Ливан: театр для реабилитации

Ливан: театр для реабилитации

Ливанских заключенных можно реабилитировать с помощью программы «Драма-терапия»: такую цель еще в 2008 году поставила Зейна Даккаш. Годом позже эта ее программа, кстати, первая на Среднем Востоке, вызвала нешуточную заинтересованность после постановки пьесы «Двенадцать разгневанных ливанцев», в которой участвовали заключенные тюрьмы «Румие», считающейся одной из самых опасных в стране.

С тех пор Зейна и ассоциация «Катарсис», которую она возглавляет, расширили этот удачный опыт и вывели на сцену женщин, отбывающих наказание в тюрьме «Баабда», поставив там спектакль, названный «Шехерезада из Баабды».

На небольшой сцене, устроенной на время представления в единственной большой комнате тюрьмы, находящейся в предместье Бейрута, 12 женщин-заключенных рассказывают о своих преступлениях, разочарованиях, мечтах и надеждах. Для многих из них – это первый контакт со «свободным» миром за много лет.

«Я мечтаю научиться водить машину, – говорит одна из актрис в течение пьесы. – Я могла бы поехать, куда хочу, а вовсе не туда, куда меня хочет отвести охранник. Я могла бы научиться водить в 18 лет, но именно в этом возрасте я оказалась в тюрьме».

«Хорошая девочка никогда не станет разговаривать с незнакомыми людьми, – вступает в разговор вторая заключенная. – Но если она выходит замуж за мужчину, которого раньше никогда не видела, то в этом нет ничего плохого».

Основанный на личных историях женщин-заключенных спектакль «Шехерезада из Баабды» показывает суровую реальность жизни этих женщин и поднимает вопрос о месте женщины в патриархальном ливанском обществе. «В группе, с которой я работаю, – поясняет Зейна Даккаш, – семь женщин убили своих мужей. Другие отбывают наказание за измену мужу, за торговлю наркотиками или за проституцию. Большинство из них сами являются жертвами сексуального насилия, жестокого отношения со стороны супруга или принудительного замужества».

Вернуть свое достоинство

Нур (имя изменено) – бывшая заключенная. Вот уже месяц она на свободе. В тюрьме «Баабда» она провела полтора года за мошенничество. «Поначалу я спрашивала сама себя: зачем мне рассказывать свою историю женщинам, которые вовсе не горят желанием мне помочь? Я им не доверяла, но понемногу мы начали привыкать друг к другу и делиться своим опытом. Я поняла, что у всех у нас был свой горький жизненный опыт, полный разочарований. Больше я не была уже одинока».

По словам Зейны Даккаш, этот проект дает женщинам-заключенным некую цель в жизни. Они находятся в переполненных камерах, по 25 человек в каждой, многие из них в течение долгого времени ожидают суда. Эта ситуация доставляла много хлопот команде ассоциации «Катарсис». «Работать в тюрьме «Баабда» совсем не просто, – говорит Зейна, психотерапевт по образованию. – Репетиции проходили в единственной большой комнате, имеющейся в этом учреждении, которая служит одновременно и кухней, и прачечной, и местом для прогулок. Все это не считая того огромного напряжения, в котором ежедневно пребывают эти женщины, не зная, какой им вынесут приговор».

«Участие в этом проекте изменило мою жизнь, – признается Нур. – Сегодня мне уже не стыдно разговаривать с людьми. Я чувствую себя более сильной, и я знаю, что у меня есть определенные права».

Сейчас Нур работает в семейном бизнесе. «Мне нравится быть актрисой, и я хочу продолжать заниматься театром. У меня появилось огромное желание помочь тем женщинам, которые находятся в трудном положении».

Четыре года спустя после начала программы, Зейна и ее ассоциация уже одержали крупные победы. Впервые удалось открыть двери ливанских тюрем для широкой публики, а по пьесе «Двенадцать разгневанных ливанцев» был снят документальный фильм. В этом фильме ставятся вопросы не только о целесообразности смертной казни, до сих пор применяемой в Ливане, но и вопросы реабилитации заключенных. После выхода фильма был принят закон № 463, касающийся сокращения сроков наказания.

Из двадцати женщин, принявших участие в первой постановке пьесы «Шехерезада из Баабды», шесть уже вышли на свободу.

Адреана ВИЛЬЯМС
Huffington Post

Перевод Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: афиша пьесы «Шехерезада из Баабды»; репетиция; сцена из спектакля.

24.09.2012

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое