Наталья Оганова. Точка зрения.
Неосновательное обогащение – достаточно коварная норма, так как существует большое количество недобросовестных партнеров, особенно в сфере предпринимательства, которые пытаются друг с другом договориться, выражаясь сленгом 90-х «по понятиям» а не в соответствии с законом. Судебная практика по таким спорам весьма неоднозначна. Как известно, неосновательное обогащение возникает в том случае, когда лицо приобрело или сберегло имущество за счет другого. Далее следует пояснение о том, что приобретение или сбережение произошло ни на основании закона, ни договора. Но если смотреть решения судов по данным спорам, то получается, что не всякое приобретение или сбережение является обогащением. Например, в случаях договоров, действие которых закончилось, не существуют более, но имеются долги, которые возникли в связи с существовавшими договорными отношениями. Вот они, эти долги, неосновательным обогащением считаться не могут.
Очень часто предприниматели оказываются в ловушке недобросовестных партнеров. С расширением практики перечисления денежных средств онлайн круг потенциальных мишеней только растет. Каждый может ошибиться, производя платеж, написав неправильно даже одну цифру. В таких случаях банк снимает с себя всякую ответственность и заботу о возврате платежа и советует гражданину обращаться в суд для взыскания неосновательного обогащения. Без этого банк платеж не вернет. А уже в судебном порядке возникает обязанность доказать наличие взаимоотношений между сторонами, в частности, истец должен доказать, что он перечислял деньги, а ответчик – что существовали какие-то взаимоотношения в результате которых и был осуществлен перевод. Поскольку люди не озадачиваются наличием хоть каких-либо подтверждений, то очень часто деньги взыскивают, когда не надо или не взыскивают, когда это действительно необходимо. В частности, недобросовестные получатели оставляют деньги у себя или, наоборот, денежные средства, которые ответчик должен был реально получить, возвращают истцу, так как не доказаны взаимоотношения.
В делах данной категории, как и в делах по бракоразводным процессам, принципиально важно сохранять каждую платежку, чеки, документы, а в случае дарения крупной вещи – обязательно оформлять соответствующий договор.
20.01.2023
Финансовая составляющая деятельности уличных аниматоров зависит от региона, их востребованности и их совести. Надо отметить, что сегодня даже в театрах любой формы собственности артисты предпочитают становиться самозанятыми по той простой причине, что их налог на профессиональный доход варьирутся в пределах 4-6 процентов. Но для этого необходим учет прихода денежных средств на специальную карту, полученную при регистрации. Кто из уличных аниматоров это делает, и как это проследить – большой вопрос. По идее, налоговая должна отслеживать характер поступлений, а также то, как эта деятельность осуществляется. Понятно, что существуют продюсерские компании, которые организовывают уличные мероприятия. Но в этом случае речь идет о запланированных, согласованных массовых мероприятиях. Во всех остальных случаях деятельность уличных аниматоров – нечто хаотично самоорганизованное, никому не подконтрольное и не подотчетное.
От силы в их регулировании принимают участие правоохранители которые дают возможность уличным аниматорам какое-то время выступать в этой локации, чтобы собрать деньги и поделиться. А в остальном – до них просто нет никому дела. И это плохо не только по финансовым соображениям – ведь эти артисты собирают костюмы из подручных средств, за их опрятностью редко когда следят, их внешность тоже не всегда подходит для того, чтобы делать подходящие фотографии. Порой они бывают просто нетрезвы. Разумеется, ни о каких высоких стандартах актерской игры тоже речи в их случае не идет.
Таким образом, какую бы форму ни принимала организация бизнеса уличных аниматоров – ИП, самозанятые, продюсерские центры – это их личная самоорганизация и выбор. Но вот в случае, если этот выбор не был сделан, государство и должно ввести свой контроль и надзор. О том, в каком виде они должны быть представлены, пока никто толком не знает. Если, допустим, в виде штрафов, то надо для начала представлять, за какие правонарушения.
Для таких артистов тоже, как и для уличных музыкантов был бы необходим кастинг, ведь они тоже – часть имиджа исторических городов. А потом уже эту красивую подачу, которая будет нравиться прохожим и привлекать их, надо превращать в монетизацию и грамотно ее упаковать.
