Отец Федор Людоговский. Точка зрения.
Обряды и традиции захоронения усопших менялись с веками и разнятся по конфессиям. Древние египтяне, например, строили пирамиды и мумифицировали умерших. В христианстве на это смотрят иначе: участь души в мире ином, горнем, никак не зависит от того, что здесь происходит с телом, и уж тем более, от того, насколько пышными были похороны, насколько большой участок был отведён умершему, насколько помпезное у него надгробие.
Если человек при жизни озаботился тем, чтобы купить себе определенный участок, спроектировал надгробие, это его право. Но к религии это отношение не имеет. Если смотреть на это с точки зрения христианской морали, то, наверное, не стоит слишком большое значение придавать своему надгробию.
Если говорить о наших российских реалиях и сравнивать с тем, что мы можем увидеть в Европе, была бы уместна не столько помпезность, сколько то, чтобы места захоронения были спокойным, приятным местом, с аккуратной травой вокруг, деревьями, и без бесконечных оград. У них это устроено как-то более цивилизованно и человечно.
26.04.2019
Насколько мне известно, какой-то общепринятой официальной точки зрения РПЦ на вопрос трансплантации органов нет. Более двадцати лет назад тщательнейшим образом разрабатывалась Социальная концепция Русской Православной Церкви, в которой утверждалась неприемлемость сокращения жизни одного человека через отказ от жизнеподдерживающих процедур с целью продления жизни другого. К сожалению, этот хороший документ забыт, и многие его положения не применяются.
Могу только высказать мою личную точку зрения как священника, как христианина. Мне кажется, что трансплантация органов вполне допустима, и в определенных случаях желательна. Все мы призваны как христиане к любви, к творению добрых дел по отношению к ближним. Может, в течение жизни человек не сумел в полной мере проявить свою любовь, так хотя бы после смерти ему удастся кому-то помочь своими сердцем, печенью и так далее. Лично я с христианской точки зрения никаких препятствий не вижу.
Другое дело, что, если эту теорию вписывать в нашу конкретную жизнь, в практику, то, конечно же, возникает много вопросов, сомнений, в частности, о потенциальной возможности досрочного прекращения насильственным путем человеческой жизни с целью изъятия органов. Когда какой-то юный мотоциклист разбился, и его органы используют для спасения других – это нормально, а вот когда человеку могут «помочь» это сделать – такие вещи недопустимы.
Было бы желательным и уместным просвещение и донесение до своих прихожан и клириков официальной точки зрения Православной Церкви и других конфессий на тему трансплантологии. Навязывания не должно быть, а информирование могло бы принести существенную пользу.
«Закония» в соц. сетях