Инициативы по смягчению правил торговли алкоголем противоречат президентской стратегии демографического развития
В вопросах регулирования сбыта алкогольной продукции «закручивать гайки» правовыми методами – не всегда лучший путь. По крайней мере – это лишь один из возможных механизмов, так как проблема носит комплексный характер.
Как юрист хотел бы обратить внимание на два документа, имеющих стратегическое значение в вопросе сохранения здоровья нации. Это Указ Президента от 6 июня 2019 года № 254 «О стратегии развития здравоохранения». В нём угрозами национальной безопасности названы достаточно высокий уровень распространения наркомании и алкоголизма. И еще один президентский Указ 2015 года «О стратегии национальной безопасности». В его 72 пункте указано, что угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан также являются наркомания и алкоголизм.
А теперь давайте посмотрим исходя из данных документов стратегического планирования на предлагаемые инициативы либерализации торговли алкоголем. Они могут нас приблизить к решению поставленных президентом задач? А это не только борьба с указанными негативными явлениями, но и повышение продолжительности и качества жизни, решение демографической проблемы, которая очень остро стоит в России и так далее. На мой взгляд, не только приближают, но и отдаляют и очень серьёзно.
Подобные предложения со ссылкой на необходимость развития экономики можно назвать аспектом застарелого мышления, потому, что на экономику надо смотреть уже совсем по-другому. Мы сейчас находимся на этапе смен технологического уклада, на наших глазах те экономические модели, которые сложилась в 19-20 веке, очень быстро меняются. Глобальными трендами сегодня являются биоэкономика, цифровая экономика и даже пишут о паномике, когда во главу угла ставится не просто абстрактные прибыль бизнеса и создание рабочих мест, а человек, стабильное развивающееся общество.
Пивоваренная промышленность, которую предлагают простимулировать, она что, двигает прогресс, несёт какие-то новые технологии обществу? Эта сфера, если говорить в целом об алкогольной промышленности, однозначно негативна для общества, для конкретного человека. Но мы не можем пока отказаться от неё, это понятно. По отношению к ней надо действовать как с табаком, когда была создана на международном уровне однозначная стратегия борьбы с табакокурением, и Россия к ней тоже присоединилась. И бизнесу стало постепенно понятно, что эта сфера не перспективна. Алкоголь в целом по негативному влиянию на человека сильно не отличается от табака.
С пивом ситуация еще менее приятная. Относительно него звучат аргументы, мол, это не крепкий алкоголь, и возникает определённое лукавство. Пиву свойственны несколько особенностей. Первое: высокая пищевая ценность. Добавляем нашу привычную гиподинамию, и получаем ожирение, за которым следует целый букет заболеваний. Россия вырвалась в 2000 годы в мировые лидеры по ожирению. В пиве присутствуют фитоэстрогены, а это изменение гормонального фона, нарушение половой сферы, репродуктивного здоровья. О каком росте демографических показателей тогда может идти речь? Плюс, опять же, за этим следует комплекс других заболеваний, что является нагрузкой на социум, на экономику. Кроме того, в пиве присутствует газ, который является проводником этанола, а значит, вызывает быстрое опьянение и другие эффекты, которые характерны для газированных напитков.
И, кроме того, Россия – это не страна хорошего пива. Если говорить о дешёвом, доступном продукте, то это однозначно низкокачественная продукция. Которая, помимо уже указанных негативных последствий, причиняет в связи с этим существенный вред здоровью. Причем, в первую очередь молодым людям. То есть, тому поколению, за которое мы бьёмся в плане продолжительности жизни и повышения демографии.
26.07.2019
Комментарии