Наставничество – лучший способ профессиональной ориентации детей

Трудно было бы определить, какая школа в стране является пионером по внедрению системы наставничества, но это точно те учебные заведения, которые проникнуты идеей создания детской и взрослой общности, воспитания и ранней профессиональной профилизации учеников. В какой-то степени такая система всегда существовала в школах. Не было такого, что школы дистанцировались от специалистов в своих отраслях и интересных людей. Но при этом, чаще всего отсутствовала определенная система и подход, при которых не просто читаются разовые лекции, проводятся внеклассные занятия, но создается некий «клуб» по профессиональному интересу. Объединение детей, которые выбрали уже для себя соответствующую профессию и наставник их ведет к ней.
Сегодня как никогда помимо темы обучения и воспитания важна тема профессиональной ориентации и выхода учеников в профессию. А она без наставников невыполнима. Потому, что при всем таланте педагогов, профессию могут всесторонне подать только те, кто в ней состоялся. И здесь важна не только личность наставника как мотивация, но и соприкосновение детей с профессией. В качестве примера можно привести работу с учениками нашей школы в математическом направлении Евгения Касперского. Он не только своим примером мотивировал детей, но и создал для них производственную базу – Лаборатория Касперского берет на практику мотивированных детей в этой отрасли, и в 10-11 классах наиболее талантливые из них уже работают там. Тот же подход практикуют и кураторы медийного направления – известная телеведущая Арина Шарапова и редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Президент АНО «Продюсерский центр «Динамо» Михаил Тюркин воспитывает своих подопечных на фильмах, на примерах героев спорта, работая с детьми сразу нескольких параллелей.  
Надеемся, что этот год, года наставника и педагога, даст возможность разработать нормативные акты в данном направлении, посмотреть на наставничество со всех сторон. У него множество составляющих и направлений, и систематизировать это законодательно – задача ближайших месяцев. Ведь у школ в разных городах и регионах различные возможности, но общую, базовую формулу стоило бы прописать для них всех.     

 

13.01.2023

Аудиозапись радиоэфира

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Базовые ценности в сознании ребёнка формирует семья. Но и роль школы в процессе формирования личности нельзя недооценивать. Хорошо, что разворачиваемся в верном направлении, пока ещё не слишком поздно.
    Написал Варвара М. 01.02.2023 11:14
  • Образование, как сфера услуг, коим оно долгое время было, – весьма сомнительное состояние и определение. Ведь любое взаимодействие учителя и ученика – это не только передача знаний, но и передача жизненного опыта, то есть, воспитание. Отделить образование от воспитания, по большому счету, невозможно, это как «орел» и «решка» в монете, две составные единого целого. Таким образом, система образования как была заточена под воспитание, так и остается таковой.
    Но сейчас, с определением нынешнего, 2023 года, годом учителя и наставника, фокус внимания направляется именно на воспитание, на передачу опыта и формирование определенных ценностей, которые важны и для семьи и для страны в целом. Все проистекает из того, что сейчас на уровне общественного сознания и федеральных нормативных актов четко фиксируется, что мы придерживаемся традиционных ценностей. Это значит, что в системе образования, помимо получения знаний ребенок должен и воспитываться в парадигме традиционных ценностей.
    Как социальная система сейчас образование становится крепче и более целенаправленным. Все потому, что задачи, которые решает наставничество – это передача опыта и мотивация к учебе. Потому, что без передачи жизненного опыта, основанного на определенных ценностях и без мотивации к учебе в течение всей жизни, любой образовательный процесс становится бессмысленным. 


    Дальше...
    Написал Кожевников Михаил (Михаил Кожевников) 13.01.2023 10:36