НЕ СВОЯ ВИНА
Полиция утверждает, что нашла сексуального маньяка, который нападал на несовершеннолетних девочек, обвиняемый – что все доказательства сфабрикованы, ДНК – подброшено, а через родных его принуждают дать признательные показания и взятку.
Маньяка Михасевича ловили 14 лет, за это время были осуждены за его преступления 14 невиновных человек. То же и в историях других серийных убийц. Потом следователи оправдывались, мол, на нас давило общественное мнение и начальство, и выяснилось, что процессы велись с большими ошибками и нарушениями, а большинство улик и доказательств были сфабрикованы. С тех пор многое изменилось в методах ОРД, но есть то, что не меняется – сбой системы, подминающий невиновных. Что тому причина: нормативная база, социальная среда, человеческий фактор, как оценивать доказательства и аргументы в таких щепетильных делах – ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» пыталось разобраться вместе с опытными криминологами на примере следствия по «сызранскому» делу.
«ВСЕ ДЬЯВОЛЬСКИ-НАОБОРОТ!»
Собственно, начало серьезного разговора на тему зыбкости поля «жертва – насильник», «охотник – добыча» было положено при обсуждении главной темы «Оговор дороже денег», когда в эфир программы «Де-юре» (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы) дозвонилась пациентка известного пластического хирурга Вардана Хачатряна и рассказала об обвинении его бывшими пациентками в изнасиловании. Благодаря защите и самому доктору, который не дрогнул под напором мощной информационной компании и давления коллег, удалось доказать его невиновность. «Жертвы» пластического хирурга отказались от обвинений в сексуальном насилии, суд признал распространение о нем этих сведений ложным и порочащим деловую репутацию, полиция начала проверку по факту вымогательства денег у врача.
О том, что жителя Сызрани также обвиняют в насильственных действиях сексуального характера и есть немало предпосылок подозревать, что обвинение сфабриковано, редакции стало известно на форуме портала по названной теме. Обратилась к экспертам супруга мужчины. По просьбе редакции она передала все документы по делу для анализа экспертов и публикации его итогов. В невиновности мужа она уверена полностью. Что увидели эксперты?
По этическим соображениям имена и фамилии всех участников не раскрываются.
ПОД МОСТОМ
Эта информация взбудоражила весь город: в Сызрани появился еще один сексуальный маньяк (несколько лет назад другого серийного насильника приговорили к 12 годам колонии). Под железнодорожным мостом он нападает на несовершеннолетних девочек и девушек, совершает над ними насильственные действия сексуального характера, жертвам удается сбежать. Никому из них хорошо рассмотреть маньяка не удалось, поэтому описания разнятся. Полиция ищет преступника.
Опрашиваются все, кто могли стать случайными свидетелями преступлений, под заметку берутся ранее осужденные по подобным статьям, все имеющие отклонения в психическом состоянии, все, кто мимо проходил и проезжал, проводится множество генетических экспертиз. Безрезультатно. Общественность недовольна. Начальство, не раз продлевая сроки следствия, видимо, тоже. Но вот – «оперативная удача» – генетическая экспертиза дала совпадение. Подозреваемого С. объявляют в розыск и задерживают в другом регионе России, доставляют в Сызрань и помещают в СИЗО. Предварительное следствие завершено.
Общественность может вздохнуть спокойно? Эксперты-криминалисты, опрошенные «ЗАКОНИЕЙ», советуют общественности не спешить: слишком часто, по их мнению, в следствии по делу случались «чудеса на виражах» и уж очень «оперативная удача» смахивает на рукотворную.
«Оперативная удача» № 1: ДНК
ДНК у криминалистов считается царицей доказательств. Сызранские полицейские взяли буккальный эпителий у множества лиц, и одна из проб, как они утверждают, вывела их на подозреваемого. Однако как указали эксперты портала, есть несколько очень существенных нестыковок.
1) Майка пострадавшей дала совершенно разные генетические показания в разное время. В первом заключении эксперта по молекулярно-генетической экспертизе в эпизоде с пострадавшей М. (в сентябре 2022 г.) на майке девушки была обнаружена только женская ДНК. Но в ноябре проводится повторная, уже в Москве. При этом никаких документов и данных, ставящих результаты первой под сомнение, эксперты в уголовном деле не обнаружили. Перед назначением повторной эксперт не была допрошена. Но перед экспертом был поставлен более чем конкретный вопрос: «Имеются ли на представленной для исследования майке М. в области полочки спереди от линии груди и ниже эпителиальные клетки мужчины?» И – о чудо! – повторная экспертиза находит в указанном месте указанную мужскую ДНК, и она якобы принадлежит подозреваемому С.
