Еще больше регулировать для кинотеатров тему демонстрации сцен насилия – это искать ключи под фонарем

Времена, когда больше крови на экране – больше продано билетов, прошли. Сейчас люди ходят в кинотеатры, чтобы отдохнуть с друзьями, получить заряд позитива – жестокости вполне хватает в новостных программах на телевидении. По нашему опыту, самое популярное кино у молодых людей вовсе не какая-то «Бензопила-7», а универсальная «диснеевская» анимация с качественной картинкой и увлекательной историей. Универсальное с той точки зрения, что он и она могут пойти его посмотреть вместе. Парень не пригласит девушку смотреть ужасы, также, как и она его не пригласит на романтическую мелодраму.
Насилие в художественном кино в том или ином виде было всегда, например, в таких сокровищницах кинематографа, как фильм «Иди и смотри». Все зависит от того, как подаются эти сцены, чем они впечатляют: жестокостью или трагизмом. От того, как объяснять их детям.
Кроме того, в кинотеатрах есть разрешительное удостоверение, не всякое кино выйдет на широкие экраны, только то, которое разрешено к показу. Сцены насилия сразу устанавливают рейтинг «18+». Отслеживается это строго: в первую очередь проверяются паспорта зрителей. То есть, картины с явными сценами насилия в кинотеатрах дети и не увидят. Поэтому еще каким-то образом регулировать для кинотеатров тему демонстрации сцен насилия – это искать ключи под фонарем, где светлее, а не там, где они лежат. Насилие льется рекой с экранов телевизоров и смартфонов.  

17.12.2021

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Следственный комитет заявил, что напавший на гимназию в Казани Ильназ Галявиев действовал, подражая «неформальным представителям одной из деструктивных субкультур». Ранее о психологическом механизме «подражательства» или индукции среди подростков говорили в основном психиатры, и, собственно, факты. Например, Михаил Пивнев, «стрелок» из подмосковной Ивантеевки в виртуальном мире взял себе псевдоним Клиболд. Этот американский школьник вместе со своим другом устроил бойню в школе «Колумбайн». Помимо нападения студента-убийцы на Пермский университет, в Пермском крае произошел еще один инцидент – в школе поселка Сарс 12-летний ученик принес и произвел выстрел из «Сайги» в потолок. Ему тоже «бог что-то говорил» во время нападения. И он такой не один. А ведь эксперты сразу после бойни в Казани предупреждали: нельзя давать много информации о «стрелке», показывать его во всех ракурсах, смаковать подробности, так как это неизбежно приведет к его мифологизации как некоего героя, станет «кейсом» для тех, у кого есть проблемы с популярностью.

    ТВ без насилия

    На пике обсуждения резонансного массового убийства в Перми Александр Бастрыкин, понимая, какую роль в разрастании эпидемии «стрелков» принадлежит психологическим аспектам, предложил законодательно ограничить показ сцен насилия на федеральных каналах. Такой законопроект Госдума рассмотрит в весеннюю сессию. Законодательные акты подобного содержания уже принимались в новейшей истории: в 2004 году в ст. 4 закона о СМИ были внесены изменения, устанавливающие запрет на показ по ТВ сцен убийств и насилия с 7.00 до 22.00 часов. С июля 2014 года согласно закону № 101-ФЗ, известному, как закон о ненормативной лексике в искусстве, боевики и фильмы ужасов, где добро побеждает зло, а насилие прославляется, запрещены к широкому прокату. Логику понять можно. В 1960 году в Советском Союзе показали итальянский фильм «Рокко и его братья», где братья привязали невесту главного героя к дереву и по очереди изнасиловали. Сразу же в городах прокатилась волна таких преступлений, остановить которую удалось только жесткими действиями милиции. Но решит ли дальнейшее ужесточение регулирования жестоких сцен узкоспецифическую проблему эпидемии массовых убийц? На федеральных каналах уж точно не крутят фильмы о колумбайнерах, но последователи и поклонники этого преступного направления плодятся как грибы после дождя. В понедельник один такой устроил взрыв самодельного устройства в Серпухове.

