Человек по имени Иисус

Человек по имени Иисус

Все, что нам о нем известно, мы знаем из Евангелий, из коротких заметок древнеримских историков и из археологических открытий. Знания о той эпохе и использование историко-критического толкования помогают воссоздать образ в целом.

Интерес общественности – верующей или неверующей – к личности Иисуса является глубоким. Это увлечение без всякого сомнения свидетельствует о поиске смысла и духовности в обществе, в целом светском, и в котором разрушаются базовые ценности, совсем еще недавно бывшие незыблемыми. В головах людей возникает некая разруха. Не считая специальных высококвалифицированных трудов, трудных к пониманию, ежегодно на эту тему выходит из печати множество двусмысленных работ. Это либо совершенно фантастические произведения, преследующие собой скандал или сенсацию, либо псевдонаучные сочинения, искажающие настоящий образ основателя христианства под предлогом его демифологизации.

Как работать историку, занимающемуся этой темой? Безусловно, ему необходимо обращаться ко всем известным фактам, имеющимся в его распоряжении: политический, экономический, социальный, культурный контекст Ближнего Востока в I веке, бесспорные достижения историко-критического толкования, и, конечно же, не забывая о большой массе информации, полученной из недавних археологических раскопок в Израиле. Но в то же время историк в своих изысканиях должен останавливаться и перед необъяснимым, не отбрасывая его и не пренебрегая им.

Достоверность изгнания бесов, различного рода чудеса и, тем более, Воскресение не входят в сферу компетенции историка. Он должен ограничиться фактами, оставаясь открытым для их интерпретации. Он не может, например, утверждать, что Иисус ходил по воде или превращал воду в вино, но он должен отметить, что в христианских общинах, из которых и вышли Евангелия, эти факты, рассматриваемые как бесспорные, имеют огромное значение. Для историка невозможно поддержать, во имя вневременного позитивизма, что раздача преломленного и «нескончаемого» хлеба, была всего лишь существовавшим тогда братским обычаем делиться пропитанием, вынимаемым из мешка: канонические Евангелия рассказывают об этом шесть раз, что демонстрирует, до какой степени люди были поражены этим мессианским знаком.

Древние тексты свидетельствуют, что Иисус действительно существовал

Поговорим об источниках. Некоторые сведения можно почерпнуть у Плиния Младшего(1), Тацита(2), Светония(3) и особенно у Иосифа Флавия(4), этого романизированного еврея, жившего в I веке, который в своих сочинениях описывает личности Иоанна Крестителя и самого Иисуса, «особенного человека», способного творить «настоящие чудеса». «Накануне Пасхи, – говорится в Вавилонском Талмуде(5), – был повешен Иешуа из Назарета(6)». Но все эти древние тексты полезны лишь тем, что они свидетельствуют о том, что Иисус действительно существовал. Даже такой ярый полемист, очень антихристиански настроенный, как Цельс(7), живший во II веке, не ставит под сомнение этот факт.

Лишь в начале XIX века некоторые скептически настроенные ученые начинают необоснованно говорить о том, что Иисус – это лишь миф или вымышленный персонаж, взятый из Ветхого Завета. Нужно ли обращаться к апокрифическим Евангелиям? Они практически ничего не говорят нам об Иисусе, как об исторической личности. Это очень древние тексты, полные легенд, пропитанные гностическими учениями, чуждыми христианству. Для изучения нам остаются лишь четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

По мнению церкви, эти биографические катехизисы являются текстами, вдохновленными свыше. При абсолютном уважении к их духовному значению историк вправе рассматривать их как исторические документы, задаваться вопросами об их происхождении и их надежности и затем определить наиболее правдоподобные и последовательные гипотезы. Если не следовать сверхкритической моде «разрушать все», которая присуща при изучении любой религии, то, исходя из момента их написания, – а эти труды были созданы до разрушения Иерусалима в 70 году н.э., когда были еще живы многие свидетели, – а также с учетом проверенных методов хранения, существовавших в странах Древнего Востока, и устных традиций, которые строго контролировались учениками и апостолами, необходимо признать, что канонические Евангелия дают нам в целом надежные факты и описания.