2) В уголовном деле эксперты не нашли каких-либо сведений на тот период и о том, как были получены образцы для сравнительного исследования у С., о том, был ли протокол, кем составлен и где он? То есть, нет никакой уверенности, что генные материалы получены в соответствии с УПК РФ и упакованы надлежащим образом, дабы исключить возможность вскрытия упаковки и замены образцов. Протокол изъятия появился в материалах только в феврале 2023 года, когда было предъявлено обвинение С.
2) В обоих случаях в различных городах для экспертизы использовались одни и те же приборы и реагенты. Кроме того, по эпизоду с другой подозреваемой, мужская ДНК была обнаружена на ее вещах и в Самаре и в Москве. То есть, самарские специалисты умеют ее выявлять. Почему же они ее не увидели в случае с пострадавшей М.? Криминалисты, опрошенные ЗАКОНИЕЙ, указали в этой связи на удивительное «совпадение» в хронологии получения ДНК от С., напомним, никак не оформленное в соответствии с законом:
- в сентябре экспертиза майки С. не находит мужскую ДНК.
- 2 ноября после звонка сотрудника полиции С. о том, что, якобы, совершена кража в магазине и ему надо сдать образцы ДНК, у С. берут 3 ватных палочки буккального эпителия. Две выбрасывают, направляют следователю и на экспертизу только одну.
- 3 ноября назначается экспертиза, которая находит мужскую ДНК там, где ее раньше не обнаружили, и идентифицирует ее с ДНК С.
«Оперативная удача» № 2: Биллинг
Как уже было сказано, cызранский маньяк предпочитает охотиться на своих жертв под мостом. Согласно материалам уголовного дела, первое нападение произошло в июне, два последующих – в августе, четвертое – в октябре 2022 года. Но каждый раз в одном и том же месте. В деле поиска подозреваемых по месту преступления к услугам современных оперативников такой инструмент, как биллинг. Это – детализация исходящих и входящих звонков с номера телефона с привязкой к базовой станции, что позволяет относительно точно определить дислокацию человека. Следствие утверждает, что подозреваемого С. по этим данным удалось засечь поблизости от места преступления.
Эксперты-криминалисты ЗАКОНИИ проанализировали и сравнили данные по биллингу, находящиеся в уголовном деле и предоставленные защитой С. И опять «оперативная удача», по их мнению, как-то дурно попахивает. Совпадение нахождения С. поблизости от места нападения было установлено в двух эпизодах. В первом – относительно близко, во втором – достаточно далеко от него. Это только если просто смотреть распечатку биллинга в материалах дела. Но при сравнении выявилось вот что:
- в материалах дела в обоих случаях отсутствуют звонки с номера С. В одном (октябрьском) – полчаса, во втором (июньском) – целых три часа. В биллинге, предоставленном защитой, звонки в этот временной период есть (можно видеть на скриншотах).
- необъяснимое изменение в файлах биллинга в материалах дела. Дата получения данных биллинга следствием: апрель 2023 года, дата изменения файлов – 13 мая 2023 года. Что это за изменения, с какой целью они были сделаны: уж не тогда ли появились «дыры» в распечатке звонков, которые могли расходиться с официальной версией о местонахождении подозреваемого С. – задаются вопросами наши эксперты. Ответов не получит уже никто: что было изменено и с какой целью восстановить не представляется возможным.
- да, подозреваемый в один из моментов находился рядом с местом нападения, но станция, у которой был зафиксирован звонок, покрывает достаточно большой радиус территории, в который входит и дорога и строительный магазин (подозреваемый С. является строителем).
«Оперативная удача» № 3: Поимка
Как указано в материалах дела, С. был задержан в другом регионе России. По версии полиции, он решил скрыться от следствия, поэтому были выписаны постановления об объявлении в розыск и задержании подозреваемого. Что и было сделано. Суд с учетом «побега» и тяжести статьи избрал меру пресечения в виде ареста. Но и тут наши эксперты обнаружили «фортель» следствия. И помогла им в этом царица доказательств №2 – биллинг, предоставленный защитой за 02.11.2022 года (в день взятия ДНК), а также за 23.01.2023 года (перед отъездом С.). Оба раза зафиксированы входящие и исходящие разговоры с одним и тем же номером. И это был сотрудник полиции. Он, получается, звонил С. 2 ноября в 8:55, когда приглашал на экспертизу, а С. перезванивал ему в 09:31, в 09:35 и 09:36 – сообщить, что прибыл, и чтобы его встретили. С этим же номером было соединение 23 января 2023 года, когда, по утверждению супруги, С. и сообщил о своем отъезде по работе в другую область.
Можно ли в таком случае утверждать, что С. скрывался от следственных органов, из-за чего был объявлен в розыск и задержан? Эксперты сходятся во мнении, что и здесь ответ, скорее всего, отрицательный.
