Ирина Ильичёва. Точка зрения.
Трудно было бы определить, какая школа в стране является пионером по внедрению системы наставничества, но это точно те учебные заведения, которые проникнуты идеей создания детской и взрослой общности, воспитания и ранней профессиональной профилизации учеников. В какой-то степени такая система всегда существовала в школах. Не было такого, что школы дистанцировались от специалистов в своих отраслях и интересных людей. Но при этом, чаще всего отсутствовала определенная система и подход, при которых не просто читаются разовые лекции, проводятся внеклассные занятия, но создается некий «клуб» по профессиональному интересу. Объединение детей, которые выбрали уже для себя соответствующую профессию и наставник их ведет к ней.
Сегодня как никогда помимо темы обучения и воспитания важна тема профессиональной ориентации и выхода учеников в профессию. А она без наставников невыполнима. Потому, что при всем таланте педагогов, профессию могут всесторонне подать только те, кто в ней состоялся. И здесь важна не только личность наставника как мотивация, но и соприкосновение детей с профессией. В качестве примера можно привести работу с учениками нашей школы в математическом направлении Евгения Касперского. Он не только своим примером мотивировал детей, но и создал для них производственную базу – Лаборатория Касперского берет на практику мотивированных детей в этой отрасли, и в 10-11 классах наиболее талантливые из них уже работают там. Тот же подход практикуют и кураторы медийного направления – известная телеведущая Арина Шарапова и редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Президент АНО «Продюсерский центр «Динамо» Михаил Тюркин воспитывает своих подопечных на фильмах, на примерах героев спорта, работая с детьми сразу нескольких параллелей.
Надеемся, что этот год, года наставника и педагога, даст возможность разработать нормативные акты в данном направлении, посмотреть на наставничество со всех сторон. У него множество составляющих и направлений, и систематизировать это законодательно – задача ближайших месяцев. Ведь у школ в разных городах и регионах различные возможности, но общую, базовую формулу стоило бы прописать для них всех.
13.01.2023
В школах, где создан благоприятный психологический климат, где дети находятся в атмосфере созидания, постоянной деятельной и полезной занятости, как правило, мало возникает проблем с детской психологической нестабильностью, срывами и стрессами. Безусловно, такой климат надо создавать, работать над ним. В этом деле психологическая служба, психолог играют важную роль. Но когда в школе учатся две-три тысячи и более детей, там с созданием необходимого ребенку климата в такое непростое время не справятся даже несколько психологов
Поэтому первостепенно значимой видится совместная работа учителей и родителей, при которой последние максимально привлечены к участию в жизни школы. Очень важен также классный руководитель, который должен осуществлять не только контроль над состоянием ребенка и его поведением, но и быть другом и психологом. На сегодняшний момент школы приложили максимум усилий, чтобы учителя получили очень хорошую базу знаний в сфере психологии, как в виде курсов повышения квалификации, так и второго образования. Особенно это касается именно классных руководителей.
В такой парадигме гораздо легче работается психологу, так как на любой сигнал того же классного руководителя о тревожных моментах с учеником он реагирует точечно и на своем уровне профессионально работает с проблемным ребенком. Поэтому представить современную школу без такого специалиста невозможно. Да, его наличие в штате носит необязательный характер, но включить такого специалиста в штатное расписание может каждая школа, так как формируется оно непосредственно на месте. Соответственно, и количество педагогов-психологов может варьироваться: есть разные ученические контингенты, разные регионы – все это может решаться самостоятельно, в соответствии с потребностями.
Выбор места получения высшего или среднего профессионального образования диктуется запросом не только самих выпускников, но и потребностями региона. Поэтому, прежде всего при выборе специальности дети ориентируются на своих родителей и близкую среду, но немаловажно и влияние школьных наставников. Ранняя профориентация, во время которой дети могут попробовать себя в разных направлениях деятельности, в разных профессиях, поможет им открыть в себе те или иные способности, увидеть свое место в жизни. И это не обязательно вуз. Сегодня московские колледжи дают великолепное образование. Просто нужно на ранних стадиях детей знакомить с этими возможностями, проводить массу экскурсий, встречаться с преподавателями колледжей, дать возможность детям что-то сделать руками.
29.07.2022Учителя, прошедшие разные этапы педагогической деятельности, помнят, как еще несколько лет назад было такое количество учебников, что дети, переезжая из одного города в другой, а порой просто из одного образовательного учреждения в другое, не могли продолжить изучение программы. На нынешнем этапе совершенно четко определены единые программы и учебники, по которым обучаются дети в различных регионах, городах и школах страны. Соответственно, переход стал беспроблемным. И это очень важно и для учителя, ведь школа должна гарантировать ребенку качественное образование. За счет единой программы такой базовый результат гарантирован.
Дальше уже многое зависит от таланта и способностей учителя. Ведь при подаче материала можно использовать максимальное количество дополнительной литературы, все возможные и доступные педагогу инструменты для достижения главного результата.
Таким образом, планка учебника обязательно должна присутствовать. В этом смысле особую благодарность хочется высказать группе компаний «Просвещение», так как все их учебники разрабатываются с непосредственным участием педагогического сообщества, родителей, учеников, неоднократно апробируются, обсуждаются экспертным советом и уже только после этого принимаются.
Вопрос защиты учителя от агрессии, закрепление его высокого статуса давно назрел, является своевременным и нужным. Но у этой проблемы есть другой аспект, который к законодательным и нормативным актам не относится, лежит в другой плоскости. Он направлен на предотвращение конфликтов. Во взросло-детской общности, которая существует в учебном заведении, необходимы правильно выстроенные отношения между учениками, учителями и родителями. В школах, в которых отлажена система взаимоуважения всех участников образовательного процесса, сама среда не даёт развиваться конфликтам.
Предлагаемый рядом экспертов отказ от сложных учеников и перевод в подобие коррекционных классов абсолютно неприемлем. Если мы отказываемся от учеников, значит, мы уже просто не педагоги. Хотим мы или не хотим, но к каждому ученику необходимо найти индивидуальный подход, и по-другому быть не может. Но никто из учителей не может подстраховаться и быть уверенным в том, что с ним конфликтной ситуации не произойдет. Поэтому и должны быть отлажены юридические рычаги воздействия на ту или иную ситуацию, которых на сегодняшний момент нет. Большинство педагогов считает, что законодательную инициативу, которая предложена и разрабатывается, необходимо поддержать. Более того, исходит она именно от педагогов.
07.02.2020
«Закония» в соц. сетях