Евангелие от Иоанна – самое мистическое и самое историческое

Но их отношения к истории не являются идентичными. Матфей, Марк и Лука – авторы Евангелий, называемых синоптическими (потому что их можно читать параллельно), – не являются прямыми свидетелями – даже при том, что первое из них возможно было написано Левием, называемым Матфеем, одним из двенадцати апостолов, на арамейском. В отличие от них, четвертое Евангелие было написано ближайшим учеником и свидетелем событий – Иоанном.

Как указывает известный специалист отец Жан Колсом, Иоанн не был сыном Зеведея, рыбаком, промышлявшим в Тивериадском озере, замученным очень рано. Он был последователем из Иерусалима, носящим то же самое имя (очень распространенное) и входившим в высшее еврейское священство. Он «почил» в городе Эфесе в 101 году н.э. Этот блестящий теолог, очень подкованный в вопросах иудаизма, «был, – по словам жившего во II веке Поликрата, – епископом этого города, носившим петалон», то есть золотую пластину, которую могли носить лишь первосвященники и члены высших аристократических семейств.

На самом деле Иоанн лучше знал Иерусалим и топографию Иудеи, чем Галилею и окрестности озера. Хорошо знакомый с администрацией Храма(8), он единственный, кто дает нам сведения о рабе первосвященника Малхе, которому Петр отсек ухо зубчатым мечом. Именно Малх, шепнув словечко охраннику, позволил Петру, после ареста Христа, войти во двор первосвященника. Иоанн не постоянно следовал за Иисусом в Галилее, но он пользовался поддержкой многих из его окружения. «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его», – читаем мы в конце написанного им Евангелия.

Если мы обратимся к тесту Мураториева канона(9), написанному в средине II века, он укажет нам некоторое количество учеников и апостолов (среди которых Андрей, брат Симона-Петра), которые призвали «любимого ученика» к написанию своего Евангелия, предоставив в его распоряжение часть собственной информации, которой они обладали. Евангелие от Иоанна является одновременно и самым мистическим, и самым историческим – и эти две ипостаси дополняют друг друга. Все, что говорит Иоанн, правда, но у него все подвержено его духовному измерению. Хронология его исключительного повествования распространяется, хотя и весьма схематично, большей частью на годы общественного служения Иисуса и охватывает собой в основном три года – с весны 30 до 3 апреля 33 года н.э., даты его смерти.

Зачем лишать себя и возможности использования, среди прочих источников исторического наследия, реликвий Страстной недели, особенно тех, которые вполне обоснованно могут считаться подлинными? Что касается Туринской плащаницы(10), то исследования ее были проведены с помощью весьма спорного угрерода-14, и они показывают, что она является подделкой XIV века; в то же время ее можно сравнить с аналогичной, найденной в Массаде, еврейской крепости, разрушенной в 73 году.

Группа крови на всех трех реликвиях Страстной недели совпадает

Американские, испанские и французские ученые установили, что пятна крови, имеющиеся на трех самых важных реликвиях, относящихся к Страстной неделе, совпадают: Туринская плащаница, материя, которой накрыли лицо Иисуса, сразу после его смерти, и Аржантейская туника, в которой он шел на Голгофу. Группа крови на них одна и та же, АВ, причем, это редкая группа. Кроме того, на всех этих реликвиях была обнаружена пыльца растений, произрастающих лишь на Ближнем Востоке. Впрочем, все эти открытия были почему-то проигнорированы большинством средств массовой информации.

Короче, можно рассматривать все эти реликвии, которым немало пришлось «попутешествовать» в течение многих веков, подлинными, и они могут служить ценными источниками для освещения событий Страстной недели: путь на Голгофу, распятие на кресте, снятие с креста и положение во гроб. Основываясь на этих данных, что можно сказать о жизни Иисуса? Достоверно известно: он родился не 25 декабря 1 года н.э., а, вероятнее всего, в 7 году н.э., но когда точно – неизвестно. Как следует из писаний Луки и Матфея, Иисус увидел свет во времена правления Ирода Великого(11). Но Ирод умер в 4 году н.э. Если обратиться к событиям, связанных с Вифлеемской звездой(12), то современные астрономические вычисления позволяют установить, что это был 7 год н.э. – именно тогда трижды произошло редкое соединение планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб.

