий. Законодатель, как представляется, нередко ориентируется и на официально сформированную судебную практику, которая заполняет имеющиеся пробелы путем толкования норм права.

    Например, положения ст. 165 и 167 НК РФ в их взаимосвязи не дают оснований для утверждения о наличии в Налоговом кодексе исключений, которые лишали бы отдельных категорий налогоплательщиков гарантированного права в течение 180-дневного срока документально подтвердить налоговые преференции по совершенной операции, облагаемой по налоговой ставке 0 процентов. Такой подход соответствует закону и сложившейся судебной практике.

    Имевшаяся ранее неясность в этом вопросе устранена законодателем. Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в абзац второй п. 9 ст. 165 и абзац второй п. 9 ст. 167 Кодекса внесены соответствующие изменения.

    Если решение инспекции о начислении НДС принято до истечения предоставленного налогоплательщику законом 180-дневного срока, то отсутствует событие налогового правонарушения, поскольку у общества не возникла обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость за указанный налоговый период. Если отсутствует хотя бы один из признаков, образующих состав правонарушения, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности недопустимо (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 № 2778/09).

    Контроль за всеми

    Большие надежды связаны с Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Этот Закон принципиально по-новому рассматривает такие вопросы, как постановка лиц на налоговый учет, урегулирование порядка проведения налоговых проверок, принятие по ним решений, обжалование этих актов. Данный новый подход должен существенно повлиять на эффективность налогового контроля и защиту прав и законных интересов налогоплательщика.

    Например, организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, обязана в определенные законом сроки встать на налоговый учет по месту нахождения не только самой организации, объектов недвижимости, транспортных средств, но и каждого своего обособленного подразделения. Причем если подразделения расположены на территориях, подведомственных разным налоговым органам, но в пределах одного муниципального образования, организация самостоятельно может определить, в каком из этих налоговых органов ей встать на учет (статья 83 НК РФ).

    Подводя итог, отметим, что, законодатель, ужесточая в целом правила налогового контроля, в отдельных случаях предоставляет налогоплательщику право выбора.

    Говоря о совершенствовании механизма налогового контроля, было бы неверным считать, что такие новеллы в законодательстве направлены на ущемление прав и законных интересов лиц, в отношении которых такой контроль установлен. Безусловно, для налогоплательщика, который вынужден находиться «под колпаком» и соизмерять свою экономическую деятельность с требованиями налогового законодательства, закон создает некоторые неудобства. Однако, надо признать, что меры усиления налогового контроля последовали со стороны законодателя не случайно, а в ответ на широкомасштабное увлечение решением проблемы «минимизации» налогообложения с использованием приемов, не всегда соответствующих закону.
    Вместе с тем законодателем соблюден баланс интересов: наряду с усилением мер налогового контроля повышены требования и к налоговым органам.

    В частности, в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ (в редакции названного Закона) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.

    К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

    Президиум ВАС РФ, рассматривая конкретное дело, применил данную норму исходя из следующего. Уведомлением от 21.02.2007 инспекция пригласила налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, назначенном на 01.03.2007 по адресу нахождения инспекции. Между тем согласно почтовому штемпелю на конверте и реестру почтовых отправлений уведомление направлено предпринимателю только 07.03.2007, а получено им 09.03.2007.
    Итак, предприниматель был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, что явилось безусловным основанием для признания решения инспекции незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 12. 02.2008 № 12566/07).

    Шанс на «мировую»

    Внесудебное урегулирование по своей сути схоже с мирным разрешением спора в суде, т. е. заключением мирового соглашения, но достигается оно до обращения заинтересованного лица в суд за защитой (восстановлением) нарушенного права. Между тем представляется возможным рассматривать данную проблему достаточно широко, поскольку разногласия сторон (а это уже зарождающийся спор) возникают, как правило, на стадии проведения контрольных мероприятий.

    Досудебный порядок дает шанс сторонам разрешить их без участия суда, например, уже в ходе проведения налоговой проверки — выездной или камеральной. В частности, в ст. 32, 93 НК РФ, где перечислены права (а по сути — обязанности) налоговых органов, от исполнения которых нельзя произвольно отказаться, говорится о праве налогового органа истребовать у налогоплательщика документы и пояснения. Данным правом налоговый орган должен пользоваться каждый раз, как только у него появляются сомнения по поводу предмета налоговой проверки или вопросы к налогоплательщику, что, безусловно, позволит предотвратить конфликт.

    Налоговые органы в Российской Федерации представляют собой централизованную систему, внутри которой в порядке налогового администрирования вышестоящему налоговому органу предоставлены большие возможности контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, что предполагает решение нескольких задач.
    Во-первых, на ведомственном уровне обеспечивается исправление возможных ошибок в оценке фактических обстоятельств и в применении норм права.

    Во-вторых, на законодательной основе достигается сбалансированность публичных и частных интересов в конкретной ситуации.

    В-третьих, реализуется функция по контролю за правильностью применения налогового законодательства.
    Например, рассматривая заявление налогового органа о взыскании с налогоплательщика сумм недоимки и пеней, суды приняли во внимание то обстоятельство, что выставленное налоговой инспекцией на взыскание спорных сумм требование было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган (территориальное Управление ФНС) и к моменту обращения инспекции в арбитражный суд признано Управлением недействительным.
    Основанием признания требования недействительным послужило нарушение налоговым органом положений ст.46, 69, 70 НК РФ, в том числе порядка взыскания задолженности, поскольку налогоплательщик был лишен возможности добровольного исполнения налоговой обязанности (Определение ВАС РФ от 29.02.2008 № 18190/07).

    Таким образом, оснований для судебного разбирательства не имелось, поскольку на данном этапе разногласия в налоговых правоотношениях урегулированы на ведомственном уровне с участием вышестоящего налогового органа, т. е. отсутствовал предмет судебного спора.

    В другом же случае вышестоящий налоговый орган (территориальное Управление ФНС) оставил жалобу налогоплательщика без удовлетворения, подтвердив своим решением незаконные выводы инспекции по итогам камеральной налоговой проверки о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, изложив ее решение в собственной редакции. В результате рассмотрения заявления налогоплательщика суды признали решение территориального Управления ФНС недействительным (Определение ВАС РФ от 08.08.2008 № 9416/08 по делу № А81-4786/2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа).

    В целом суды нередко признают доводы налогоплательщиков обоснованными и в тех случаях, когда решения налоговых органов не обжаловались в вышестоящие налоговые органы. Между тем доведенные до суда доводы и доказательства могли быть представлены налогоплательщиками для восстановления нарушенного права в досудебном порядке, предусмотренном статьей 101.2, главой 19 НК РФ, однако такая возможность не была использована.

    Полномочия под вопросом

    Полномочия вышестоящих налоговых органов определены в ст. 32, 101 — 101.4, главе 20 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.03.199 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Вместе с тем возникает следующий вопрос о пределах полномочий вышестоящего налогового органа при рассмотрении жалобы налогоплательщика на решение инспекции, принятое по результатам налоговой проверки. Вправе ли он и в этом случае принять в порядке контроля иное решение, ухудшающее положение обратившегося лица?

    С одной стороны, осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов является одной из основных обязанностей налоговых органов любого уровня (подп. 2 п. 1 ст.32 НК РФ). Реализуется оно в рамках рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, что сопровождается проверкой обстоятельств, послуживших основанием для выводов нижестоящего налогового органа. С другой стороны, стремление налогоплательщика улучшить свое положение в этой ситуации может натолкнуться на видимое препятствие в процедуре обжалования ввиду опасения налогоплательщика ухудшить свое положение.

    Прямой ответ на данный вопрос ни НК РФ, ни иные акты налогового законодательства не содержат. Однако системное толкование норм, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией полномочий вышестоящих налоговых органов, позволяет сделать вывод о невозможности принятия иного решения, возлагающего на налогоплательщика дополнительные налоговые обязанности (уплата недоимки, пеней, крупного штрафа) по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика.

    В частности, п. 3 ст. 31 НК РФ, ст. 9 упомянутого Закона предусматривают право вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. Причем это относится ко всем случаям и условия реализации этого права не конкретизируются, т. е. главное — приведение решений налоговых органов в соответствие с законодательством.

    Аналогичные полномочия предоставлены вышестоящему налоговому органу при рассмотрении жалоб налогоплательщика (ст. 140 НК РФ). Отметим, что жалоба до принятия по ней решения может быть отозвана лицом, подавшим ее, и тогда вообще исключается дальнейшее производство и принятие какого-либо решения, поскольку отсутствует жалоба — предмет рассмотрения (ст.139 НК РФ). Следовательно, при таком подходе исходя из содержания ст. 101 — 101.4, глав 19 и 20 НК РФ можно сделать вывод о наличии ограничений в принятии вышестоящим налоговым органом решения пределами жалобы.
    Однако было бы ошибкой полагать, что вышестоящий налоговый орган в принципе лишен возможности что-либо предпринять, если по материалам проверки придет к выводу о неправильном применении закона налоговым органом, в результате которого налогоплательщик необоснованно освобожден от налоговой обязанности в части или полностью. Рассматриваемый случай касается проверки материалов по жалобе налогоплательщика, но это лишь часть контрольных функций, которыми наделен вышестоящий налоговый орган. Имеются иные формы и способы контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, например в виде повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

