Москалькова Татьяна Николаевна

Уполномоченный по правам человека в РФ

Москалькова Татьяна Николаевна   

Родилась 30 мая 1955 года в городе Витебске Белоруссии, в семье военнослужащего, офицера ВДВ — участника Великой Отечественной войны.

Образование — высшее юридическое, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

Награждена орденом Почета, другими государственными и многочисленными ведомственными наградами.

Вдова, имеет взрослую дочь и двоих внуков.

В 1972–1974 годах работала бухгалтером Инюрколлегии.

В период 1974–1984 годов — в Отделе по вопросам помилования Президиума Верховного Совета РСФСР (делопроизводитель, старший юрисконсульт, консультант). Занималась подготовкой проектов решений о помиловании осужденных.

В 1984–2007 годах проходила службу в правовых подразделениях МВД СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых прошла путь от старшего референта юридического отдела Управделами МВД СССР до первого заместителя начальника Правового департамента МВД России. В сферу деятельности входили правовая экспертиза проектов ведомственных актов на их соответствие законодательству и международным договорам, подготовка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов. Принимала участие в разработке всех важнейших законодательных актов, регулирующих сферу охраны правопорядка.

С декабря 2007 года по апрель 2016 года — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Баллотировалась от политической партии «Справедливая Россия» по Истринско-химкинскому округу Московской области. Являлась председателем Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей. Представляла интересы России в составе российской делегации в Комиссии по правам человека ООН. Состояла во фракции политической партии «Справедливая Россия». Являлась членом президиума Центрального совета партии.

Внесла в Госдуму в качестве субъекта законодательной инициативы лично или совместно с другими депутатами 121 законопроект.

Активно занимается научно-исследовательской деятельностью, правовым просвещением населения. Автор и соавтор более 140 научных работ, в том числе монографий, учебников, комментариев к законодательству.

22 апреля 2016 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

 

Электронная приемная Москальковой Татьяны Николаевны (flash-версия)

  • Спор о разрешении на приобретение и ношение оружия очень давний. Уже более 15 лет, с момента принятия закона «Об оружии», ведется острая дискуссия: разрешить или запретить, расширить или сузить возможности его применения. Я отношусь к тем, кто выступает за ограничения в этой области, т.к. на практике оружие, в первую очередь, попадает в руки агрессивно настроенного населения, тех, кто склонен к нападению больше, чем к защите. А я считаю, что защиту здоровья, телесной неприкосновенности граждан должны все же обеспечивать правоохранительные органы.

    Однако люди стремятся приобрести оружие по многим причинам. Во-первых, пугает повышенная криминагенная напряженность в обществе. Несмотря на то, что статистика преступлений сегодня значительно ниже, чем, например, 3 года назад, количество насильственных преступлений по-прежнему достаточно велико. Причем преступления стали даже более жестокими. А всплеск организованной преступности если не превышает уровень 90-х гг., то точно равен ему по количеству совершаемых тяжких преступлений.

    Во-вторых, граждане покупают оружие, чтобы иметь возможность защитить себя самостоятельно, так как они не получают должной защиты со стороны правоохранительных органов. Видимо, на данный момент система не отвечает ожиданиям народа. Но и сказать, что общество осталось без защиты, было бы неправильно.

    На повышение качества правоохранительных услуг направлена целая реформа МВД, которая позволит перейти от просто «набора» в милицию к «отбору». Хотя в органах МВД работает много высокопрофессиональных людей, немало и тех, от кого система должна была бы освободиться. На это и направлена планируемая всеобщая аттестация сотрудников внутренних дел.



    Татьяна Москалькова






    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Люди берутся за оружие, потому что слабо защищены 20.12.2010 15:13
  • Бесплатной юридической помощи, как и ничего бесплатного, в государстве не бывает. Всегда кто-то должен платить. И мы должны понимать, что если для граждан это бесплатно, то для государства – платно. Я, конечно, поддерживаю дифференцированный подход к юридическому обслуживанию населения. Малоимущие слои, люди, попавшие в сложное жизненное положение не должны оказываться в неравном положении с успешными людьми в обществе. Их расходы, связанные с юридической помощью, государство, действительно, должно покрывать.