Для определения механизмов правового регулирования сферы эзотерики и целительства в первую очередь необходимо отделить такое явление, как «чудо» от правовых понятий. Столь бурное и неконтролируемое развитие этой сферы началось из-за того, что перечень услуг в Гражданском кодексе РФ носит неисчерпывающий характер. Это многоточие расширило виды как коммерческих, так и некоммерческих услуг до бесконечности. При этом называть магию и эзотерику предпринимательством в чистом виде (т.е. деятельностью на свой страх и риск в целях извлечения систематической прибыли) кощунственно, как и называть малым и средним бизнесом. В этом случае речь идет об оказании услуг непоименованных в Гражданском кодексе, а облечь их в правовую форму достаточно сложно, потому, что нет четких критериев.
Бурному росту способствовала и популяризация этого рынка услуг и в печатных СМИ, и на телеканалах, и в Интернете. Массированная реклама непрерывно обрушивается на целевую аудиторию, в частности, телеканала «Домашний». В результате обоих факторов целительство и эзотерика вышли за рамки правовых услуг в сферу криминальную, когда людей вынуждают, предоставляя недостоверную информацию, которую невозможно проверить, расставаться с крупными суммами денег. Хорошо рассчитанный маркетинг к тому же ложится на благодатную почву стрессов, неуверенности в завтрашнем дне, болезнях и трагедиях людей. Кто-то в результате идет в светлую духовную сторону – в церковь, а кто-то и в темную.
Разумеется, отрезать все топором в один день, пытаясь обуздать сферу введением уголовной ответственности, не получится. Нельзя одновременно лоббировать пропаганду услуг целителей и гадалок, выпуская только на федеральных каналах сотни программ соответствующей тематики или фильмы о якобы великих исторических личностях–предсказателях и намереваться с ними справиться одним законом. Здесь необходимы усилия и средств массовой информации, и психологов, и врачей, и юристов. Это огромное поле непаханое, которое необходимо прорабатывать шаг за шагом, признавая, что, возможно, и есть, какие-то способности, отделяя их от мошенников и нечистых на руку людей. Делать это необходимо индивидуально, точечно, грамотно, но продумывать систему защиты граждан надо обязательно, потому, что много судеб оказываются поломаны, а люди, не получившие исполнения чуда или мечты порой заканчивают жизнь самоубийством. К тому же надо признать, что теневой оборот средств в этой сфере просто огромен.
При абсолютно верном стремлении к упрощению языка нормативных актов не дойти бы до крайности. Можно, конечно, все упростить до одного клика, до простейших инструкций вместо нормативно-правовых актов, минутного принятия одним нажатием клавиши решения, которое определяло бы судьбу или имущественную составляющую конкретного гражданина. Но ведь существует сложнейшее нормативно-правовое регулирование, законодательное регулирование, правоприменение, а юриспруденция – это высокая наука. Низкий уровень финансовой и правовой грамотности населения России является большой проблемой. Но решать ее за счет того, чтобы все упростить без разбору – неверно. Кто и как это будет делать? При множестве названных сомнений и вопросов, ответов на них пока нет, и это вызывает тревогу за возможный результат: в стремлении упростить, не сгубить бы необходимые правовые нормы и юриспруденцию как науку и сферу деятельности.
Кстати, именно на юристах лежит ответственность за разъяснение правовых норм гражданам, повышение юридической грамотности населения. Да, важнейшие нормы прописаны в Гражданском кодексе, а все, что им не урегулировано, можно закрепить в договоре. Но ведь никто не заставляет писать его той терминологией, которая непонятна гражданам.
Таким образом, юристам сложность языка законов не нужна. Она скорее выгодна чиновникам, которые, принимая чрезвычайно запутанные правовые акты, вполне возможно, занимаются лоббированием интересов определенной группы людей. Есть еще одна причина сложности формулировок: невысокий уровень специалистов, которые занимаются написанием правовых актов – зачастую это поручается вчерашним выпускникам без опыта работы в правовой сфере.
Институт субсидиарной ответственности возник не просто так, а в рамках концепции неотвратимости ответственности, и изыскания всеми средствами контролирующее должника лицо (КДЛ) – зачастую, скрытого бенефициара. Поиском конечного бенефициара любят заниматься банки и налоговая служба с единственной целью – взыскать деньги. Им нужен хоть кто-то, кто мимо проходил, и сотрудники указали на него пальцем, что он, мол, с большим интересом посмотрел на нашу компанию, когда мимо проходил, возможно, он какие-то указания делал важные при принятии решений. Иногда доходит до абсурда: вот, человека часто видели в офисе, значит, он однозначно влиял на руководство. Данная концепция, возможно, уже переходит все возможные границы. И получается, что у нас ломят, пока не сломают, и люди, видя, как привлекают к субсидиарной ответственности, начинают применять превентивные меры.
