Правоприменение в России – на троечку

Правоприменение в России – на троечку

Если оценивать правоприменение в нашей стране по двенадцати бальной системе, то шестерку я бы поставила, по пяти бальной – троечку с минусом. Правоприменительная практика сегодня серьезно расходится с замыслами законодателей и самим законодательством, и для этого есть много причин: низкий уровень профессиональной подготовки юридических кадров, российский нигилизм, воплощенный в формулу о том, что строгость российских законов всегда смягчается необязательностью их выполнения, недостаточная правовая культура граждан и многое  другое.

К тому же отсутствует программа по мониторингу законодательства. Когда-то подготовка такой программы была начата Бурбулисом в рамках Совета Федерации, но так и не получила официального закрепления. На сегодняшний день в стране не существует институтов проведения мониторинга правоприменительной практики. В Китае же, например, это одно из ключевых звеньев. Их юристы (в частности, в ходе командировок я изучала там работу правовых подразделений Министерства внутренних дел) приблизительно раз в 2 года на несколько месяца выезжают на места, чтобы проверить, как работают их законы. Они проводят опросы, делают выводы.

У нас же ежегодный доклад о состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющий увидеть какие существуют пробелы, что не работает, не урегулировано, работает не эффективно, не издается. Как депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по делам СНГ, я нередко посылаю запросы в министерства, о том, как работает то, или иное соглашение, которое мы ратифицировали - и вижу полную растерянность. Никто ничего не отслеживает, не знает, как и что работает, какие рождает проблемы, не составляется статистика, не ведется сбор эмпирических данных. Это целый пласт проблем, который остается в государственном секторе не поднятым. Безусловно, этой работой должны заниматься Министерство юстиции и правовые подразделения исполнительной власти.

Я считаю, что необходим специальный закон о мониторинге правоприменительной практики, оговаривающий, что на уровне государственных программ должна изучаться реализация законодательных актов.

Решение этих задач очень актуально, особенно, если мы хотим выйти на новый уровень законодательного обеспечения и одновременно надежной защиты прав и интересов граждан.

 

 

 

Татьяна Москалькова

29.11.2010

информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Если оценивать правоприменение в нашей стране по двенадцати бальной системе, то шестерку я бы поставила, по пяти бальной – троечку с минусом. Правоприменительная практика сегодня серьезно расходится с замыслами законодателей и самим законодательством, и для этого есть много причин: низкий уровень профессиональной подготовки юридических кадров, российский нигилизм, воплощенный в формулу о том, что строгость российских законов всегда смягчается необязательностью их выполнения, недостаточная правовая культура граждан и многое другое.

    К тому же отсутствует программа по мониторингу законодательства. Когда-то подготовка такой программы была начата Бурбулисом в рамках Совета Федерации, но так и не получила официального закрепления. На сегодняшний день в стране не существует институтов проведения мониторинга правоприменительной практики. В Китае же, например, это одно из ключевых звеньев. Их юристы (в частности, в ходе командировок я изучала там работу правовых подразделений Министерства внутренних дел) приблизительно раз в 2 года на несколько месяца выезжают на места, чтобы проверить, как работают их законы. Они проводят опросы, делают выводы.

    У нас же ежегодный доклад о состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющий увидеть какие существуют пробелы, что не работает, не урегулировано, работает не эффективно - не издается. Как депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по делам СНГ, я нередко посылаю запросы в министерства, о том, как работает то, или иное соглашение, которое мы ратифицировали - и вижу полную растерянность. Никто ничего не отслеживает, не знает, как и что работает, какие рождает проблемы, не составляется статистика, не ведется сбор эмпирических данных. Это целый пласт проблем, который остается в государственном секторе не поднятым. Безусловно, этой работой должны заниматься Министерство юстиции и правовые подразделения исполнительной власти.

    Я считаю, что необходим специальный закон о мониторинге правоприменительной практики, оговаривающий, что на уровне государственных программ должна изучаться реализация законодательных актов.