    А вот качество такой помощи зависит уже от нравственного воспитания, культуры наших юридических фирм и государства в целом. Если власть относится уважительно к своим гражданам и, соответственно, оплачивает им услуги юристов на высоком уровне, то они будут качественными.

    Но сегодня адвокат, оказывая бесплатную помощь обвиняемому, получает очень смешные деньги, и эти деньги часто даже не компенсируются (задолженность перед адвокатами огромна). Потому, конечно, адвокаты не будут заинтересованы в том, чтобы защищать малообеспеченную категорию людей бесплатно.

    Нужно чтобы государство несло на себе бремя равенства каждого гражданина перед законом и судом, а, значит, каждый должен иметь равное право на доступ к юридической помощи, и те, кто не имеет возможность оплатить ее, должны рассчитывать на помощь государства.



    Татьяна Москалькова


    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Адвокаты не заинтересованы в бесплатных консультациях 09.12.2010 16:31
  • Если оценивать правоприменение в нашей стране по двенадцати бальной системе, то шестерку я бы поставила, по пяти бальной – троечку с минусом. Правоприменительная практика сегодня серьезно расходится с замыслами законодателей и самим законодательством, и для этого есть много причин: низкий уровень профессиональной подготовки юридических кадров, российский нигилизм, воплощенный в формулу о том, что строгость российских законов всегда смягчается необязательностью их выполнения, недостаточная правовая культура граждан и многое другое.

    К тому же отсутствует программа по мониторингу законодательства. Когда-то подготовка такой программы была начата Бурбулисом в рамках Совета Федерации, но так и не получила официального закрепления. На сегодняшний день в стране не существует институтов проведения мониторинга правоприменительной практики. В Китае же, например, это одно из ключевых звеньев. Их юристы (в частности, в ходе командировок я изучала там работу правовых подразделений Министерства внутренних дел) приблизительно раз в 2 года на несколько месяца выезжают на места, чтобы проверить, как работают их законы. Они проводят опросы, делают выводы.

    У нас же ежегодный доклад о состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющий увидеть какие существуют пробелы, что не работает, не урегулировано, работает не эффективно - не издается. Как депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по делам СНГ, я нередко посылаю запросы в министерства, о том, как работает то, или иное соглашение, которое мы ратифицировали - и вижу полную растерянность. Никто ничего не отслеживает, не знает, как и что работает, какие рождает проблемы, не составляется статистика, не ведется сбор эмпирических данных. Это целый пласт проблем, который остается в государственном секторе не поднятым. Безусловно, этой работой должны заниматься Министерство юстиции и правовые подразделения исполнительной власти.

    Я считаю, что необходим специальный закон о мониторинге правоприменительной практики, оговаривающий, что на уровне государственных программ должна изучаться реализация законодательных актов.

    Решение этих задач очень актуально, особенно, если мы хотим выйти на новый уровень законодательного обеспечения и одновременно надежной защиты прав и интересов граждан.



    Татьяна Москалькова




    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Правоприменение в России – на троечку 29.11.2010 13:11
  • Узнала о предложении Михаила Прохорова внести поправки в Трудовой кодекс и в частности установить 60-часовую рабочую неделю. Так вот, по моему мнению, это предложение можно назвать антинародным и антисоциальным. Ничего, кроме социальной напряженности и взрыва в обществе оно не даст.

    Сегодня условия труда в Российской Федерации достаточно сложные и социальная сфера еще не настолько отстроена, чтобы создать соответствующие условия для работающего человека. У нас отсутствует система детских садов, у родителей ребенка, учащегося в школе, нет возможности содержать его на продленке достаточно, чтобы чувствовали себя уверенно. Это предложение Прохорова просто провокационно и послужит диссонатором социальной напряженности в обществе. Безусловно, депутаты бы никогда не поддержали его, если бы оно приобрело форму законодательной инициативы.

    Что же касается Трудового кодекса, то к нему очень много вопросов, и в первую очередь касающихся социальной сферы: в разделах о коллективном договоре, о защищенности работника от работодателя. И это еще одна причина моего неприятия прохоровского предложения - оно носит вредный характер с точки зрения социальных гарантий, прав и интересов трудящихся.