Тут важна статистика того, что в банкротных процессах взыскивают требований в разы меньше заявленных. Так как к тому моменту, когда наступает субсидиарная ответственность, проходят годы банкротных процессов, и, как говорится, все украдено до нас. Поэтому наказать, застращать, отнять удается у тех, кто не был подготовлен к такому развитию событий и даже невиновен в долгах. Все это должно заставлять людей задуматься, что вполне возможно, если ты мимо проходил, ты можешь быть КДЛом.
Сейчас систему сдержек и противовесов между должником, кредитором, КДЛ, судом все же пытаются выстроить посредством принятых в мае поправок в закон о банкротстве, исходя из которых, если теперь дело о банкротстве рассматривалось без учредителя, то это является нарушением его прав. Он имеет право с момента начала банкротства предъявлять доказательства, показывать, какие у него возникли убытки в результате действий, приведших к банкротству. Т.е. Конституционный суд указал, что надо, конечно, деньги возвращать, но давить нужно не до бесконечности.
Сейчас стало модно ругать управляющие компании, утверждать, что там повсеместно жулики и подделки. Соответственно, вносятся предложения изменить нормативно-правовую базу с целью внести дополнительные ограничения и ответственность. При этом альтернативы никто не предлагает и не рассматривает, как нынешние нормы исполнять надлежащим образом. Избавиться от недобросовестной управляющей компании по действующим нормам можно, хотя те же ресурсоснабжающие организации никакой ответственности не несут.
Стоит признать, что проблемы с подделкой протоколов собраний и подписей жильцов существуют. Жильцы инициируют судебные процессы, представляют в суды копию протокола или просят суд истребовать у управляющей компании его оригинал. То есть, норма работает и суды рассматривают пачками дела, связанные с нарушением правил проведения общих собраний собственников. Если добавить к этому механизм, который введет ответственность за непредоставление суду оригинала протокола общего собрания, это будет еще проще работать. Ведь суду будет достаточно документа, который предоставит УК или Госжилинспекция, для того, чтобы выработать мнение, необходимо ли проводить экспертизу.
Стоит напомнить, что по нормам Конституции и Жилищного кодекса существует тайна голосования, охрана персональных данных, поэтому предлагаемая норма о размножении оригиналов протоколов собраний, вывешивании их на общее обозрение и к тому же с указанием номера квартиры и результатами голосования нарушает массу других прав. Возможно, человек не хочет, чтобы было известно, как его семья проголосовала по тому или иному вопросу жизнедеятельности многоквартирного дома, чтобы не навлечь недовольство несогласных с его точкой зрения соседей.
Кроме того, и ранее собрать кворум было сложно, особенно в многоподъездных домах, где тысячи жильцов, а теперь и вовсе практически невозможно. Очень многие люди не хотят участвовать в управлении, их ничего не интересует, а с новой нормой об увеличении кворума вдвое, эти проблемы вдвое и усугубятся. В российском законодательстве есть такое понятие, как бремя собственности, в соответствии с ним, если собственник не пришел на собрание или его не оповестили, то его голос будет учитываться минимум как кворумный или воздержавшийся. Если такая норма будет введена, то люди будут понимать, что если они не пришли на собрание, то их голос будет способствовать принятию того или иного решения, важного для дома, и они также несут ответственность за него. То есть, речь идет о, своего рода, субсидарной ответственности, как в корпоративном праве. Такая мера дисциплинировала бы и способствовала проявлению инициативы, большей вовлеченности в общие дела дома.
То, что на сегодняшний день огромная сфера риелторской деятельности не имеет своего профильного федерального закона – неправильно. Попытки урегулировать ее ведутся уже более 11 лет, но по целому ряду причин этого не происходит, регулирование осуществляется актами подзаконного характера, преимущественно постановлениями Правительства, при отсутствии лицензирования. Есть надежда, что к концу 2022 года соответствующий закон будет принят. Он давно ожидаем, к тому же количество уголовных дел, возбужденных в отношении риелторов за последние два года, зашкаливает. Был проведен анализ того, что в договорах предлагают риелторы клиентам, и он показал просто запредельные вещи в части нарушения норм законодательства, например, прямое выманивание оригиналов документов о собственности, требование о внесении крупных сумм задатка, заключение договоров сразу с несколькими клиентами. При этом никаких гарантий и никакой ответственности риелтора.
Прописать нормы регулирования в законе необходимо, другой вопрос, как это будет сделано. Есть сомнения, что это будет качественный нормативный акт. Притом, что президентом задача поставлена более полутора лет назад, за весь этот период времени так ничего и не решилось. Все находится на уровне обсуждений, как и пять лет назад, когда не был принят разработанный законопроект о риелторской деятельности, хотя на ряд вопросов, на которые тогда не было ответов, сейчас пытаются дать ответы. Либо вносятся предложения о таких препонах, которые могут обрушить этот рынок, так как услуги риелторов станут для граждан неподъемными. Если речь идет о создании саморегулируемых организаций, то это будет связано с оплатой вступительных взносов, обязательного страхования, и все это очень дорого. Люди вместо защиты от мошенничеств получат просто увеличение стоимости сделок с недвижимостью. В итоге гражданам будет легче пойти к нотариусу, поскольку в этом случае предусмотрена его ответственность за условия удостоверенной сделки.
Основной причиной высоких темпов роста инфляции, вдвое превышающих прогнозные показатели, являются недоработки в социальной сфере, которые были допущены в этом году. Поэтому президент и озвучил на итоговой пресс-конференции планы по повышению производительности труда, так как без нее нет потребительского спроса и качество жизни населения снизилось. Для повышения этого уровня распечатывания кубышки, откуда берутся деньги на дотации, в том числе Пенсионному фонду, доплаты и социальные выплаты, недостаточно. Для целей развития и повышения эффективности труда (в настоящее время более 30% рабочих мест относятся к малооплачиваемым, соответственно, малоэффективным) эти деньги не идут.
К минусам, которые тормозят социально-экономическое развитие можно отнести и рост доли государства в экономике – сейчас это порядка 45-50%, тогда как в развитых экономиках мира этот показатель составляет 15%, даже в Китае – только 30%, при этом они сейчас дают уровень лучшей экономики мира.
Таким образом, в ближайшее время средства госбюджета пойдут на обеспечение заработных плат и выплат, а над решением вышеназванных проблем предстоит работать в 2022-2023 годах.
Нынешний год будет богат на изменения в социальной жизни. Их перечень значительно расширяется в сравнении с 2018-2019 годами: власть вплотную начала заниматься внутренней политикой. И это находит отражение в том количестве изменений, которые внесены в нормативно-правовые акты. Это и очередное изменение возраста выхода на пенсию, повышение размера декретных и маткапитала. Пособие по беременности и родам в этом году увеличилось более чем на 20 тысяч рублей, и для жителей многих регионов является существенным. Как, впрочем, и размер материнского капитала, и эта программа, как отметил Владимир Путин в своём ежегодном Послании Федеральному собранию, будет продолжаться. Улучшение демографических показателей по-прежнему остро стоит на повестке дня.
Увеличился размер МРОТ до 12 130 руб, а также оплаты больничного листа. Наконец-то МРОТ стал равен прожиточному минимуму. Это положило конец давнему спору юристов и экономистов: что должно лежать в основе начисления заработных плат, но может стать началом повышения цен.
Но пока остается нерешённой проблема большого количества работающих граждан, живущих за чертой бедности. Это бич нашего времени, и меры по поддержанию различных слоёв населения, озвученные Президентом, облегчат жизнь людей. Например, бесплатные обеды в школах для учеников начальных классов, проект «Доступный интернет» затронут практически всё население страны, и для многих станут существенным подспорьем в семейном бюджете. Также расширен перечень жизненно необходимых лекарств на 24 препарата: противоопухолевые, от бронхиальной астмы, антибиотики, противогрибковые, для лечения гепатита C, и так далее. То есть, это те популярные препараты, которые люди смогут получить бесплатно.
С 1 января начался новый этап программы «Земский учитель», который предполагает выделение 1 миллиона рублей переехавшим работать в сёла и небольшие (до 50 тысяч жителей) города. А также стартовал проект стимулирующих выплат врачам за обнаружение онкологических заболеваний при профилактических и иных осмотрах.
«Закония» в соц. сетях