    Решение этих задач очень актуально, особенно, если мы хотим выйти на новый уровень законодательного обеспечения и одновременно надежной защиты прав и интересов граждан.



    Татьяна Москалькова




    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) 29.11.2010 13:11
  • Какой там закон о мониторинге! Опять правовая культура граждан. Несите правовую культуру в милицию. Хоть польза будет
    Написал Баскаков Василий (Василий Баскаков) 29.11.2010 14:54
  • Лучше в госдуму. А то придумывают закон люди, абсолютно не понимающие, ЧТО они принимают.
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 01.12.2010 15:10
  • Не знаю,кто там придумывает законы,но я до сих пор являюсь гражданином СССР,и мне Русскому получить гражданство РФ ,легче на марс полететь.И таких как я сотни тысяч,а это голоса на выборах.Значит кто то узаканивает рабство.Когда человек не имеет права голоса,и лишён документов.Кому то это выгодно.
    Написал Правдин Юрий (upravdo) 03.12.2010 20:32
  • ЦИТАТА: "У нас же ежегодный доклад о состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющий увидеть какие существуют пробелы, что не работает, не урегулировано, работает не эффективно, не издается. Как депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по делам СНГ, я нередко посылаю запросы в министерства, о том, как работает то, или иное соглашение, которое мы ратифицировали - и вижу полную растерянность. Никто ничего не отслеживает, не знает, как и что работает, какие рождает проблемы, не составляется статистика, не ведется сбор эмпирических данных. Это целый пласт проблем, который остается в государственном секторе не поднятым. Безусловно, этой работой должны заниматься Министерство юстиции и правовые подразделения исполнительной власти".Наша Вы красавица и умница в погонах генеральских, если Вы видите и отслеживаете, то почему не принимаете действенных мер... Что Вам мешает...Знаю, что вопрос риторический...Вам хорошо сидеть и красоваться в теплом местечке, каким при г. Грызлове и его К с покровителями , стала Госдума...Но у Вас юридическое образование. Вас когда-то профессоры уважаемые учили правосознанию и конституционному праву... Где же сбой... На зачетах... На экзаменах или в самой жизни...
    Написал don52 18.12.2010 19:14
  • Я считаю, что необходим специальный закон о мониторинге правоприменительной практики, оговаривающий, что на уровне государственных программ должна изучаться реализация законодательных актов.Сообщает автор. Дело обстоит иначе. Проблема не в правоприменительной, а в законодательной практике, сводящейся к продолжающемуся навязыванию идеи утверждения чиновниками законов за избирателей, подаривших чиновникам это право и испытывающих, по причине дарения, сущий произвол чиновников в отношении себя как по вопросам тарифов, доли в природных ресурсах, в судебной защите прав граждан и по всем важным вопросам.
    Написал Артист (Артист) 04.01.2011 07:13
  • Лично меня бесит понятие "правоприменительная практика"... У нас, все-таки, формальная система права. Закон следует понимать и применять так и только так, как он написан (если коряво написан - это отдельная тема). Однако сплошь и рядом существуют "следственная практика", "судебная практика" и прочие "практики". А еще есть "региональные практики". А еще убеленные сединами профессоры пишут монографии и комментарии о том, как ОНИ понимают ту или иную правовую норму, а затем гореправоприменители надувают щеки и прикрывают свою безграмотность цитатами из подобных "опусов". В результате из благих намерений законодателя произрастает нечто уродливо-несуразное, проку от которого - ноль. Один вред...
    Написал Необязательно Игорь (Vesh-a-Too) 09.05.2011 08:50
  • Правоприменительная практика?Пока привыкли к правилам а не исполнять закон.Исполнять закон не выгодно,а выгодно придумывать новые правила.Надо увольнять тех чиновников которые говорят о коррупции,а не борятся с ней.
    Написал Правдин Юрий (upravdo) 22.05.2011 12:27