Из 400 миллиардов рублей потерь от экономических преступлений, 50 миллиардов – потери от криминальных банкротств

Существуют множество причин распространенности такого явления, как криминальные банкротства.  В первую очередь, это общее состояние экономики в стране, в конкретном регионе, благосостояние потребителей, колебания спроса. Тогда то, что первоначально не задумывалось как правонарушение, под влиянием ухудшения экономической ситуации, постепенно переходят в плоскость экономических криминальных действий, когда используется механизм банкротства для вывода активов, в результате которого добросовестные кредиторы ничего не получают, а аффилированные получает максимально. Замечено, что чем хуже экономическая ситуация в стране, тем больше банкротств, в том числе криминальных.

Преднамеренное банкротство по статистике начинается примерно за год до подачи заявления. Владельцы бизнеса предчувствуют проблемы: набранные большие кредиты, по которым растут проценты, неисполняемые обязательства поставщиков, подрядчиков и так далее. Во многих случаях это перерастает в криминальные банкротства, под которыми я понимаю преднамеренное и фиктивное. Зачастую фиктивное банкротство – это когда должник может рассчитаться, но запугивает, говорит «я банкрот, мои дела в плохом состоянии, подаю заявление, поэтому давайте договариваться, сделаем отсрочку платежей», то есть, по сути, это ложное объявление о своём банкротстве. А вот уже преднамеренное банкротство – это мошеннические действия экономического характера направленные на снижение удовлетворения требований всех добросовестных кредиторов, с целью сохранения  средств у должника или передачи их аффилированным кредиторам.

Статьи УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», «Преднамеренное банкротство»  и «Фиктивное банкротство»  работают, но достаточно мало. По статистике в 2016 году всего 17 человек были привлечены по ним к уголовной ответственности, хотя еще в 2015 таковых было 70. Арбитражные управляющие в прошлом году выявили признаки преднамеренного банкротства в 1636 случаях, фиктивного – в 44. Это где-то 20-30% от всех предприятий и организаций, которые проверялись на предмет криминальных банкротств. Кстати, арбитражные управляющие обязаны это делать по любому предприятию, которое банкротится. То есть, согласно статистике, небольшое количество случаев доводится до уголовных дел. Опять же по статистике, на долю криминальных банкротств приходится 0,13% от всех экономических преступлений. В стоимостном выражении – 50 миллиардов из 400 миллиардов рублей общих потерь от экономических преступлений по данным МВД. Надо признать, что это достаточно большая сумма.

В отличие от юридических лиц, у которых есть соответствующие службы, физическим лицам, для того, чтобы понять, что грядет фиктивное банкротство, допустим, строительной компании при долевом строительстве, необходимо отслеживать постоянно состояние дел. Для начала не стоит вкладывать в компанию – новичка на рынке, почитать отзывы, посмотреть рекомендации. Кстати, теперь по законодательству дольщики могут выкупить незавершенные строительством многоквартирные дома, но и достраивать их они должны будут сами.

07.09.2018

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • «Банкротство – законная процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в карман брюк и отдаёте пиджак кредиторам», – сказал французский писатель Тристан Бернар. Уже неплохо. А ведь есть ещё и незаконные – фиктивные и преднамеренные банкротства физических лиц и компаний с целью ухода от исполнения долговых обязательств. Криминальные банкротства стали бичом российской экономики и головной болью арбитражных судов, – признают специалисты. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что банкротства банков в 80 % случаев носят криминальный характер, связанный с выводом активов за рубеж. То есть, явление это явно масштабное и разрушительное.

    Трест, который… смылся?

    У тех, кто фиктивно банкротит своё предприятие, цели обычно предельно ясны, и настолько же незаконны: вывести активы, быстро обнулить компанию и списать долги на несостоятельность, а самим остаться при деньгах. Показательный пример: нижегородское ЗАО «Алтэкс» задолжало Сбербанку 527, 2 млн. рублей, федеральному бюджету в виде налогов –71,9 млн. рублей. Руководство выводит активы на подконтрольные ООО и подает заявление о банкротстве. Обман вскрывается, и начинается изматывающая череда открытых уголовных дел по статьям «мошенничество», «преднамеренное банкротство» и «уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере», судебных заседаний и взаимных претензий.

    Нас испортил квартирный вопрос

    Бурный расцвет криминальных кидков, простите, банкротств, пришелся на долевое строительство. А еще бы, это вам не мелочь по карманам тырить, там «ставки в игре» огромные. Плюс к этому: сложность сбора доказательств злого умысла подозреваемого или обвиняемого – необходимы десятки экспертиз: строительных, финансовых, бухгалтерских, психологических. Сложность сбора материалов по делу – обманутых дольщиков десятки, а иногда и сотни. Поди найти тех людей, которым иногда и жить-то негде. В итоге полицейское и судебное следствие длятся годами. А дольщики могут получить свои средства только по окончании процедуры банкротства компании и только в размере, которое позволят активы. Некоторые на фоне стресса до этого не доживают.
    И изменения в профильный №214-ФЗ в части усиления контроля за деятельностью застройщика, защиты прав и законных интересов граждан вносятся и вносятся (последние подготовлены Минстроем в июне с.г.), и криминальные банкротства – уголовно наказуемые деяния, а люди от мошенников страдают и страдают.

