Исламский радикализм формируется в тюрьме?
![Исламский радикализм формируется в тюрьме? Исламский радикализм формируется в тюрьме?](/imgs/analytics/8/analytics_image_file_8eh61dng4gunqahd.jpg?1336921912)
Как выяснилось, убийца военнослужащих, раввина и детей из еврейской школы, француз алжирского происхождения Мухаммед Мера с декабря 2007 по сентябрь 2009гг. находился в заключении в одной из тюрем Франции. Таково было его наказание за вооруженный грабеж. Там он и открыл для себя исламский радикализм. По мнению Франсуа О (François Haut (1)), юриста, специализирующегося в криминологии, французские пенитенциарные учреждения являются местом вербовки будущих джихадистов.
О том, почему так происходит, Франсуа О рассказал корреспонденту журнала «Атлантико» Ромэну Мьелкареку.
– Мухаммед Мера, подозреваемый в убийствах в Тулузе и Монтобане, проникся идеями исламского радикализма во время своего пребывания в тюрьме, куда он попал за совершение общеуголовных преступлений. Стоит ли этому удивляться?
– Нет, в этом нет ничего удивительного. У нас есть несколько подобных примеров. После ряда взрывов, совершенных в 1995г., Сафе Бурада (2), отбывая наказание в тюрьме, смог убедить ряд других заключенных примкнуть к нему. Прямо в тюрьме ему удалось организовать группу последователей для совершения терактов, подобных тем, что были в Лондоне. Он сплотил вокруг себя как своих бывших последователей, так и новых. Среди новых последователей некоторые вообще даже не были мусульманами.
Есть также пример Абу Аль-Заркауи, который попал в тюрьму за совершение общеуголовного преступления. Он считался «плохим мусульманином», потому что вел разгульный образ жизни и пил. Аль-Заркауи был арестован в Иордании, и именно в тюрьме он встретил тех, кто и привел его к исламскому радикализму. Несколькими годами позже он стал главой «Аль-Каиды» в Ираке.
Или, например, Кевин Ламар Джеймс, который организовал такую группу в одной из тюрем в Калифорнии. Этот бывший член банды «Крипс», осужденный за общеуголовные преступления, основал в тюрьме организацию «Джамаат Уль-Ислам Ис-Шахи», объединявшей «истинных» последователей ислама. Позднее, во время его ареста, ФБР обнаружило планы организации крупного взрыва.
Американцы уже даже изобрели специальный термин – «прислам» (3), образованный из двух слов: тюрьма и ислам.
– Какую роль играет тюрьма в формировании джихадистов?
– В настоящий момент ислам играет важную роль в тюрьмах. Молитвы позволяют заключенным несколько раз в день собираться, не привлекая к себе внимания. Это очень хороший способ сорганизоваться.
В тюрьмах имеются рекрутеры, имамы, которые, не будучи хорошо подкованными в религии, приходят к салафизму (4). Они исповедуют более «упрощенный» ислам, который позволяет легко убедить других примкнуть к джихадизму (5).
– Этот феномен, однако, не нов. Почему же тюремные власти попросту не запретят такие организации?
– Во французских тюрьмах разрешена свобода вероисповедания. Некоторые вещи, конечно, запрещены. Например, призывы к молитве. Тем не менее, места для моления есть. В общем-то, это делается для того, чтобы в тюрьмах не было волнений. Это способ избежать напряженности, которая может вылиться в насилие и беспорядки.
В тюрьме заключенные часто ничем не заняты. До настоящего времени считалось, что тот факт, когда люди обращаются к религии, не опасен. Однако с некоторых пор государство стало обращать внимание на присутствие ислама в пенитенциарных учреждениях.
Очень долго все были зациклены на риске возникновения в тюрьме дестабилизации, не обращая внимания на те риски, которые несет за собой исламизация тюрем. Свобода вероисповедания была гарантией спокойствия. Это упрощенный подход, который заключается в том, чтобы убедить себя, что заключенные не совершают никаких «глупостей».
– Такие группировки и способ сорганизоваться посредством радикальных движений – это специфично для ислама?
– Нет. В тюрьме логика объединения – это некий защитный способ. На воле такое происходит редко. На сегодня джихадистские объединения в тюрьме в своем роде уникальны. И такие объединения в тюрьме возможны, в первую очередь потому, что заключенные ничем не заняты. Это тем более просто организовать, потому что отдельные заключенные уже имеют опыт в таких делах.
Хорошо известно, что корсиканцы очень хорошо организованы в тюрьмах: существуют каналы связи. Еще более очевидно это в случае с басками: например, если кто-то из басков чихнул в тюрьме на юге Франции, то через час это известно в тюрьме на севере. Есть целая сеть хорошо налаженных связей. Люди собираются вместе, чтобы защитить себя, не имея цели совершить что-то за пределами тюремных стен.
Есть лишь одно исключение: когда англичане в 1916г. посадили в тюрьмы всех членов Иранской республиканской армии, тех, кого они не успели уничтожить, то оставшиеся в живых быстро реорганизовались прямо в пенитенциарных учреждениях. А когда спустя несколько лет они освободились, каждый из них хорошо знал, что именно он должен делать, чтобы продолжать борьбу.
(1) Франсуа О является руководителем департамента института криминологии Парижского университета. Ранее он занимал пост советника министра финансов по экономической преступности.
(2) Сафе Бурада – радикальный исламист, приговоренный в 1998г. за организацию ряда взрывов, совершенных в 1995г. во Франции, к 10 годам заключения. Был освобожден досрочно. По выходу в 2003г. из тюрьмы организовал террористическую исламистскую ячейку. Повторно арестован и приговорен за ряд преступлений к 15 годам тюрьмы.
(3) Прислам (prislam) – соединение двух английских слов: prison(тюрьма) и islam(ислам).
(4) Салафизм (фундаментализм) – главный догмат салафитов – вера в безусловно единого Бога. Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.
(5)Джихадизм – радикальный ислам.
Иточник: Atlantico
Перевел Александр ПАРХОМЕНКО
На фото: Франсуа О
23.03.2012
Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"
Комментарии