    Двусторонняя индукция

    Психологическая индукция дает, кстати, волны не только убийств, но и самоубийств. Несколько лет назад такое было в Подмосковье. Когда-то давно с «эпидемией самоубийств» девушек столкнулись и в Японии. Отчаявшись ее остановить, власти поступили безжалостно, но эффективно: стали демонстрировать девочкам фото трупов самоубийц. Зрелище повесившегося человека – не для слабонервных. Эпидемия резко прекратилась. Как объясняют психологи, жертвы индукции, подражательства, чаще всего вовсе не отмороженные убийцы или сумасшедшие, а незрелые, инфантильные личности, которые легко поддаются внушению, считают себя вытесненными на обочину жизни, хотят прославиться, привлечь к себе внимание, не представляя, какую цену они за это платят. И поскольку внушаемость работает в обоих направлениях, может, надо запретить любой показ в СМИ и интернете видео и фото стрелков, когда они «круты» – в эффектных масках, с оружием наперевес, но зато подробно показывать их в наручниках, в клетках, с отрезанной ногой, как Бекмансуров, при оглашении приговоров, в тюремной камере. Этот образ явно не тот, который подростки захотят копировать.
    Написал П. В. (аdmin) 13.12.2021 15:15
  • Времена, когда больше крови на экране – больше продано билетов, прошли. Сейчас люди ходят в кинотеатры, чтобы отдохнуть с друзьями, получить заряд позитива – жестокости вполне хватает в новостных программах на телевидении. По нашему опыту, самое популярное кино у молодых людей вовсе не какая-то «Бензопила-7», а универсальная «диснеевская» анимация с качественной картинкой и увлекательной историей. Универсальное с той точки зрения, что он и она могут пойти его посмотреть вместе. Парень не пригласит девушку смотреть ужасы, также, как и она его не пригласит на романтическую мелодраму.
    Насилие в художественном кино в том или ином виде было всегда, например, в таких сокровищницах кинематографа, как фильм «Иди и смотри». Все зависит от того, как подаются эти сцены, чем они впечатляют: жестокостью или трагизмом. От того, как объяснять их детям.
    Кроме того, в кинотеатрах есть разрешительное удостоверение, не всякое кино выйдет на широкие экраны, только то, которое разрешено к показу. Сцены насилия сразу устанавливают рейтинг «18+». Отслеживается это строго: в первую очередь проверяются паспорта зрителей. То есть, картины с явными сценами насилия в кинотеатрах дети и не увидят. Поэтому еще каким-то образом регулировать для кинотеатров тему демонстрации сцен насилия – это искать ключи под фонарем, где светлее, а не там, где они лежат. Насилие льется рекой с экранов телевизоров и смартфонов.  


    Дальше...
    Написал Березин Олег (Олег Березин) 17.12.2021 10:51
  • К сожалению, все признаки эпидемии эскалации жестокости и насилия, в том числе в подростковой среде, есть. Отчасти она связана с общецивилизационными причинами в виде повсеместного насилия в масс-медиа, кино, в социальных сетях. Эта эпидемия сейчас усилена пандемией ковида и связанными с ней ограничениями и общей нервозностью и напряженностью. Чтобы это остановить надо, по большому счету, убрать культ материальных ценностей и существенно изменить приоритеты культуры общества. Чтобы главным в фильме было не то, сколько в нем льется крови, а то, что герои говорят, о чем думают, что переживают.
    В мире, в котором все на бегу и всем не до кого нет дела, агрессия – естественная реакция на одиночество. В советское, патерналистское время, как бы мы ни издевались над скучным, зарегулированным запретами телевидением, по экранам кровь не лилась. А если и лилась, то она была частью подвига, а не злобы по отношение к ближнему.    


    Дальше...
    Написал Журавлев Дмитрий (Дмитрий Журавлев) 17.12.2021 10:53
  • Три основных фактора оказывают влияние, определяют решимость и готовность подростка взять оружие и пойти на массовое убийство. Первый заключается в детско-родительских отношениях: либо жестко авторитарном, либо чересчур попустительском стиле воспитания ребенка. Второй фактор девиантного поведения связан с наличием психических травм у ребенка – здоровая личность на преступления, массовые расстрелы не пойдет. Это уже сфера работы психолога и ответственности родителей за то, чтобы вовремя разглядеть психологический надлом у ребенка, подключить к решению проблемы специалиста для проработки травм.
    Третьим фактом как раз и является влияние извне: соцсетей, групп сверстников. Он не доминирующий, но формирующий так как подросток, желающий совершить какой-то девиантный поступок, может и не знать, как поступить, но увидев зримый пример, выберет для себя конкретную линию поведения. Сокращение негативных «образцов для подражания» может снизить количество подражателей массовых убийц, но следует понимать, что в советские времена, когда на экранах были только положительные примеры, пионеры все равно мучали кошек, дрались район на район.
    Это не исключает того, что положительных образцов сейчас должно быть больше в информационном пространстве, причем они должны быть важными, поощряемыми и популярными в обществе. Над этой проблемой надо глубоко работать как на уровне социума, так и на индивидуальном уровне непосредственно с каждым проблемным ребенком. Главное – не пропустить проблему, не бояться ее лишний раз обсудить со специалистом, чем потом кусать локти. Первые неблагополучные звоночки бывают всегда, например, доселе замкнутый ребенок вдруг становится развязным, или общительный и веселый начинает замыкаться в себе.   
     


    Дальше...
    Написал Моисеев Андрей (Андрей Моисеев) 17.12.2021 11:02
  • Правильным было бы вычеркивать массовых убийц из информационного поля, из истории. Возможно, необходимо ввести на законодательном уровне запрет на публикации их фотографий, имен, на вымарывании любого упоминания о них. Невозможно вычеркнуть такие события, они должны обсуждаться в обществе, но персоналии должны кануть в небытие. Они убийцы, им не должно быть места в нашей общей памяти. 
    Понятно, что социальные сети – это высокорентабельный коммерческий проект большого бизнеса. Зарабатывая на рекламе в таком хайповом кровавом контенте, владельцы соцсетей являются, по сути, подельниками массовых убийц. Хотя должны на программном базовом уровне блокировать такую информацию, равно как и связанную с терроризмом, экстремизмом, дабы избежать лавинообразного подражательства. Уровень технологий позволяет это сделать нажатием одной кнопки. 
    Вместо этого существуют даже медийные холдинги, которые специализируются на нелегальной покупке видеоконтента у оперативников, следователей, МЧС, охранных предприятий и т.д. Размещая его, они зарабатывают на просмотрах. Но поразительно, что транслируют кадры преступлений тех же массовых убийц практически без закрытия картинки и СМИ, у которых государство в том или ином виде является учредителем или спонсором.
    Таким образом, в этой сфере что-либо отрегулировать государству очень просто. Достаточно одного внятного и четкого сигнала из высших эшелонов. Сделать это можно и на уровне самих редакций, как это произошло во время серии крупных терактов в России, когда главные редакторы печатных СМИ собрались и договорились не публиковать «жесть» – изувеченные тела, кровь, и это негласное правило действует до сих пор. Нельзя государству отворачиваться от таких вещей, надо договариваться и с социальными сетями – у них охват больше, чем у некоторых видов СМИ, но ответственности меньше. И если журналист, его программа и медиаструктура несут по закону персональную и коллективную ответственность за недозволенный контент, то в соцсетях чем автор отвязнее, тем он популярнее, а, значит, богаче. И никакие формальные возрастные ограничения на сцены жестокости не работают, так как кто будет проверять: пользователю уже 18 или только 14 лет? В теневом интернете и вовсе нет никаких правил и ограничений.    
    Распространение жестокого контента, опасность роста подражательства несут большие риски для общества, поэтому правоохранителям, обществу надо не молчать, добиваться, чтобы их точку зрения о необходимости блокирования любой информации, популяризирующей колумбайн, услышали на самом высоком уровне. 


    Дальше...
    Написал Цветков Антон (Антон Цветков) 17.12.2021 11:04
  • Олег Березин Олег Березин

    Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров

    Эксперт