Кроме того, они обратили внимание на еще один немаловажный момент в материалах дела. В ходе допроса свидетеля – сержанта полиции С. выяснилось, что после разговора с одной из потерпевших он сообщил в уголовный розыск сведения об автомобиле лица, которое возможно причастно к нападению. Причем, при допросе сержант называет и номер и буквы транспортного средства. Однако эта информация отработана не была.
«Оперативная удача» № 4: Опознание
Согласно материалам уголовного дела, опознали С. две девушки из четырех. Те, эпизоды которых были добавлены в уголовное дело уже в 2023 году, когда С. был «определен» в качестве подозреваемого. Там даже формулировки поменялись: если в первых двух эпизодах М. (на майке которой внезапно обрелась ДНК С.) и П. (первый, июньский эпизод) в ходе осмотра места происшествия говорилось о неустановленном мужчине, то в двух добавленных все конкретно: «С. пошел туда», «С. схватил меня здесь»…
Так вот первая пострадавшая, П., не указала на С. при опознании, а в отношении М. его не проводилось вовсе. Почему – вопрос к следствию. Хотя хотелось бы узнать о результатах такого опознания именно от той пострадавшей, на вещах которой была обнаружена ДНК С. Кроме того, пострадавшая П. запомнила, что нападавший был в бриджах и красной футболке. Полицейские при обыске перебрали и изъяли все вещи С., но указанных вещей там не было. Супруга на наш вопрос по этому поводу пояснила, что такая одежда – не стиль ее мужа.
«Неоперативная удача» № 5. Решалы
Этот пункт выбивается из общей канвы. Во-первых, он не находится в материалах дела (зато по нему подано заявление в СУ СК РФ по Самарской области), во-вторых, «победным» достижением следствия его назвать никак нельзя. Скорее наоборот.
В период ознакомления с материалами дела к супруге подозреваемого обратились некие люди, которые требовали передачу денежных средств за «решение» вопроса. Женщину стали пугать тем, что ее супруга «вышибут на 25 лет», так как там несовершеннолетние, 7 фактов и это не предел… Но если дать денег, срок скостят до 15 или 5 лет. При этом один из «решал» совершенно откровенно говорит следующее: «Ребята подошли ко мне, сказали, бедного С. задержали, хотят подставить», «там хищники работают». Но также откровенно просят: «нужно, чтобы С. сознался» (все аудиозаписи разговоров и стенограммы имеются у редакции).
При этом самое интересное состоит в том, что в ходе ознакомления с делом, супруга узнала одного из «решал» на фотографиях опознания причастных двумя потерпевшими, где он участвовал статистом – они происходили за несколько недель до встречи, на которой шла речь о необходимости передачи денег. На фотографиях он стоит рядом с С. Как видно из стенограмм, «решалы» прекрасно осведомлены не только о подробностях уголовного дела, имеют запись допроса, которую демонстрируют супруге, но и знают о планах следователей.
МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ
«Если наши подозрения верны и человека подставили, подбросив ДНК, через жену давят, чтобы он сознался, и еще и вымогают за это деньги, то что это как не запредельный цинизм?» – задался вопросом один из экспертов портала.
«Все, что я прочитал в материалах этого уголовного дела и дополнительных документах очень плохо смотрится и дурно пахнет. Вот из-за таких в народе у наших коллег-сыскарей такая дурная слава», – сознался второй.
«Я очень сочувствую С. и его семье – даже если будут исправлены ошибки следствия и доказана его невиновность, этим людям с этим жить, его имя останется в базе навсегда, а из города, скорее всего, придется уехать. Человеческие сообщества очень жестоки, а обвинение – очень тяжкое. А еще жалко пострадавших девочек и их родителей. Им приходится раз за разом в ходе следственных действий, а потом и суда, переживать тот шок и ужас, который они испытали при нападении. И все ради того, чтобы посадили, возможно, невиновного человека, кто-то получил звезды на погоны, но при этом маньяк остался на свободе, переждал, и потом снова вышел на охоту за новыми жертвами?» – отметил еще один эксперт.
«Никакие ДНК, биллинг и прочие достижения ИИ не являются «царями доказательств». Только человек – мера всех вещей, как по классику. Это от его честности или бессовестности, профессионализма или алчности зависит трактовка законов и фактов, результатов исследования с помощью самых совершенных достижений науки и техники. Ничего они не меняют, если не меняется сам человек», – горько резюмировал один из самых опытных экспертов – криминолог и правовед.
От редакции добавить к этому пока нечего, кроме того, что итоги этого журналистского расследования редакции и мнения экспертов будут включены в Отчет Минюсту России в рамках Соглашения о совместной работе по мониторингу правоприменения и реализации комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями и правовым нигилизмом в обществе для формирования ежегодного отчета Президенту России. А также то, что редакция будет отслеживать ход этого дела и информировать о результатах.
Обсуждение