6 СЕНТЯБРЯ 1952 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БРИТАНСКИЙ САМОЛЕТ УБИЛ 31 ЧЕЛОВЕКА
Во время авиационного парада в Фарнборо первый британский сверхзвуковой самолет врезался в толпу, в результате чего погибло множество зрителей.
6 сентября 1952 года 130-тысячная толпа посещает авиашоу в Фарнборо, Англия. Многие приезжают целыми семьями и устраивают пикники. Атмосфера радостная. Самолеты (все британские) рассекают небо, демонстрируя захватывающие воздушные фигуры. Свечи, бочки, крутые виражи, штопоры – чего только не увидишь! В собравшейся толпе 29 зрителей не подозревают, что они уже доживают свои последние минуты.
Примерно в 14:30 30-летний Джон Дерри, летчик-испытатель из «Де Хэвилленд» (британская авиастроительная компания) и ас времен Второй мировой войны, выруливает на своем самолете на взлетно-посадочную полосу. Его очередь устроить шоу. Он намеревается показать, на что способна последняя «жемчужина» его фирмы – самолет D.H.110. Это настоящее чудовище, первый британский ночной реактивный истребитель, преодолевший годом ранее, 26 сентября 1951 года, звуковой барьер. Британская армия пока еще не решается разместить заказ на этот самолет. Вот и нужно показать, на что он способен. На борту также находится наблюдатель. Его зовут Энтони Ричардс, и ему 25 лет.
Публика в ужасе
Сразу после взлета Дерри поднимается на высоту 12 000 метров, а затем бросает свой самолет в сверхзвуковое пике. Толпа уже заметила маленькую черную точку, которая становится все больше и больше. По обеим сторонам устройства распускаются два крошечных белых облачка, а через минуту слышится грозный двойной взрыв – знак преодоления звукового барьера. Британская гордость демонстрируется 130 000 зрителям. Истребитель проносится над толпой со скоростью 840 километров в час. Через несколько секунд он исчезает за горизонтом.
Дерри разворачивается, чтобы еще раз пролететь над толпой. Именно в этот момент, без всякой видимой причины, самолет на высоте 200 метров разваливается на куски. Носовая часть и двухтонные двигатели отделяются от фюзеляжа, который продолжает полет на холостом ходу, прежде чем врезается во взлетно-посадочную полосу. Дерри и Ричардс не успевают катапультироваться, они мгновенно превращаются в розовое желе. Один из двух реактивных двигателей рикошетом падает на землю, оставляя кровавую борозду среди любителей пикников, усевшихся на возвышении, в то время как другой двигатель пронзает грузовик и два мотоцикла, в которых, к счастью, никого нет. Смертельная тишина окутывает не верящую в происшествие публику. Диктор без всякой надобности кричит: «Внимание!»
The show must go on (Шоу должно продолжаться)
Организаторы авиашоу в ужасе от масштабов катастрофы. Со всех сторон съезжаются пожарные машины, к пострадавшим спешат машины скорой помощи. Организаторы решают продолжить парад, чтобы отвлечь внимание толпы. The show must go on… За штурвалом самолета Hawker Hunter Jet пилот Невилл Дюк, близкий друг Дерри, в свою очередь, берется выполнить сверхзвуковой полет. За это время службы экстренной помощи доставляют в больницы двадцать девять человек убитыми и около шестидесяти ранеными. Такая вот судьба у Джона Дерри: ему суждено умереть через четыре года после своего первого сверхзвукового полета на борту другого самолета авиакомпании «Де Хэвилленд».
Для протокола: во время этого авиапарада компания «Де Хэвилленд» планировала использовать свой прототип №2, но у него существовала проблема перегрева одного из двигателей. В результате был представлен прототип №1. За год эти два самолета уже совершили сотню сверхзвуковых полетов, при этом никаких сбоев не отмечалось. В отчете об авиационном происшествии, опубликованном в апреле 1953 года, виной указывается слабость конструкции передней кромки крыла. В результате Королевские ВВС, которые планировали заказать несколько экземпляров, отказываются, отдавая предпочтение их конкуренту – Gloster Javelin, менее эффективному, но более надежному. Три года спустя модифицированный D.H.110 поступил на вооружение ВМС Великобритании под названием «Де Хэвилленд DH.110 "Си виксен"».
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
06.09.2021
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии