Чтобы справиться с финансовыми мошенниками полиции надо чаще вставать со стула

Меры борьбы с финансовыми мошенниками зависят, прежде всего, от типа мошенничества и не всегда Центральный банк может с ними справиться. Например, с телефонным мошенничеством, когда аферисты выманивают у людей информацию о номерах банковской карты и кодах доступа. В этом случае необходимо двадцать раз на день повторять по всем возможным каналам, что если вам позвонил незнакомый человек, вы не должны ни в коем случае вступать с ним в контакт и уж точно не должны следовать его инструкциям. К сожалению, данный вид вымогательства случается всё чаще и чаще, потому, что, по-видимому, персональные данные клиентов хранятся в финансовых организациях недостаточно надежно.

Зачастую оформляются кредиты, займы в микрофинансовых организациях, в банках, на имя ничего не подозревающего человека, а потом с него «выбивают» деньги, которые он не брал. Здесь тоже Центробанк никак помочь не может, тут необходимо, чтобы полиция научилась вставать со стула. Это очень трудно сделать, но, иногда, надо отдать должное, некоторые полицейские, исполняют свой долг, вмешиваются, действуют квалифицированно, и тогда вымогательство прекращается мгновенно. Если бы всякий раз, когда человек подаёт заявление в полицию о совершенном против него финансовом преступлении, полицейские активно пытались поймать преступников, им бы очень скоро стало бы неповадно.

Надо понимать, что если гражданин действительно взял кредит, но не оплачивает по нему должным образом проценты, банк или микрофинансовая организация в конечном итоге продаст этот долг, это законно. Но если деньги не «выбивают», а цивилизованно напоминают о необходимости возврата средств, предлагают компромиссные решения, это нормально. Другое дело, что эту нормальность ненормально редко можно обнаружить. Увы, жесткое «выбивание» долгов с человека – настоящая проблема. Сколько бы человек не был должен и не опаздывал с платежом, он остаётся человеком, и по нашему закону его запугивать, изматывать звонками и визитами нельзя. 

02.08.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • На рынке торговли долгами, как и на любом другом, спрос всегда рождает предложение. Если взять средний портрет должника, то от 30 до 40 процентов должников являются сетевиками. Большинство кредитов и займов берут именно участники сетевого маркетинга для того, чтобы вкладывать в различные сомнительные проекты. Учитывая такую специфику займов физических лиц, родилось предложение. А именно возникли планы у других участников рынка, как вовлекать данную категорию и дальше в опасные финансовые игры.

    В результате в России многие годы выстраивалась система, где придумывались постоянно новые проекты, куда люди вкладывали деньги. Например, один из преподавателей МГУ создал схему некоего альтернативного банка, который должен был не только приносил прибыль, убирая определённые проценты, но и обещал всем вкладчикам огромные дивиденды в виде выплат. В результате проект не был создан, аферист скрылся с деньгами обманутых людей. Это менталитет сетевиков – они всё время впутываются в такие афёры.

    Есть и другая категория, в которую входят и пенсионеры, у которых есть сбережения. Они чаще всего деньги вкладывают в МФО или потребительские кооперативы. Те в конечном итоге рушатся, но их сложно назвать мошенническими схемами, потому, что регулируются законом и по нему составляют договоры. В данном случае, имеет место нечистоплотность конечного исполнителя.

    Таким образом, ради легкой наживы, вместо того, чтобы получать соответствующее образование, знания и умения, чтобы участвовать в финансовых операциях, люди пытаются сегодня и сейчас решить свои финансовые вопросы. Главный совет, который можно дать таким людям: не умеете играть, не садитесь за стол. Надо понимать, что есть низкая ставка дохода, но это защищённая сделка, например, размещение депозитов в банке, а есть обещание высоких процентов, но риск обмана колоссален. 


    Дальше...
    Написал Крылов Сергей (Сергей Крылов) 02.08.2019 15:28
  • Финансовые мошенники – люди достаточно опытные, имеют развитый эмоциональный интеллект, они очень хорошо разбираются в людях. Мне несколько раз звонили телефонные аферисты с целью выведать ключи доступа к банковской карте, и каждый раз меня удивляло, что они знали вещи, которые посторонний человек знать не может: какие-то факты о семье, номер карты, срок её выдачи, то есть очень конкретные скрытые данные. Откуда они обладают этими сведениями: покупают базы данных, находятся в говоре с сотрудниками банков и нефинансовых учреждений?

    Обладание закрытыми данными и придаёт мошенникам убедительности в глазах жертв. В моём случае они прокололись, так как, представившись сотрудниками Пенсионного фонда, позвонили в субботу. Я же знаю, что Пенсионный фонд никому не звонит, и уж тем более, в субботу.

    В основном, они рассчитывают на пенсионеров, домохозяек, то есть, людей финансово не подкованных, хотя, надо признать, прокалываются и люди знающие. Мошенники в первую очередь действуют на наши эмоции и чувства, например, жадность. Мол, мы хотим вам перевести 100 тысяч, но для этого вы должны срочно предоставить свои данные. Надо помнить, что когда человек или организация хотят вам что-то перевести, одарить и так далее, они не будет настырными.

    Кроме того, мошенники используют страх, в частности, за детей. Звонят и говорят: «ваша дочь не может позвонить, но для неё надо срочно передать деньги». На что надо постараться отреагировать спокойно, заподозрив обман, попросить передать телефон дочери.
    И самое главное, надо помнить, что никакие финансовые расчёты и иные действия по телефону лучше никогда не совершать. На звонок, якобы, из банка следует спросить о времени посещения банковского учреждения. Одним словом, стараться все время быть начеку. 


    Дальше...
    Написал Тхостов Александр (Александр Тхостов) 02.08.2019 15:10
  • Меры борьбы с финансовыми мошенниками зависят, прежде всего, от типа мошенничества и не всегда Центральный банк может с ними справиться. Например, с телефонным мошенничеством, когда аферисты выманивают у людей информацию о номерах банковской карты и кодах доступа. В этом случае необходимо двадцать раз на день повторять по всем возможным каналам, что если вам позвонил незнакомый человек, вы не должны ни в коем случае вступать с ним в контакт и уж точно не должны следовать его инструкциям. К сожалению, данный вид вымогательства случается всё чаще и чаще, потому, что, по-видимому, персональные данные клиентов хранятся в финансовых организациях недостаточно надежно.

    Зачастую оформляются кредиты, займы в микрофинансовых организациях, в банках, на имя ничего не подозревающего человека, а потом с него «выбивают» деньги, которые он не брал. Здесь тоже Центробанк никак помочь не может, тут необходимо, чтобы полиция научилась вставать со стула. Это очень трудно сделать, но, иногда, надо отдать должное, некоторые полицейские, исполняют свой долг, вмешиваются, действуют квалифицированно, и тогда вымогательство прекращается мгновенно. Если бы всякий раз, когда человек подаёт заявление в полицию о совершенном против него финансовом преступлении, полицейские активно пытались поймать преступников, им бы очень скоро стало бы неповадно.

    Надо понимать, что если гражданин действительно взял кредит, но не оплачивает по нему должным образом проценты, банк или микрофинансовая организация в конечном итоге продаст этот долг, это законно. Но если деньги не «выбивают», а цивилизованно напоминают о необходимости возврата средств, предлагают компромиссные решения, это нормально. Другое дело, что эту нормальность ненормально редко можно обнаружить. Увы, жесткое «выбивание» долгов с человека – настоящая проблема. Сколько бы человек не был должен и не опаздывал с платежом, он остаётся человеком, и по нашему закону его запугивать, изматывать звонками и визитами нельзя. 


    Дальше...
    Написал Медведев Павел (Павел Медведев) 02.08.2019 12:24
  • Криминальный «успех» финансовых мошенников отчасти обусловлен ситуацией «защита - нападение»: нападение всегда на шаг впереди, а защита вынужденно всегда опаздывает, и лишь потом принимает ответные меры. Но проблема шире и глубже, и опыт других стран, сталкивающихся с финансовыми аферистами, это подтверждает.

    В первую очередь надо задаться тривиальным вопросом, ответ на который мы, в общем-то, знаем: откуда у мошенников наши персональные данные? Бреши в законодательстве тут нет, закон о защите персональных данных прописан и действует, однако, раз за разом мы становимся свидетелями того, что наши персональные данные, включая защитные банковские – те же ПИН-коды, оказываются в руках мошенников. Это серьёзная проблема, не только России, но и общемировая.

    Размышляя над этим вопросом в течение последнего года, советуясь с сотрудниками различных служб, российскими и зарубежными учёными, у меня вырисовывается на него не очень хороший ответ, в котором я на всякий случай сомневаюсь. Не обходится ли потеря наших защитных данных без нечистоплотных людей в правоохранительных органах, в службах безопасности финансовых и иных организаций? Многие подобные мошеннические операции без, как минимум, консультационной помощи сотрудников перечисленных служб, невозможны.  Именно поэтому рядовой гражданин оказывается перед финансовыми мошенниками абсолютно беззащитным. Психологическая защита в таких случаях не срабатывает, потому, что мошенники знают слабые места этих людей, чем они умело манипулируют.