    В рамках налогового администрирования принимаются как минимум два решения: это решение инспекции и решение вышестоящего налогового органа. Эти акты могут совпадать по содержанию, если вышестоящий налоговый орган оставит жалобу налогоплательщика без удовлетворения, либо будут отличаться и, следовательно, наступают иные юридические последствия.

    В связи с этим в практике судов обозначилась следующая проблема: какой из названных актов (инспекции или вышестоящего налогового органа) подлежит обжалованию?

    Исходя из ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Так, по конкретному делу обществом заявлено в суде требование об обязании Федеральной таможенной службы удовлетворить жалобу общества на решения и требования таможни и прекратить их незаконное действие. Исходя из указанной нормы АПК РФ требование общества, заявленное в такой редакции, удовлетворению не подлежало.

    Решения таможни могли быть признаны незаконными, а требования — недействительными по заявлению общества о признании их таковыми, но не по его заявлению об оспаривании решения ФТС России, принятого по жалобе общества. Согласно ч. 1 ст. 49 АПК РФ общество вправе было при рассмотрении дела в суде первой инстанции до принятия им решения изменить свои требования, однако не сделало этого, несмотря на предложение суда.

    При таких обстоятельствах Президиум ВАС РФ счел, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции, которыми обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, не имеется (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 № 11346/08).

    По другому делу суд признал недействительным решение территориального управления ФНС, которым оставлена без удовлетворения жалоба налогоплательщика на решение инспекции, принятое по результатам налоговой проверки. Этим же решением суд обязал Управление подтвердить налогоплательщику правомерность применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость, признать налоговые вычеты и возместить из бюджета сумму налога. Также суд обязал Управление отменить решение инспекции.

    Управлению было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебных актов в порядке надзора, однако не потому, что требования налогоплательщика признаны обоснованными, а поскольку упомянутым Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 № 11346/08 определена практика применения положений законодательства, на которых основаны оспариваемые судебные акты по настоящему делу, и Управление не лишено возможности обратиться в соответствующий арбитражный суд для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (Определение ВАС РФ от 06.05.2009 № ВАС-3303/09).

    ***


    К публикации подготовила


    Наталья Шиняева

    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Налоговое законодательство в период кризиса 31.07.2009 12:47
  • Игорич, Мария У.,спасибо! Beer
    Кэт и Севера также с праздником!
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме День Системного администратора :) 31.07.2009 11:47
  • Иван, с юбилеем и очередным днем рождения на ФЮ!
    Beer

    Пусть сбудется все, что не сбылось с прошлого ДР!



    ЗЫ: Иван с нами уже больше 2-ух лет, один из старожилов ФЮ (и даже застал предыдущую версию форума) Smile
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Иван, с днем рождения!!! 31.07.2009 00:44

  • Цитата:

    Сообщение от Kailas

    Всем привет, предлагаю опытным юристам создать "сообщество помощи начинающим юристам" !!!
    Кому нужна помощь в нашем нелегком деле, связываться на форуме с более опытными коллегами, (обмениваться тел.) и консультироваться по юр. вопросам... .



    Kailas,форум для этого и создан Smile
    Общайтесь на здоровье Smile
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Ваши идеи - предложения по улучшениям и изменениям на форуме! 31.07.2009 00:17
  • Материал предоставлен "эж-Юрист"



    До настоящего времени значительная часть земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 №212-ФЗ) юридическим лицам предписано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в срок до 01.01.2010. А с 01.01.2011 вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком. Однако, чтобы исполнить оговоренную законом обязанность, организациям зачастую приходится обращаться в суд.

    Рассмотрим некоторые правовые вопросы, возникающие при переоформлении юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В частности, право хозяйственного общества на приобретение в собственность земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, при отсутствии на земле объектов недвижимости.

    Если объекта недвижимости нет

    До недавнего времени данный вопрос и в законодательстве, и в судебной практике оставался нерешенным. При этом часть юридических лиц, владевших на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых отсутствовали объекты недвижимости, были ликвидированы в процессе банкротства и утратили права на земельные участки.