    Берешь чужие, не отдаешь свои

    Кстати, подсчитано, что резко возросло количество россиян-банкротов. За январь-октябрь прошлого года их набралось 26 тысяч, и это почти на 70% больше, чем в 2016. Как в случае с физическими, так и юридическими лицами вернуть долг очень сложно. В последние годы эффективность процедуры банкротства в России неуклонно падает. Через суд кредиторы могут получить лишь 3% своих долгов. В чем причина: слишком поздно возбуждаются дела о банкротстве, когда конкурсной массы как таковой уже не существует, в неэффективной системе реализации имущества, в неустойчивости законодательства, в менталитете бизнеса? Почему у нас вернуть свои деньги практически невозможно, а мошенники продолжают, по сути, безнаказанно, обирать граждан и государство?
    Написал П. В. (аdmin) 04.09.2018 12:48
  • В основе всех банкротств, в том числе криминальных, лежит простая схема: ты кому-то дал денег, а этот кто-то их не возвращает, карманы выворачивает и говорит: «знаешь, я денег не имею, процедуру банкротства затеял». Получается, своего рода, у него индульгенция.  Это несправедливо. Одно дело, когда человек возвращает долг частями, а в данном случае, у должника и намерения нет отдавать деньги, и, поскольку он банкрот, то и ничего и никому не должен.

    Это если речь идёт о физических лицах, а в случае с юридическими – нарушения происходят сплошь и рядом. При этом закон о банкротстве настолько оброс изменениями, поправками и прецедентами в правоприменительной практике, что появилось уже целое сословие людей, которые занимаются исключительно банкротствами и тем живут.  Это саморегулируемые организации, арбитражные и конкурсные управляющие.

    В моей практике редко приходилось встречать добросовестных арбитражных управляющих. В основном они, видимо, считают, что цель их существования состоит не в защите интересов кредиторов, а в том, чтобы как можно больше положить в свой карман. Приведу пример дела, которое находится в производстве у меня и коллег. Арбитражный управляющий, ставший впоследствии конкурсным, назначил себе оплату под 250-300 тысяч рублей в месяц и делает всё возможное для того, чтобы как можно дольше это конкурсное производство длилось. Обнаружил он имущества на 60 тысяч рублей, и вот по поводу этого имущества он иски заявляет, спорит, доказывает необходимость включения его в конкурсную массу. То есть, 300 тысяч в месяц он стоит, плюс едет в командировку, оплачивает себе три гостиничных номера – для себя, водителя и жены (она помощница конкурсного управляющего) и всё это за счет кредиторов для того, чтобы взыскать какие-то 60 тысяч рублей.
    Существуют в Уголовном кодексе статьи за фиктивное и преднамеренное банкротства. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление себя банкротом, а преднамеренное банкротство – это осуществление действий, которые делают невозможным дальнейшую финансово-хозяйственную деятельность, а, значит, расчет с кредиторами. На мой взгляд, это один из видов мошенничества, выделенный в отдельную статью  с целью упрощения правоприменения. На самом деле стало только тяжелей. По сути, эта статья толком не работает. Немало надо потратить времени на то, чтобы получить доказательства, что кто-то заведомо ложно банкротил предприятие, выводил активы. Проще сотрудникам полиции возбудить дело по 159 статье «Мошенничество» и в рамках этой статьи вести следствие, а не возбуждать экзотическую статью о фиктивном либо преднамеренном банкротстве.

    Несколько лет назад была история, когда из Ирландии вывели 5 миллиардов долларов и отмывали их здесь в России. И такое бывает, хотя, в основном наоборот. Почему они это сделали? Да потому, что здесь это легче сделать – деньги оттуда завели в Россию, якобы, они были инвестированы в какое-то ООО, закуплены объекты недвижимости. А потом исходя из «простоты конструкции» фиктивного и преднамеренного банкротства, всё это стало банкротиться, накупленные объекты недвижимости уходили с молотка, а бедные ирландцы бегали по российским судам и говорили: это же наше, у нас украли. Так там же есть добросовестные приобретатели, процедура банкротства, - отвечали им. 

    Те, кто хоть когда-то давал в долг деньги и ему не возвращали, знает, насколько это тяжело и обидно. По сути, тебе залезли в карман, а ты ничего не можешь с этим поделать. 