Об этом же рассказывается и на клинописных табличках, найденных в Месопотамии. Это был знак для евреев о пришествии Мессии. Португальский раввин Исаак Абраванель утверждал о том еще в XVI веке. Этот феномен позволяет объяснить, почему евангелист Матфей рассказывает нам о звезде, которая появилась, а затем скрылась. Научные данные и рассказы о звезде волхвов поразительно схожи. Бенедикт XVI(13) в своей последней книге «Детство Иисуса» также считает эту гипотезу вполне допустимой.

Конечно, историк не может комментировать непорочное зачатие Иисуса. Долго рассуждали о том, что обет девственности, принятый Марией, не соответствует еврейской ментальности. Но когда были найдены Рукописи Мертвого моря(14), оказалось, что в Храмовом свитке речь идет о сохранении девственности в рамках брака: «Если замужняя женщина берет на себя обет, о котором не знает ее муж, он может объявить этот обет недействительным. Если же он согласен с ним, то оба они обязаны его соблюдать». Это позволяет объяснить удивление Марии, посвященной девственницы, и ее мужа Иосифа, когда архангел Гавриил объявляет, что они должны тайно развестись.

Вполне вероятно, что Иисус был назарянином, членом небольшого клана благочестивых евреев, пришедших из Месопотамии, и утверждавший, что он является потомком царя Давида(15). Этот клан ожидал рождения Мессии в среде своих членов, которые основали в Иудее деревню Назара или Назарет(16). Мария, вероятнее всего, являлась частью этой группы евреев, в которой, по словам Юлия Африкана(17), очень бережно хранили свою генеалогию. Без всякого сомнения, Иисус рассматривался как наследник иудейского царя.

Исторически нет ничего невозможного в описанном Матфеем Избиении младенцев(18). Уничтожение двенадцати или пятнадцати младенцев в Вифлееме могло быть лишь одним небольшим эпизодом среди огромного количества преступлений, совершенных Иродом Великим, кровожадным и параноидальным тираном. Как бы то ни было, Иисус вырос в среде своих «братьев» и «сестер». В Назарете все себя называли братьями и сестрами. Один из них – Иаков, сын Марии, жены Клопаса (которого многие считают братом Иосифа, мужа Марии) – станет первых епископом Иерусалима и умрет в 62 году н.э. Еще один – Симеон, его брат (или двоюродный брат) и наследник – умрет лишь при правлении Траяна(19) (98 – 177 годы н.э.). Он станет важным свидетелем для первых христиан. Когда его в 30 году н.э. крестит Иоанн, Иисус в это время полностью погружен в израильскую веру, корни которой уходят в культуру своего времени.

Он – «настоящий человек», но необычный еврей

Не будем делать из него необычное и таинственное существо, упавшее к нам с небес, всезнающее, всемогущее, преодолевающее время и пространство. Он просто «настоящий человек». И в то же время он – необычный еврей. Он обладает уникальными способностями объяснять Законы бытия и их происхождение. Как говорит он Самаритянке(20), скоро придет время поклонения Господу «в духе и истине». Его послание любви и милосердия, выраженное в Заповедях блаженства(21), отличается высокой требовательностью: он просит усвоить законы Моисея, но не применять их формально. Иисус врачует сердца и говорит о необходимости иметь благие намерения. Отсюда, например, исходит его твердый запрет давать клятву и запрет на развод с женой.

Он разрушает целый ряд запретов, установленных различными религиозными группами того времени – особенно фарисеями(22), чтобы отделить истинное от неистинного. Но было бы неправильно рассматривать его лишь как мудреца или философа, явившегося лишь для того, чтобы учить любви к ближнему. Некоторые мудрецы-фарисеи, в частности Хиллель, делали уже это и до него (хотя они и не допускали важнейший принцип любви к своему врагу). Иисус в своем послании говорит о себе самом. Когда он возвещает о Царстве Божием, в реальности речь идет о пришествии его самого. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Что больше всего удивляет его слушателей, так это неслыханная уверенность, с какой он говорит.

Он говорит: «Моисей вам сказал…, Я вам говорю…» Кто есть этот «Я»? Маленький плотник из Назарета? Слушая Иисуса, можно ли не проникнуться его мистическим влиянием? «Нечто большее, чем храм, находится здесь» (Матф., 12, 5-6), – осмеливается бросить он своим оппонентам. Он называет своего отца Аббой (по-арамейски это «Дорогой отец»), словом любви и родства, которое имеет глубокие корни и которое никогда не использовалось в еврейских молитвах того времени (даже если евреи и не учитывали отцовство Бога).

Он также дистанцируется по отношению к своим ученикам: обучая их, как надо правильно молиться, он говорит «мой Отец», но никогда «наш Отец». Что еще более поразительно, он прощает грехи, что по еврейскому закону может делать только Бог. Для фарисеев все это ужасно, неприемлемо.

Историк констатирует, что Иисус был убежден в том, что он – Сын Божий

Его личность поражает. Смиренный и кроткий, он, тем не менее, предает анафеме и изгоняет из храма торговцев, говорит, как пророк, как абсолютный лидер, которому даны несравнимые полномочия, не обращаясь к нормам еврейского закона. Историк вправе сделать вывод не о том, что Иисус есть на самом деле Бог, но о том, что он абсолютно убежден, что является Сыном Бога, в полном смысле этого понятия, находящийся с ним в неразрывных симбиотических(23) отношениях, в полном согласии со своим Отцом.

Благодаря Евангелию от Иоанна, некоторые из его изречений можно понимать в зависимости от контекста. Когда он говорит толпе: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!», то мы находимся на Празднике Кущей (Суккот)(24) в 32 году н.э. Но это тот день, когда процессия священников идет за водой в Силоам(25), чтобы принести ее в Храм в золотом кувшине. А когда несколько часов спустя он говорит: «Я – свет миру», праздник заканчивается вечерними обрядами.

В Храме народ поет и танцует перед четырьмя только что зажженными подсвечниками, с факелами в руках. Невозможно даже подумать, что произнесенные им слова были выдуманы много позднее, спустя многие десятилетия. Самая большая из трудностей, которые стояли перед Иисусом, заключалась в противодействии желанию толпы отождествлять его со Спасителем, заступником и воином, о котором все мечтали и который должен был бы изгнать римлян. Он чувствует себя неудобно с этим мессианским отождествлением и предпочитает использовать необычное название «Сын человеческий», которое восходит к 7 главе книги Даниила(26). Называясь так, он делает свою фигуру еще более мистической, поскольку «Сын человеческий» – это фигура несравнимо более великая, чем временный мессия: это получеловеческий, полунебесный персонаж, который должен вернуться к концу света и судить всех людей. Но иногда Иисус отделяет себя от этого образа, а иногда полностью отождествляет себя с ним. Если обратиться к Евангелию от Иоанна, мы обнаружим, что не было еврейского суда в том смысле, что он не представал перед заседанием Синедриона(27). Израильские историки указывают на невозможность такого события накануне Пасхи.

Просто в поучительных целях и в целях как бы сжатия сроков в один символический процесс собраны все те споры, которые происходили между Иисусом и его оппонентами – саддукеями(28) и фарисеями, о которых Иоанн рассказывает в 7 – 10 главах. Иисус был неформально опрошен первосвященником Анной(29) «о его учении и его учениках». Возможно, что при этом присутствовали и иерархи Иерусалима. Важно было лишь передать его в руки римлян, поскольку Иисус, будучи потомком царя Давида, утверждал, что является еврейским царем. Настоящий же судебный процесс над ним был проведен римлянами.

Иисус был распят как политический агитатор

Понтий Пилат(30) презирал и первосвященника Анну, и его зятя Каифу, тоже первосвященника, хотя и пользовался их услугами, чтобы сохранять мир в Иудее. Но он отказался идти у них на поводу. Пилат понял, что Иисус не был никаким революционером, не смотря на все высказываемые им мессианские идеи. «Мое царство не в этом мире», – говорит Пилату арестованный Иисус. Прокуратор пытается его освободить, но вовсе не из сострадания, а потому что он сам испытывает презрение к первосвященникам. Впрочем, действия римского наместника Пилата необходимо оценивать в контексте всего того времени. В предшествующем – 32-м году н.э. – он уже получал выговор от императора Тиберия из-за жалобы, поданной на него местными князьями. А год спустя, первосвященники вновь обвинили его в том, что он не является «другом Цезаря». Это уж было слишком! Если бы в Рим отправилась третья жалоба, он лишился бы своего поста, а, может быть, и головы. И Пилат вынужден был уступить.

Таким образом, Иисус был подвергнут жестокой казни – распятию на кресте. Он был обвинен в том, что назывался Назареем, Царем Иудейским. Фактически его казнили как политического агитатора, каковым он, конечно же, никогда не был.

Итак, здесь историк вынужден остановиться: перед пустой могилой, из которой тело таинственным образом исчезло, и перед оставшимся саваном. Правда, есть свидетельства тех, кто утверждает, будто видел Иисуса воскресшим: это двенадцать апостолов, Иаков и более «пяти сотен братьев», о которых расскажет Святой Иоанн. Историк упирается в тайну этого человека. Но ясно лишь одно: исторический Иисус не должен противопоставляться вере во Христа. И ничто не мешает изучать и одного, и другого, хотя историк все же описывает жизнь человека по имени Иисус.

Жан-Кристоф ПТИФИС

Le Figaro

Перевод Владимира КОРОБКИНА и Александра ПАРХОМЕНКО

«Казенный дом», № 8 – 2013

(1) Древнеримский политический деятель и писатель, адвокат.
(2) Древнеримский историк, один из самых известных писателей античности.
(3) Древнеримский писатель, историк и ученый-энциклопедист.
(4) Знаменитый еврейский историк и военачальник.
(5) Многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.
(6) Город в Галилее, на севере Израиля.
(7) Римский философ-платоник второй половины II века; один из самых известных античных критиков христианства.
(8) Имеется в виду главный Иерусалимский храм, ныне не существующий.
(9) Сохранившийся в рукописном кодексе VII-VIII вв. латинский перевод самого древнего перечня книг Нового Завета.
(10) Христианская реликвия, четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
(11) Основатель иудейской династии Иродиадов.
(12) Небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.
(13) Папа Римский с 19 апреля 2005 года по 28 февраля 2013 года, добровольно ушедший в отставку по состоянию здоровья.
(14) Название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года в ряде исторических областей Израиля, примыкающих к Мертвому морю.
(15) Второй царь Израиля, царствовавший 40 лет (ок. 1005 – 965 до н. э.). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии – Иисуса Христа от царя Давида.
(16) Название происходит от еврейского существительного «нецер, означающего ветвь. «Нецер» не является общепринятым еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;» (Ис.11:1). Иессев же являлся отцом царя Давида.
(17) Раннехристианский грекоязычный писатель, один из первых христианских историков.
(18) Эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея.
(19) Римский император из династии Антонинов в 98-117 годах.
(20) Самаритянка – женщина, у которой Иисус Христос попросил воды напиться из колодца Иакова и которая возвестила людям о его мессианских действиях.
(21) Согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесенная им во время Нагорной проповеди и дополняющая Десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф.5:3—12 и Лк.6:20—23). Свое название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведет к вечному блаженству в последующей вечной жизни.
(22) Религиозно-общественное течение в Иудее, одна из трех древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.). Учение фарисеев лежит в основе современного ортодоксального иудаизма.
(23) Симбиотический – связанный.
(24) Суккот или Праздник кущей – один из основных праздников еврейского народа.
(25) В древности здесь находился священный бассейн Шилоах, известен по названию «Силоамской купели», упоминаемой в Ветхом и Новом заветах. Еврейские паломники, приходившие трижды в год (на праздники Песах, Шавуот и Суккот) в Храм на горе, совершали здесь омовение, а затем поднимались по Великой лестнице, ведущей к Храму.
(26) Даниил – библейский пророк. Книга пророка Даниила рассматривается как принадлежащая к пророческим книгам и занимает четвертое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета.
(27) В древней Иудеи высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек.
(28) Название одной из трех древнееврейских религиозно-философских школ, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н. э.) и просуществовавших вплоть до разрушения иудейского государства римлянами (70 г. н. э.).
(29) Анна – первосвященник Иудеи с 6 по 15 год, принадлежал к партии саддукеев. Согласно евангельскому рассказу, после ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду его привели сначала к Анне, пользовавшемуся в то время большим авторитетом и влиянием, а тот послал связанного Иисуса к Каиафе (Ин.18:13-24). Анна был членом синедриона и участвовал в суде над апостолами Петром и Иоанном (Деян.4:6).
(30) Римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник

 

22.04.2013

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ
    Глава ведомства ответил на вопрос главного редактора ЭСМИ "ЗАКОНИЯ" Рубена Маркарьяна о закреплении принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...