    Исходя из п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или по своему желанию приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2010 в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

    Указание в Законе № 137-ФЗ (п. 2 ст.3) на необходимость переоформления земельных участков в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, по-видимому, вызвало некоторую неопределенность относительно того, какие именно земельные участки подлежат переоформлению. Как известно, ст. 36 ЗК РФ регламентирует порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

    Так, согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ. При этом если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений.

    В связи с этим и возникает вопрос: подлежат ли переоформлению на основании п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ земельные участки, принадлежащие юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, если на них отсутствуют какие-либо объекты недвижимости?

    По нашему мнению, ссылка в п. 2 ст.3 вышеназванного Закона на ст. 36 ЗК РФ не означает, что переоформлению подлежат лишь те земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам объекты недвижимости.

    Действительно, в силу прямого указания п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ переоформление земельных участков осуществляется по правилам ст. 36 ЗК РФ, которая определяет:


    • субъектный состав лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в соответствии с данной нормой ЗК РФ;
    • порядок приобретения прав на земельные участки вышеуказанными лицами (подача заявления о приобретении прав, сроки его рассмотрения и принятия соответствующего решения и т. д.);
    • цену, по которой приобретаются права на земельные участки.

    Причем в соответствии со ст. 36 ЗК РФ права на земельные участки приобретают граждане и юридические лица, которым на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежат здания (строения, сооружения), расположенные на данных земельных участках.

    На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации (при переоформлении земельных участков) следует руководствоваться правилами ст. 36 ЗК РФ (правила подачи и рассмотрения заявок, определения цены и т. д.), за исключением правил о субъектном составе.

    Дело в том, что в п. 2 ст. 3 Закона №137-ФЗ определен круг лиц, обязанных в срок до 01.01.2010 переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или на право аренды. Речь идет о любых юридических лицах, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, которым земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Что касается лиц, обязанных переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или на право аренды, п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ не отсылает правоприменителя к правилам, закрепленным в каких-либо иных статьях ЗК РФ или других федеральных законах.

    Из вышеизложенного следует, что обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или на право аренды возложена на любых юридических лиц (кроме указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающих земельным участком на таком праве. Наличие или отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам на каком-либо вещном праве, в данном случае правового значения не имеет.

    Окончательно этот вопрос разрешил Высший Арбитражный Суд РФ в 2006 г. Но ранее Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11
    «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (п. 1) признало право юридических лиц по своему выбору оформить землю по правилам ст. 36 ЗК РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.

    Позднее Президиум ВАС РФ в постановлении по конкретному делу пояснил, что одинаковый порядок приобретения земельного участка не означает, что регулируются одни и те же отношения. При этом «…отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности» (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 № 41-К1-1979/05).

    Позиция высшей арбитражной судебной инстанции страны нашла отражение и в практике федеральных арбитражных судов округов. Так, по конкретному делу суд кассационной инстанции (Постановление ФАС СЗО от 23.06.2006 №А56-35684/2005) указал, что п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ «...не содержит такого обязательного условия для выкупа земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, как нахождение на земельном участке объекта недвижимости, и содержит ссылку только на правила приобретения прав на земельные участки, содержащиеся в ст. 36 ЗК РФ».

    По другому делу, в котором рассматривался иск о возможности выкупа всего участка или только той его части, которая занята недвижимостью, арбитражный суд кассационной инстанции сделал аналогичный вывод (Постановление ФАС СЗО от 21.08.2006 № А56-4152/2005).

    Землепользователь - банкрот

    Нередко одним из оснований отказа органов исполнительной власти в приобретении в собственность земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования, становится нахождение данного юридического лица в стадии конкурсного производства.

    Так, органы власти г. Оренбурга мотивировали свою позицию по делу, имевшему место в практике автора, ссылкой на ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации конкурсной массы. По мнению местной администрации, в данном случае речь шла о приобретении имущества, т. е. о предпринимательской деятельности, которую несостоятельный должник вести не вправе.

    Кроме того, среди полномочий конкурсного управляющего не упоминается совершение сделок по приобретению имущества. Напротив, п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) наделяет конкурсного управляющего правом совершать сделки, связанные с отчуждением имущества должника или влекущие за собой передачу его имущества в пользование третьим лицам.
    Приобретение земли требует немалых денежных затрат, что создает, учитывая банкротство владельца земли, дополнительные проблемы, к примеру заключение должником, находящимся в стадии конкурсного производства, договоров займа, кредита для привлечения денежных средств.