    Дальше...
    Написал Маркарьян Рубен (Рубен Маркарьян) 07.09.2018 11:23
  • Существуют множество причин распространенности такого явления, как криминальные банкротства.  В первую очередь, это общее состояние экономики в стране, в конкретном регионе, благосостояние потребителей, колебания спроса. Тогда то, что первоначально не задумывалось как правонарушение, под влиянием ухудшения экономической ситуации, постепенно переходят в плоскость экономических криминальных действий, когда используется механизм банкротства для вывода активов, в результате которого добросовестные кредиторы ничего не получают, а аффилированные получает максимально. Замечено, что чем хуже экономическая ситуация в стране, тем больше банкротств, в том числе криминальных.

    Преднамеренное банкротство по статистике начинается примерно за год до подачи заявления. Владельцы бизнеса предчувствуют проблемы: набранные большие кредиты, по которым растут проценты, неисполняемые обязательства поставщиков, подрядчиков и так далее. Во многих случаях это перерастает в криминальные банкротства, под которыми я понимаю преднамеренное и фиктивное. Зачастую фиктивное банкротство – это когда должник может рассчитаться, но запугивает, говорит «я банкрот, мои дела в плохом состоянии, подаю заявление, поэтому давайте договариваться, сделаем отсрочку платежей», то есть, по сути, это ложное объявление о своём банкротстве. А вот уже преднамеренное банкротство – это мошеннические действия экономического характера направленные на снижение удовлетворения требований всех добросовестных кредиторов, с целью сохранения  средств у должника или передачи их аффилированным кредиторам.

    Статьи УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», «Преднамеренное банкротство»  и «Фиктивное банкротство»  работают, но достаточно мало. По статистике в 2016 году всего 17 человек были привлечены по ним к уголовной ответственности, хотя еще в 2015 таковых было 70. Арбитражные управляющие в прошлом году выявили признаки преднамеренного банкротства в 1636 случаях, фиктивного – в 44. Это где-то 20-30% от всех предприятий и организаций, которые проверялись на предмет криминальных банкротств. Кстати, арбитражные управляющие обязаны это делать по любому предприятию, которое банкротится. То есть, согласно статистике, небольшое количество случаев доводится до уголовных дел. Опять же по статистике, на долю криминальных банкротств приходится 0,13% от всех экономических преступлений. В стоимостном выражении – 50 миллиардов из 400 миллиардов рублей общих потерь от экономических преступлений по данным МВД. Надо признать, что это достаточно большая сумма.

    В отличие от юридических лиц, у которых есть соответствующие службы, физическим лицам, для того, чтобы понять, что грядет фиктивное банкротство, допустим, строительной компании при долевом строительстве, необходимо отслеживать постоянно состояние дел. Для начала не стоит вкладывать в компанию – новичка на рынке, почитать отзывы, посмотреть рекомендации. Кстати, теперь по законодательству дольщики могут выкупить незавершенные строительством многоквартирные дома, но и достраивать их они должны будут сами.


    Дальше...
    Написал Алферов Валерий (Валерий Алферов) 07.09.2018 15:10
  • Мы занимаемся списанием долгов тех физических лиц, которые оказались в сложной ситуации, потеряли работу, получили кучу заболеваний, чаще всего предпенсионного возраста. Таких людей, на самом деле, очень много. В месяц примерно 50 человек заключают с нами договора на осуществление процедуры банкротства.

    Зачастую отличить физическое лицо, которое реально обанкротилось, или только претворяется таковым, невозможно. «В багаже» у всех одно и то же: потребительские кредиты перед банками, микрофинансовыми организациями. Приходят люди к банкротству в большинстве случаев по стандартной, широко распространённой схеме.

    Человек получает зарплату, которая является частично белой, частично серой (у нас до сих пор 60-70% населения получают серую зарплату), в какой-то период времени его сокращают или урезают серую зарплату. Человек пытается спасти свои банковские кредиты, и начинает набирать микрозаймы с сумасшедшими процентами. Он это понимает, берет один микрозайм, гасит другим и в итоге попадает в долговую яму. Именно микрофинансовые организации чаще всего являются самыми частыми причинами и инициаторами банкротств.

    На самом деле институт банкротства физических лиц выгоден и государству и банкам и людям. Каждый вклад банка застрахован, и если плохой кредит будет списан – для них это неплохой выход. Выгода государства состоит в том, что люди, которые имеют кредиты, перестают работать «в белую», ищут сторонние заработки, уходят от налогов в «серую зону».  Когда же человека пробанкротили, он с удовольствием возвращается в официальное русло.  


    Дальше...
    Написал Токарев Дмитрий (Дмитрий Токарев) 07.09.2018 15:23
  • Если для банков списание плохого кредита - выгодно, то почему они не стремятся списывать кредиты?
    Написал Yakin9 11.09.2018 17:49
  • Предложения от МФО -- очень значимое звено финансового сегмента РФ. Без них никак не обойтись. Либо пересматривайте кредитную политику банков.
    Написал Алексей Семенович Говнов 01.10.2018 19:44
  • Валерий Алферов Валерий Алферов

    Доцент департамента «Менеджмента и инноваций» Финансового университета при Правительстве РФ, член комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ

    Эксперт