    Меня всегда удивляло, почему сотрудники правоохранительных органов не дают никаких методических рекомендаций по тому, как противостоять финансовым мошенникам. В лучшем случае это делают журналисты, что, безусловно, хорошо, но, мягко говоря, мало. Между тем, технологии совершенствуются и позволяют мошенникам переходить на совершенно новый уровень, в частности, использовать компьютерные программы имитации голоса. Человеку звонят, представляются, допустим, сотрудником социологической службы, а на самом деле, это может быть мошенник, который идентифицирует голос человека. Потом от его имени звонят его голосом и не всегда даже современная аудиоэкспертиза его отличит. Уже бывает, что к этому голосу привязывают картинку, и, выйдя на видеосвязь, собеседник будет разговаривать с роботом, но будет полное ощущение разговора с живым человеком.

    С этими явлениями необходимо бороться на различных уровнях, включая законодательный и информационный. С мошенничеством при долевом строительстве жилья удалось справиться в итоге, но сколько людей пострадало, лишилось всех своих сбережений, пока это произошло. Все эти риски существуют на Западе, борьба с ними в достаточной степени проработана, но мы их практику почему-то не перенимаем. Когда-то Гайдар сказал, что рынок сам все разрулит. Это неверный посыл, от которого надо избавляться. Ни в какой стране мира никакая экономика – ни рыночная, ни социалистическая, сама собой не рулит. Рулят люди, а не какие-то там метафоры и фетишизмы. 


    Дальше...
    Написал Мацкевич Игорь (Мацкевич Игорь Михайлович) 02.08.2019 11:58
  • Каждый пятый россиянин считает себя жертвой преступления, и чаще всего (в 34% случаев) – это мошенничество. Таковы результаты опроса Института проблем правоприменения. При этом в полицию обратилась только половина жертв как раз из-за мошенничества: 75% опрошенных признались, что считают себя виновными в том, что попались на удочку аферистов. С них собирали деньги для несуществующих больных, оказывали липовые услуги, им продавали несуществующие товары. Но самым масштабным и разнообразным направлением последних лет стало мошенничество с финансовыми средствами россиян. Появился даже термин «социальная инженерия», когда взламывают не банковские автоматы, а людей, выманивая данные о кодах и паролях.

    «Перспективное» направление

    Банальные надувательства уже не в моде. Микрофинансовые организации обманом заставляют граждан возвращать кредиты, которые они не брали. Недобросовестные банки продают реальные и несуществующие долги клиентов коллекторам и частным лицам, и люди сталкиваются с откровенным вымогательством. Промышляют и поодиночке. Предприниматель из Красноярска продал знакомому за 20 миллионов рублей липовые долги других фирм перед своей организацией. И банк почему-то это не увидел и не предотвратил. Но больше всего афер зафиксировано с выводом средств с банковских карт. Если кредитные организации сами постарались отгородиться от мошенничества ст. 159.1 УК РФ, то граждане, как правило, перед аферами с их деньгами беззащитны.

    Бесперспективное дело

    Да, в УК появилось мошенничество при использовании платежных карт, но не был выведен в отдельный состав преступления такой тип мошенничества, как телефонное, когда средства клиентов списываются с использованием различных современных технологий. Обращение в суд, чтобы вернуть похищенные средства успеха не приносит. В 80% рассмотренных дел победителями оказались банки. Чаще всего гражданам практически невозможно доказать свою непричастность к пропаже средств, так как злоумышленники получив от них коды доступа и пароли делают так, что все операции проходят от лица клиента. К тому же, например, если в разговоре с мошенниками от них не звучит сумма и рекомендации к её передаче, так и состава преступления нет. Если добавить к этому боязнь сообщать о факте мошенничества из-за стыда, то финансовые аферисты остаются практически безнаказанными.

    Личная защита

    Сейчас во втором чтении рассматриваются два законопроекта. Первым ЦБ дается право оперативно добиваться блокировки сайтов финансовых пирамид и других мошеннических организаций. Второй законопроект предусматривает создание единой базы владельцев сотовых номеров. Пользоваться информацией смогут ЦБ, банки, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, некредитные финансовые организации и т.д. Таким образом планируется минимизировать мошенничество на финансовом рынке и избавить граждан от ошибочного взаимодействия со стороны кредиторов и коллекторов. Но как обезопасить простых граждан от «взлома» их самих, если целый глава отдела безопасности одного из десяти крупнейших банков сам три раза продиктовал мошенникам ПИН-код от своей зарплатной карты? Спасут ли граждан от мошенников новые законодательные и технологические барьеры или необходимо повышать финансовую грамотность и банальную бдительность?
    Написал П. В. (аdmin) 30.07.2019 16:13