    Я считаю, что для улучшения условий труда должен быть введен гибкий график работы, чтобы не сковывать людей и давать им возможность занять свою нишу, по способности. Также стоило бы ввести конкурсную систему назначения на должность. Это позволит уйти от плановости, протежирования. Трудовое законодательство, если выходить за рамки Трудового кодекса, должно строиться таким образом, чтобы обеспечить работой в первую очередь граждан России.

    И еще нужно упомянуть о гарантиях молодых специалистов, тех, которые недавно закончили вуз, имеют одно высшее образование, при приеме на работу. Сегодня подобные гарантии есть только для инвалидов – предприятия должны предоставлять им часть трудовых мест. Так вот, нужно квотировать часть рабочих мест и для молодых специалистов, а также создать систему льгот и гарантий для предприятий, которые берут этих специалистов на работу. Например, снижать таким организациям налоги. Иначе мы просто постепенно потеряем своих выпускников - они уедут жить и работать за границу.







    Татьяна Москалькова


    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Предложение Прохорова об изменениях ТК - провокация 01.11.2010 17:34
  • Наше законодательство в значительной мере регулирует вопрос отношений и ответственности родителей и детей, как граждан государства. Хотя, безусловно, наши законы несколько устарели и их нужно модернизировать. На данный же момент вопрос ответственности решается исходя из возраста ребенка, а значит и его правового статуса.

    Когда ребенку исполняется 18 лет, он по закону достигает полной дееспособности и сам может отвечать за себя, свою жизнь и свои поступки. В этом случае действует простая формула: родители не отвечают за детей, дети – за родителей.

    В отношении несовершеннолетних подход совсем иной – ведь у них абсолютно другой и правовой, и морально-физиологический статус. В этом возрасте по закону дети еще не несут полной ответственности за себя. А потому отвечать за поступки ребенка приходится родителям. Однако эта ответственность должна быть очень хорошо дифференцирована. В зависимости от поступка или проступка несовершеннолетнего, родители могут понести ответственность в соответствии с семейным, административным или даже уголовным кодексом.

    Но полностью снимать ответственность с детей тоже нельзя. Возможно, в случае необходимости, к ним нужно применять какие-то дисциплинарные меры, вести разъяснительные беседы. Но ответственность за воспитание и образование своих детей, безусловно, должны нести родители.




    Татьяна Москалькова


    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Отец за сына отвечает. До совершеннолетия 22.09.2010 19:52
  • Как сделать правовую грамотность потребностью жизни?
    Мне очевидны три основные составляющие укрепления правосознания граждан: совершенствование самого закона, пропаганда правового знания в обществе, нравственное укрепление личности.

    Правовое просвещение должно стать нормой на всех уровнях – от школьного образования до повседневного знания закона и уважения к нему. Исторически так сложилось, что суровость закона у нас смягчается необязательностью его исполнения. От этой формулы нам надо уходить, поэтому целенаправленную работу в данном направлении я бы поставила на первое место.

    Совершенство закона соотносится с нравственным его восприятием. Это значит, закон должен быть нравственным, в противном случае он не будет выполняться. Чтобы изменился уровень правового нигилизма в сознании человека, закон должен соответствовать общим представлениям о добре и зле: сам закон обязан быть справедливым.

    Уважения к закону как к правилам общежития можно добиться на основе православных устоев. Здесь стоило бы обратиться к опыту церкви, которая исконно связывает закон и душу необходимостью соблюдения правил уважения друг к другу.




