Марина Захарина

  • Случаев трансграничного родительского «киднеппинга», судебных споров родителей о месте проживания детей, с учётом открытости границ, и, соответственно, роста браков с иностранцами, достаточно много. Бывает, что один из родителей, возвращается после развода на родину, и, естественно, хочет, чтобы дети проживали с ним. Такие вопросы решаются только на международном уровне.

    Много лет в этой болезненной сфере Россия находилась вне рамок международного правового поля. Хотя Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей была принята еще в 1980 году, а Конвенцию о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей – в 1996 году.
    Уже после громких процессов, можно сказать, трагедий, таких как история конфликта актрисы Натальи Захаровой с французским мужем и правосудием из-за дочери, в нашей стране стало очевидно, что трансграничные споры о детях должны решаться в правовом поле.

    Поэтому Россия ратифицировала обе Конвенции. А тогда для урегулирования президенты Франции и России дважды при встречах обсуждали этот конфликт.
    Прежде всего, хочу обратить внимание родителей на то, что в любой даже самой конфликтной ситуации они должны думать о благе детей. Нельзя собственного ребенка использовать как инструмент сведения счётов.

    Если родители не находят в себе сил добровольно  мирным путем решить спор о том, с кем из них и в какой стране будет жить ребенок, то необходимо прибегнуть к судебной процедуре, причем вынесенное судебное решение должно иметь силу на международном уровне.

    Для этого обе конвенции устанавливают правило: подобные споры о детях должны разрешаться исключительно в суде того государства, где находится место постоянного (обычного) проживания несовершеннолетних, независимо от их гражданства. Если ребенок похищен или незаконно удерживается в другом государстве, то его надо как можно скорее вернуть назад. И решение об этом должен принять местный суд по заявлению родителя, у которого похищен ребенок.

    Сегодня в России созданы правовые механизмы такого возвращения. Для каждой конвенции – свой.

    Главная задача этих конвенций – сделать так, чтобы похищение детей одним из родителей было бессмысленным, поскольку по заявлению другого родителя суд государства, куда вывезен ребенок, вернет его назад по месту постоянного (обычного) проживания – и только там суд компетентен рассмотреть спор о том, кому из них достанется их чадо.

    Если россиянин или россиянка приняли решение вступить в союз с иностранцем и родить в таком союзе ребенка, они принимают на себя риск, что в случае расставания, может возникнуть трансграничный спор. В иностранных юрисдикциях это довольно дорогое удовольствие. 

    Впрочем, во многих странах Европысуществуют действенные меры социальной поддержки, в том числе,бесплатная для недостаточного обеспеченного родителя помощь адвоката. Если попали в такую ситуацию – бейтесь за своих детей, но делайте это только законными методами. 


    Дальше...
    Написал Захарина Марина (Марина Захарина) в теме Дети раздора 15.06.2019 18:34
  • Марина Захарина Марина Захарина

    Член Адвокатской палаты г. Москвы, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «ЮристАрх»

    Эксперт