    По нашему мнению, возможность выкупа земли на основании ст. 3 Закона №137-ФЗ обществом, признанным банкротом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав кредиторов.
    Данный закон не содержит прямого запрета на совершение сделок, направленных на приобретение имущества должником, признанным банкротом, тем более что в рассматриваемой ситуации речь идет о приобретении земли, которая впоследствии будет реализована конкурсным управляющим по цене, скорее всего превышающей цену ее приобретения. Иными словами, сделка совершается в интересах кредиторов должника.

    Кроме того, Закон № 137-ФЗ (п. 2 ст.3) обязал юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в срок до 01.01.2010. Исключение составляют лишь юридические лица, указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Для прочих юридических лиц, в том числе признанных банкротами, в отношении которых открыто конкурсное производство, закон никаких исключений не предусматривает.

    Обязанность переоформления банкротом права бессрочного пользования подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС ВСО от 26.12.2006 А19-754/05-38-Ф02-6128/06-С2). Так, суд кассационной инстанции, признав незаконными действия конкурсного управляющего, не выкупившего земельный участок, следующим образом мотивировал свой вывод. Поскольку цель процедуры конкурсного производства — наиболее полное удовлетворение требований кредиторов должника, Закон о несостоятельности (банкротстве) (п. 6 ст.24) достижение данной цели возлагает на конкурсного управляющего. Его обязанность — действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. При этом требования кредиторов удовлетворяются за счет конкурсной массы, которую составляет согласно п. 1 ст.131 данного Закона все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе него.

    Далее суд указал, что конкурсный управляющий Д. не принял мер к приобретению земельного участка в собственность ОАО «Б» во исполнение обязанности, возложенной на него п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, и не включил его в дальнейшем в конкурсную массу. Распорядившись по своему усмотрению правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, конкурсный управляющий Д. своими действиями, не соответствующими п. 6 ст. 24 Закона о несостоятельности (банкротстве), которые могли повлечь за собой убытки должника и его кредиторов, нарушил права и законные интересы заявителя жалобы.

    Аналогичный вывод сделал и другой суд, рассматривавший дело о признании недействительным распоряжения местной администрации о прекращении права бессрочного пользования(Постановление ФАС СКО от 19.09.2006 № Ф08-3916/2006). Суд подчеркнул, что право постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом относится к имущественным правам, представляющим определенную материальную ценность, и включается в конкурсную массу заявителя. Отказ конкурсного управляющего от имущества должника нарушает права и законные интересы конкурсных кредиторов и, следовательно, не соответствует законодательству РФ о несостоятельности (банкротстве).

    По нашему заключению, обязанность организации-банкрота переоформить право бессрочного пользования землей на право собственности или аренды подтверждается и Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 512-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». И хотя прямо такая позиция в данном Определении не выражена, приведенный вывод следует из его смысла.

    Принудительное прекращение права

    Банкротство владельца земельного участка, не имеющего возможности и правовых оснований вести хозяйственную деятельность, а также длительное нахождение в состоянии банкротства создают опасность принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

    Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования принудительно прекращается при неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в течение трех лет, за исключением времени,
    в продолжение которого он не мог быть использован ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

    Решение о прекращении права принимает суд, кроме случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 45 ЗК РФ).

    Наложение административного взыскания в виде штрафа, неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка обязательно влекут принудительное прекращение права на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками.

    В судебной практике распространено такое толкование законодательства, при котором организация-банкрот оказывается в правовом тупике: либо она, не используя земельный участок, признается нарушителем земельного законодательства, либо, напротив, используя земельный участок, т. е. осуществляя предпринимательскую деятельность, становится нарушителем законодательства о несостоятельности (банкротстве).

    Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.01.2002 № Ф09-3310/01-АК указал, что факт признания общества банкротом сам по себе не свидетельствует о невозможности выполнения им условий, установленных при предоставлении земельного участка, т. е. условий по его целевому использованию.

    Действующее законодательство содержит нормы, толкование которых, по нашему мнению, влечет невозможность принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком банкротом. Хотя в подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК РФ упоминается об иных обстоятельствах, ввиду которых земельный участок может на законных основаниях не использоваться по целевому назначению, перечень таких обстоятельств в законодательстве отсутствует.

    Представляется, что банкротство исключает использование земельного участка по целевому назначению, поскольку при конкурсном производстве производственная деятельность запрещена, а работники подлежат увольнению в двухмесячный срок.

    ***



    Александр Епанешников,
    заместитель директора ЗАО


    «ЦАУ-Юрист»,


    кандидат юридических наук

    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Не пользоваться, а владеть 30.07.2009 12:20