    Татьяна Москалькова


    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Тройной удар по нигилизму и беззаконию 03.09.2010 23:27
  • В практику законотворчества должно быть внесено участие в нем гражданского общества. Это очень хорошая форма, когда прежде, чем вносить законопроект в качестве субъекта законодательной инициативы, он выносится на суд общественности.
    Собственно, такая практика уже работала при подготовке законопроекта о милиции 1991 года, когда его текст был предварительно опубликован. Было собрано более 5 тыс. замечаний и предложений от граждан, учёных, организаций, которые обобщались специалистами.
    Тогда в рабочую группу по законопроекту вошло руководство комитета по безопасности, прежде всего Асламбек Аслаханов, его заместитель Борис Кондрашов и ныне действующий начальник правового департамента Валерий Черников. Работу эту они проводили. И, надо сказать, действительно, многое из того, что высказывалось гражданами, было учтено при окончательном составлении документа. В случае с новым законопроектом «О полиции» широкое обсуждение его содержания будет способствовать оптимизации и улучшению качества этого правового акта.



    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Мнения граждан улучшат законопроект о полиции 20.08.2010 19:08
  • Нас убеждают, что цирк без зверей гуманнее. Стоит ли в России отказываться от использования животных в цирковых представлениях?
    Думаю, не стоит. Цирк – наше традиционное, давнее зрелищное мероприятие, а возникающие проблемы с безопасностью посетителей говорят только о том, что нужно усиливать контроль деятельности цирков со стороны государства, а не лишать граждан этой любимой многими зрелищной формы. Мы обратили внимание на случай в Клину, потому что он просто экзотичен.
    Есть много способов усиления контроля за животными, не только дикими, но и домашними, которые тоже наносят немало вреда. Ведь очень много детей и взрослых страдают, например, от обычных собак – и домашних, и бездомных. И нужно устанавливать ответственность для всех, кто имеет зверей в доме, если они ненадлежащим образом содержатся и могут причинить вред окружающим. А те зрелищные мероприятия, в которых используется участие животных, включая цирк, должны быть поставлены под больший контроль.

    Что касается запрета на фотографирование с животными в цирках, на набережных или в парке в целях безопасности граждан – я не сторонник такого.
    Скорее, общество должно высказаться против нередко бесчеловечного подхода к самим животным, используемым в коммерческих целях. Именно это заставляет их быть агрессивными. Пожалуй, я соглашусь с теми, кто защищает обезьян и попугаев от произвола нерадивых дрессировщиков в "левых" цирках и таких же хозяев-фотографов.




    Татьяна Москалькова


    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Отказаться от цирков из-за клинского леопарда? 01.07.2010 18:21
  • Острота проблемы с бомжами в Москве слегка снизилась в последнее время, так как рынок стал более цивилизованным и люди уже не продают бездумно свои квартиры, становясь жертвой мошенников.
    Вообще скажу – бомжей жалко. Но они криминализируют общественную систему, становятся источником роста преступности и распространения заболеваний, и мы должны понимать тех, кто страдает от присутствия этой категории граждан.
    Конечно, нужно как-то организовывать жизнь бродяг. Строить для них помещения, создавать определенную среду для социальной реабилитации бомжей и вообще адаптации лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию. В этом смысле пока не встречала законодательного закрепления инициатив депутатов.
    Инициатива же с медицинским обслуживанием и установлением гражданства бомжей с предоставлением всех прав, полагаю, заслуживает внимания. Понятно, остается еще вопрос: вывозить ли их затем в центры, которые могли быть построены для их жизни. На сегодняшний день такого закона нет. И все же говорить о свободном проживании бродяг в любом понравившемся им месте – не совсем верно, если это мешает другим.



    Татьяна Москалькова


    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Законы для бомжей пока не писаны 22.06.2010 13:57
  • Думается, инициатива с официальным откупом от службы в армии, предлагаемая партией Жириновского, непродуктивна. Когда в течение срока, пусть даже, как теперь установлено, в 1 год, мужское население страны получает навыки действий в определенных видах и родах войск – это невозможно заменить никакими деньгами.
    Не товарные отношения надо повышать. А престиж службы в вооруженных силах, от которых будет зависеть наша жизнь в случае агрессии со стороны недружественных государств.
    Не стоит еще забывать, что принятие поправок в закон углубит разделение общества на бедных и богатых, увеличит социальную дистанцию между людьми и развратит молодежь той части общества, которая за деньги может купить такую непродаваемую вещь как служение Родине.

    Татьяна Москалькова




    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Служение Родине не подлежит продаже 11.06.2010 19:01